Чуть больше года прошло с тех пор, как центральная площадь Кировограда была переименована. Горсовет решил, что она не должна больше носить имя Кирова, памятник которому был снесен с постамента, и перекрестил ее в Героев Майдана.
Сразу же после этого отдельные представители общественности стали высказываться о том, что с переименованием поторопились. Озвучивались и публиковались пожелания обсудить разные варианты названия, что новое имя площади должно быть нейтральным, что в украинском варианте несуразно звучит «майдан Героїв Майдану», что на месте отдыха и развлечений не уместен постамент с фотографиями погибших. Поговорили — и всё. Взять на себя ответственность за еще одно переименование с дальнейшей реконструкцией площади никто из власть имущих не решается.
Свое видение формулы площади «УЦ» изложил заслуженный архитектор Украины Виталий Кривенко.
— Изречение, что архитектура — это застывшая музыка, иногда настораживает. Оглянувшись вокруг, убеждаемся, что не все построенное ассоциируется с застывшей музыкой, а многое вообще не должно было появляться и тем более называться архитектурой. Можно не читать неинтересную книгу, от плохой живописи — отвернуться, уйти с концерта и не слушать скучную музыку. Архитектура же — это искусство, которое влияет на людей постоянно и независимо от их желания. В давние времена говорили: «Мы создаем города, а потом города создают нас».
В наследие Кировограду от Елисаветграда достались и чудом сохранились строения, которые действительно можно назвать застывшей музыкой. Они в основном расположены в центральной исторической части города. В первую очередь это застройка улицы Дворцовой, частично — Большой Перспективной и выборочно — по всему центру. Хочется в очередной раз напомнить о том, что даже очень хорошая музыка исчезает, если ей не уделяют должного внимания, а тем более — объекты архитектуры, которые нужно оберегать от сиюминутных веяний, непрофессиональных перестроек и достроек.
Только создав целостный по стилю и объему градостроительный ансамбль с соответствующим уровнем благоустройства, можно получить городскую среду, комфортную для проживания и жизнедеятельности человека. Для этого нужны финансовые возможности, талант и время. Академик архитектуры Иван Владиславович Жолтовский говорил: «Важен талант архитектора, но еще важнее — талант заказчика». В наше время это высказывание особенно актуально. Кто нынче заказчики? Часто финансово поднявшиеся на волне времени местные бизнесмены, нанявшие архитектора, но, уверовав в то, что разбогатевший предприниматель автоматически становится талантливым во всем, диктуют специалисту «свое видение» объекта архитектуры по принципу: кто платит, тот и заказывает музыку. Результаты таких экспериментов в сочетании с соглашательской беспринципностью части «архитектурной братии», желающей в первую очередь заработать, можно видеть сплошь и рядом на улицах Кировограда. Скоропалительные решения часто меняющихся властей также оставляют след на улицах и площадях города. Примером может служить одномоментное переименование центральной площади.
Площадь создавалась десятилетиями не одним поколением на месте уничтоженных пожаром 1834 года строений, принадлежащих елисаветградскому городскому голове Фундуклею. Его сын, получивший этот участок с постройками в наследство от отца, передал его после пожара безвозмездно в городскую собственность. От сгоревших строений на участке оставались только каменные подвалы. Постепенно на этом месте были возведены административные здания, в которых разместились городская дума, полицейское управление и другие учреждения. Пристроенные помещения предназначались для городской пожарной службы. Свободная территория перед зданиями со временем превратилась в городской бульвар с фонтаном, павильонами и цветниками, ограждением и соответствующим благоустройством. Бульвар стал любимым местом отдыха горожан. В советское время на месте бульвара образовалась площадь с памятником Кирову, двумя фонтанами и большой заасфальтированной территорией. Только несколько старых катальп напоминают о бывшем бульваре.
Застройка по периметру площади никогда не была безукоризненной. Бытующее мнение о Елисаветграде — Кировограде как о маленьком Париже несколько преувеличено. Даже в послевоенные годы на углу улиц Карла Маркса и Дзержинского стояло невзрачное одноэтажное здание, в котором размещался книжный магазин, а рядом с ним, вдоль улицы Дзержинского, красовалась стандартная Доска почета. В пятидесятые годы на их месте возведено вполне пристойное здание гостиницы «Украина» с рестораном на первом этаже. Зеркально достроенная вторая половина Госбанка заполнила разноэтажный провал между строениями и примкнула к дому, в котором сейчас размещено казначейство. Кафе «Юность» (теперь торговый дом «Манхеттен»), несмотря на то, что строилось по конкурсному проекту, внесло диссонанс в окружающую застройку своим стилевым несоответствием. Разноэтажными до реконструкции были здания вдоль улицы Ленина (напротив площади).
В шестидесятых годах прошлого столетия осуществлена перестройка зданий нынешней облгосадминистрации, областного совета и КГТРК. Надстройка третьего этажа, облицовка керамической плиткой до неузнаваемости изменили фасады исторических зданий, нарушили высотный масштаб застройки всей площади. Не выдерживает никакой критики так называемая реконструкция гостиницы «Украина» с несуразной надстройкой. Как раз это здание вполне соответствовало масштабу окружающей застройки и не требовало увеличения этажности. Этот недострой с обветшалыми фасадами «украшает» центральную площадь, а часто сменяющиеся городские власти не в силах повлиять на его владельцев. Пришли в негодность и дорожное покрытие площади, освещение, а перегруженность рекламой перешагнула допустимый предел. Необходимость разработки общего проекта, упорядочения застройки и благоустройства площади очевидны.
Направленность этой работы напрямую зависит от дальнейшего предназначения и наименования площади. Городской бульвар, а впоследствии — главная площадь города, до недавнего времени носившая имя Кирова, исторически сложилась как место отдыха, развлечений и собраний горожан. Поэтому площадь 260-летнего города должна иметь нейтральное название и оставаться местом общегородского значения, не подчиненным отдельным событиям или личностям. Совмещение места скорби и памяти с местом отдыха недопустимо, так как сужает значимость того и другого.
Я убежден, что для увековечения памяти героев Майдана необходимо определить другое место, предложенные варианты размещения обсудить с общественностью, объявить конкурс на проект площади с установкой памятного знака. Выполнить его не наспех, а качественно, из долговечных материалов, чтобы эта площадь вошла в перечень существующих и недавно созданных площадей и монументов, раскрывающих все грани действительности и исторической памяти нашего города.
Записала Елена Никитина, «УЦ».
треба повернути першу, історичну назву
«Майнад героїв Майдана» несуразно звучит, а «Дворцова» -«суразно»? :scratch:
Гарна стаття, тверезий містобудівничий підхід. Без ідеологічного похмілля.
Так, це правда.
В яке провінційне місто не поїдеш, то і є маленький Париж.
ОДА і колишній готель України мають сумний вигляд. Назва площі дійсно не відповідає ні часу, ні місцю.
Увечері це якась темна пляма в центрі. Невже, немає коштів, щоб хоч центр міста був світним?
Найпростіше, що можна зробити нині, це перейменувати центральну площу і Двірцеву.
Можливо, майдан Волі і, відповідно, Театральна. На місці пам’ятника зробити фонтан.
Є багато вулиць з непевними назвами, то їм можна дати імена й Героїв Майдану, і Героїв нинішньої війни за незалежність України.