Идею этого интервью подсказала моя коллега по «УЦ» Елена Никитина. Лена давно говорила, что ее дальний родственник, молодой, но уже достаточно известный баскетболист, играет и учится в США. Но я даже представить себе не мог, что речь идет о Святославе Михайлюке. Этот 17-летний талант уже успел попасть в символическую пятерку юношеского чемпионата Европы (U-16), стал самым молодым игроком взрослого чемпионата мира по баскетболу и достаточно неплохо проявил себя за океаном в своем первом сезоне в Студенческой лиге США (NCAA).
Не воспользоваться таким случаем, когда Святослав приехал на каникулы в родные Черкассы, я просто не мог. Наша телефонная беседа продолжалась достаточно долго и практически на все, даже не спортивные вопросы, молодой спортсмен отвечал подробно и детально. Видимо, сказался опыт общения с американскими коллегами. Думаю, что этот разговор будет интересен и поклонникам баскетбола Кировоградщины.
— Святослав, как начинался твой путь в баскетбол?
— Баскетболом увлекся, когда учился во втором классе средней школы, все благодаря моему учителю физкультуры Александру Николаевичу Молчанову. Он предложил попробовать свои силы, и с первых тренировок мне очень понравилось. Тем более что у меня стало неплохо получаться. А в 2007-м году нынешний главный тренер «Черкасских мавп» Максим Михельсон начал отбирать игроков в свою команду и пригласил меня в числе других ребят. К тому времени я уже понял, что моя жизнь будет связана с баскетболом. Тем более что наша черкасская команда достаточно успешно выступала в ВЮБЛ и занимала призовые места. В 16 лет я начал тренироваться с основным составом «Черкасских мавп» и играть за дубль. Наверное, играл неплохо, если получил приглашение от наставников юношеской сборной Украины.
— С игровой позицией определился сразу и как работал над снайперскими качествами?
— Еще в детстве стало понятно, что буду игроком задней линии, поскольку это амплуа соответствовало моим физическим данным. Но для того, чтобы успешно действовать на позиции второго-третьего номера нужно постоянно работать над броском, дриблингом, умением правильно играть в защите. После тренировок всегда оставался и под руководством тренеров шлифовал технику бросков с разных дистанций, отрабатывал различные варианты проходов и защитные навыки.
— В юношеских сборных ты был лидером, а в национальной команде стал самым молодым. Насколько сложно было адаптироваться среди более опытных мастеров?
— В сборной я чувствовал себя комфортно — как самому молодому мне все старались дать совет. В комнате жил с Юджином Джеттером, он много рассказывал мне о колледже, мы стали с ним хорошими друзьями и часто переписываемся. Очень помогли лучше освоиться и почувствовать уверенность в собственных силах Дмитрий Глебов и Максим Пустозвонов, которые постоянно советовали и подбадривали.
— Что особо запомнилось на чемпионате мира в Испании и как оцениваешь свою игру?
— Самым запоминающимся на мировом первенстве был поединок против сборной США. Все-таки посчастливилось сыграть против лучших баскетболистов планеты. Понятно, что волнение присутствовало, но старался не подвести партнеров и оправдать доверие тренеров. Думаю, согласитесь со мной, что мальчиками для битья мы для американцев не были. Хотя в целом вполне могли выступить лучше и выйти из группы в следующий раунд. Мог и я сыграть поуверенней и спокойней в отведенное Майклом Фрателло время на площадке. Но опыта сражений на таком высочайшем уровне — как мне, так и всей команде — немного не хватило.
— Решение о своем отъезде в США принимал самостоятельно?
— Я стоял перед выбором: поехать учиться в Европу или в США. Не скрою, что предложений было предостаточно. Но решил все-таки отправиться на родину баскетбола, где больше возможностей для профессионального роста. Меня приглашали несколько университетов, но я выбирал из двух — Вирджиния и Канзас. Остановился на Канзасе, поскольку он входит в пятерку лучших университетов Америки по баскетбольным программам. Здесь очень много выпускников впоследствии играли в НБА, а в студенческом чемпионате команда Канзаса уже 11 лет подряд выигрывает свою конференцию и выходит в плей-офф. Так-то город небольшой — всего 90 тысяч вместе со студентами, которых где-то 30 тысяч. Но в баскетболе здесь разбирается каждый, и все тебя знают. Наша арена вмещает 16 300 зрителей, и она постоянно забита. Баскетбол — здесь спорт номер один. Я бы даже сказал, что в Канзасе развит культ баскетбола. А в самом университете, помимо баскетбольной, есть команды по американскому футболу, бейсболу, волейболу и женскому соккеру.
Для того, чтобы поступить в университет, я сдавал тесты, как и все американцы. Это такое американское ВНО. Проверяли знание английского и математики. Раз приняли, значит, все сдал нормально. Знаете, до отъезда думал, что проблем с английским не будет. Но оказалось, что ошибался. Нет, в быту все нормально. А вот на первых тренировках пришлось осваивать американский баскетбольный язык, в котором термины и понятия отличаются от того, что мне было известно. Спасибо партнерам по команде, которые помогали и подсказывали. Например, играем комбинацию, и мне говорят «сингл даун» — у них это значит «заслон вниз». Мелочи, но их нужно знать.
— Насколько сложно было адаптироваться к новым американским реалиям?
— Сложности поначалу были с акклиматизацией и нужно было привыкнуть к требованиям американского баскетбола. Здесь упор больше делается на физическую мощь, которой мне недоставало. Так что приходилось больше работать в тренажерном зале и крепнуть в физическом плане.
— Расскажи о тренировочном процессе в вашей команде.
— Вначале час подготовки в атлетическом зале, а затем мы переходим в игровой зал, где еще два часа работаем с мячами над различными комбинациями, отрабатываем броски, игру в нападении и защите. Спортивный зал открыт 24 часа в сутки. Ты можешь приходить когда угодно и бросать сам — там всегда есть мячи и машина, подающая их. Здесь все сделано для игрока, у тебя есть все условия, можешь себе позволить абсолютно любую спортивную прихоть. Я говорю не только о самолете команды, игровой и тренировочной форме и так далее, а о самом тренировочном процессе. Здесь следят, чтобы ты не перенапрягался, но, если у тебя есть силы и желание, работай сколько хочешь.
— А как обстояли дела с учебой, которую приходилось совмещать с постоянными тренировками и играми?
— Нагрузки здесь несколько меньше, чем в Украине. С утра в университете одна-две пары, потом отдых или репетиторство, расписанное для спортсменов: ты приходишь, и тебе помогают с уроками. Кстати, во время сезона репетиторы летают вместе с нами на выездные матчи, и таким образом мы не отстаем от программы.
В целом уровень образования достаточно высокий. Но мы не сидим по 4-5 пар. Хватает несложных онлайн-курсов и одной-двух пар в день. Я учусь в группе с иностранцами, по крайней мере, пока это интересно. В первом семестре меня просто определили в английские классы. Во втором я взял еще два предмета: «Лидерство и лидерские качества» и о здоровье — как правильно питаться и использовать свое тело. Успеваемость у меня хорошая. По нашей старой системе я твердый хорошист. Первый год — это обучение без специальности. В течение него я должен определиться относительно своих предпочтений. Пока я не знаю, что в будущем выберу, возможно, финансы. Но это так, первое, что сейчас пришло мне в голову. Нужно еще хорошо подумать над этим и определиться. Я понимаю, что всю жизнь не смогу играть в баскетбол, поэтому нужно развиваться. Не знаю, возможно, где-то в будущем буду заниматься бизнесом, финансы всегда пригодятся.
— Несколько слов о бытовых условиях…
— Я живу со всеми в общежитии, недалеко от университета. У меня своя комната, у моего соседа — своя и холл. Получается как трехкомнатная квартира, а там это считается общежитием. Для студентов в общей столовой еда бесплатная, а после тренировок мы с командой едем покушать в какое-то заведение, тоже за счет университета.
— Вернемся к баскетболу. Кратко оцени свой первый сезон в NCAA?
— Я приехал в команду после чемпионата мира позже всех. А тут снова оказалось, что я самый молодой в новом коллективе. И поначалу мне было невероятно трудно на тренировках конкурировать со старшими и более опытными ребятами. Сейчас я уже привык и, возможно, сам подтянулся. Понял, что требуется, прибавил в физической мощи и полностью адаптировался. И, что важно, я понимаю американский баскетбол. Здесь ты должен строго выполнять то, что от тебя требуется. Фактически же ты не имеешь права на техническую ошибку. Многое зависит и от требований тренера. Пассивного дриблинга или движений не по делу здесь не приемлют.
Вначале сезона я играл чуть больше, но затем немного потерял уверенность, и тренеры стали больше доверять другим. Все первокурсники должны пройти этот этап. Очень мало новичков приходят и сразу играют по 25-30 минут. В команде я единственный иностранец, но никакого дискомфорта не ощущаю. Коллектив очень дружный, все стоят друг за друга стеной. В этом году в команде не было четверокурсников, поэтому никаких «крещений» не проходил. А команда выступила неплохо, выиграла свою лигу, вышла в «Мартовское безумие» или в плей-офф, но там уступила «Уичите Стэйт», хотя шансы пройти дальше были равные. У нас классная команда, и в будущее я смотрю с оптимизмом.
— Насколько мне известно, ваша команда встречалась с президентом США Бараком Обамой?
-Это была рабочая поездка президента Обамы в Канзас. Зная о хороших баскетбольных традициях в нашем университете, Барак Обама сам изъявил желание встретиться с командой. Он с каждым из игроков перекинулся парой слов, спросил: как дела? Сказал, что следит за студенческим чемпионатом и знает о наших успехах, затем поговорил с тренерами и в заключение — было фото на память. Мне показалось, что Барак Обама совершенно искренний, открытый к общению и позитивный человек. Никакой надменности и пафоса я у него не заметил. В целом же было очень приятно от того, что ты встретился с одним из самых влиятельных политиков мира.
— И в завершение, расскажи о своих дальнейших планах?
— Сейчас в родных Черкассах, огромное спасибо, мне предоставили возможность тренироваться вместе с «Мавпами». Совсем скоро планирую возвратиться в США, где в тренировочном лагере буду готовиться к старту следующего студенческого чемпионата США. Из сборной Украины, которой в сентябре этого года предстоит выступление на чемпионате Европы, со мной пока никто не связывался. А вот Майкл Фрателло, когда я играл в США, держал со мной связь и давал мудрые советы. Жаль, но, насколько мне известно, этот классный тренер, выведший нашу команду на совершенно новый уровень, больше не будет работать с национальной сборной Украины. Но Фрателло вселил в нас уверенность, и главное, чтобы его последователи продолжили идти по такому же пути. Я же этот чемпионат Европы наверняка пропущу. Как говорилось в известном фильме — на мой век еще хватит, а сейчас нужно подготовиться к следующему сезону, который, уверен, будет лучше, чем предыдущий. Всем же вашим читателям и украинцам вообще желаю успехов и надежды на то, что на нашей земле снова наступит мир.
Юрий Илючек, «УЦ».