Те почетные граждане Кировограда, кто хотел высказаться в рамках нашего проекта и кому было что сказать, это сделали. Мы решили больше никого не уговаривать и не ждать умных, а главное – нужных слов от тех, кто на «почетную» трибуну не вышел. И без того сказано немало.
Почти половина наших почетных респондентов высказались за необходимость собирать их вместе и в рамках круглого стола находить пути решения той или иной сложившейся сложной ситуации в Кировограде. Возможно, это стоит делать. Хотя у нас существует масса общественных советов при множестве структур, где есть возможность высказаться. А что касается круглого стола, то он у нас получился, хоть и виртуальный.
Многие наши читатели услышали сказанное почетными гражданами Кировограда, о чем свидетельствовали письма и звонки в редакцию. Вы просили передать слова признательности за честность и принципиальность, что мы с удовольствием делали. Очень хотелось бы, чтобы все сказанное и опубликованное нашло отзыв в головах и душах тех, кто способен что-то изменить, что-то решить. Если для этого нужен круглый стол, где будут выделены акценты, мы уже представляем вашему вниманию его результаты.
В прошлом глава города, а ныне строитель Николай Москаленко сказал, что знает многих людей, «которые готовы помочь городу. А сами горожане, власть что делают для Кировограда? Меня поражает, ужасает и возмущает то, что “творят” с архитектурой, со строительством». Развивая эту тему, Николай Иванович заметил: «Ни один мэр, ни один архитектор не сказал, что не будет совершать преступление против горожан. И таких преступлений по городу очень много». И, конкретизируя и предлагая решение: «Если асфальтируют улицу, на документах должны расписаться руководители водоканала, облэнерго, тепловики и так далее. И если уже заасфальтировали, а через три дня приходят за разрешением вскрыть покрытие – что-то там прорвало, ему надо указать на его подпись и сказать, что за свой счет он не залепливает дыру, а по новой кладет асфальт». Казалось бы, ничего сложного, но для Кировограда почему-то нереальное.
Заслуженный архитектор Украины Виталий Кривенко вышел за рамки проблем архитектуры города и говорил о глобальных проблемах. «Когда создается почва для коррупции? В момент получения продуктового набора, денег или другого вознаграждения за поддержку дарящего кандидата в депутаты. Берущий взятку (а это не что иное, как взятка) представитель электората знает, что эта “помощь” разовая – только перед выборами. Также понятно, что тот, кто раздает заготовленные пайки за голос, будет компенсировать свои затраты давно известными способами, игнорируя мораль и закон.
Таким или подобным образом в депутаты проникают многие. Их немало в любом депутатском корпусе. Они негласно группируются для так называемого решения вопросов. Они входят в разнообразные комиссии, голосуют “как надо”, оказывают влияние, а в некоторых случаях – давление на чиновников горисполкома и работников других городских служб. Так рождаются пресловутые кировоградские “405-е решения”, дерибанятся Лесопарковая, скверы Аксенкиной, Павлика Морозова, Тараса Шевченко, размещаются “торговые точки” на тротуарах, пристройки к памятникам архитектуры и многое другое. А учитывая, что в престижных местах нередко получают участки под застройку работники правоохранительных органов, судов, прокуратуры и других служб надзора, появляется уверенность в безнаказанности за незаконные действия».
Виталий Ефремович предостерегает земляков: «Скоро очередные выборы. Уже сейчас будущие кандидаты делают “фигуры высшего пилотажа” перед электоратом. Борются за справедливость, создают разоблачающие комиссии, напоминают, предостерегают… и готовят очередные предвыборные продуктовые наборы. Они их раздарят и, очевидно, станут “слугами народа”. Так не удивляйтесь, если вдруг окажется, что приватизирована река Ингул или Балашовский мост и за проезд по нему нужно платить, а может быть, за что-нибудь другое… Все зависит от “цены вопроса” и фантазии дающего». Это посыл к каждому горожанину, информация к размышлению для нас, электората.
Как реформировать систему здравоохранения на уровне города, знает доктор Виктор Мягкий. Он много лет анализирует происходящее и не защищает и не оправдывает систему, в которой трудится всю свою жизнь. Он критикует, и критика его здравая. «Система здравоохранения построена на том, чтобы пациенты все время просили. Нашего несчастного человека ставят в позу просящего. Ему создали такие условия, что он невольно лезет в карман и хочет оттуда что-то достать, иначе ему не окажут помощь. Это все плачевно.
Многие обращались к врачу по блату. Что происходит в этом случае? Человека обследуют за три-четыре часа. И клинические, и биохимические исследования, и рентген, и ЭКГ, и УЗИ делаются на месте и в сжатые сроки. Такой подход должен быть ко всем без всякого блата».
И потом – просто азбучные истины: «Как у нас определяется, что врач работает хорошо, лучше других? У него шесть пальцев на руке или три головы? Нет. Хорошо работает тот врач, который не берется за тяжелые случаи. Это нонсенс! Наши беды от того, что многие руководители не отвечают за результат работы. Главное – промолчать, начальнику поклониться, флаг поддержать, нужный лозунг выкрикнуть». Свой спич Виктор Михайлович резюмировал пессимистично-оптимистичными словами: «Вот такие не очень хорошие дела в медицине. Бороться с этим – как с ветряными мельницами. Но я продолжаю борьбу».
А Владимир Курбатов с высоты своих лет и опыта – жизненного и профессионального – имеет права на слова: «Я знаю всех руководителей города. Многие творили и созидали, творила и созидала с ними громада. Но некоторые – вытворяли, и жители тоже вытворяли».
Надеющимся на то, что заграница нам поможет, Владимир Ильич ответил: «Нам очень долго придется идти к Европе. Этот путь нелегкий. И там тоже не все сладко, и там надо не работать, а вкалывать, чтобы жить достойно. Мы, к сожалению, не можем вкалывать».
Есть у почетного гражданина Кировограда Курбатова и советы по выходу из сложной финансовой ситуации. Надо бы их вложить в уши представителям городской власти: «Я уверен, что можно отменить решения горсовета, которые больно ударяют по интересам горожан, направлены на уничтожение зеленых насаждений. К тому же не понимаю, как можно было принять такую низкую ставку налога на недвижимость. Это же бюджет города! Почему вы стесняетесь брать деньги с богатых, с нашей элиты? Они имеют возможность пополнять бюджет».
Академик Михаил Черновол дал такую пищу к размышлению, что мы долго «приходили в себя» от сказанного им. «Я придерживаюсь точки зрения, которая гласит: успех или провал реформ зависит прежде всего от большинства населения страны, а не от конкретных персон. Чем мы, украинцы, отличаемся от прибалтов, чехов, поляков, венгров и других восточных европейцев? Почему у них реформы пошли, а у нас буксуют? Причин, конечно, много, но я хочу обратить ваше внимание на две.
Во-первых, у нас долго не было (да и сейчас нет) полного единодушия нации по основным вопросам развития страны, в отличие, например, от прибалтийских республик, которые, едва получив независимость, волей абсолютного большинства своих граждан дружно двинулись в сторону Евросоюза.
Народы стран Восточной Европы терпеливо, с пониманием пережили очень нелегкие времена “шоковой терапии”. Сейчас “шоковая терапия” наступает у нас: зарплаты заморожены, урезаны пенсии, резко возрастают платежи в жилищно-коммунальной сфере, инфляция, сокращение штатов и т.д. Понимают ли большинство украинцев необходимость и вынужденный характер таких реформаторских шагов, готовы ли они перетерпеть эти нелегкие времена ради будущего детей и внуков? Уверен, многие украинцы не готовы к такому восприятию реформ, хотя в них нет ничего принципиально нового, – аналогичный путь прошли многие европейские страны.
Второй причиной того, почему мы так плохо живем, я бы назвал низкий уровень культуры в нашем обществе. Под низким уровнем я подразумеваю не только ободранные подъезды многоэтажек, мусор на улицах и в придорожных посадках, отсутствие нормальных общественных туалетов, но и нежелание многих сограждан соблюдать писаные законы и неписаные правила, платить налоги и т.д.». Перечитайте еще раз и задумайтесь, примерив эти слова к себе.
Александр Саинсус, совсем недавно «вернувшийся» из власти, опытный производственник, считает, что «самое главное в сфере социальной защиты человека – рабочее место. Дай трудоспособному человеку возможность работать, и он сам себя социально защитит».
Что касается рабочих мест и квалификации работников, Александра Дмитриевича «беспокоят образование, подготовка кадров. Правительство намерено уменьшить количество вузов. Обсуждался вопрос реформирования среднего образования. Самое дорогое для нас, как известно, – дети, которым мы хотим дать все лучшее. При таком подходе к отрасли, куда мы хотим повести страну? Кому ее доверить? Может, надо не сокращать количество вузов, а повышать их эффективность?»
И, конечно, экс-городской голова не мог не сказать о местном самоуправлении, о децентрализации власти. «Тревожно. Не хочется, чтобы полномочия передали, а средствами их не подкрепили. Налоговики озвучили цифры по области: в связи с перераспределением налогов между бюджетами областная казна теряет 300 миллионов, а получает 260, то есть примерно все обнуляется, а полномочия и ответственность добавляются. Децентрализация должна быть справедливой и разумной. Полномочия должны быть подкреплены ресурсами. Нельзя обманывать регионы и общество. Любая свобода, как и полномочия, должна иметь свои рамки управляемости. Тогда эффективность будет обеспечена».
Мэтр культуры и хореографии Анатолий Кривохижа уверен в том, что «государство начинается с культуры. Культура – это все, начиная с информации, включая все жизненные устои. В Кировограде, к сожалению, не все благополучно с традициями, которые сохраняли бы данное Богом».
И – заповеди от Кривохижи, которые красной строкой должны быть записаны в должностных инструкциях чиновников от культуры всех рангов: «Люди, назначенные для управления искусством, и те, кто их назначает, должны осознать: должность – это еще не знания и Богом данный талант. Отсутствие профессиональных знаний в таких случаях напоминает общение глухого с немым, поэтому, пока художественными учреждениями будут руководить не профессионально подготовленные люди, а случайно назначенные, эта традиция будет вечной».
Есть свой рецепт успешной работы у Анатолия Короткова: «Почему в каких-то отраслях, организациях дела обстоят не так, как, допустим, в нашем комплексе? Отвечу просто: их руководители не больны тем, чем они занимаются. У них есть свои цели – машины, острова, купаться в деньгах. Для меня это неприемлемо.
Мне бы очень хотелось, чтобы руководители любого уровня, в любой отрасли горели на работе, были одержимы своим делом. Как у нас раньше было? Брат, кум, сват. Каждый норовит поставить своего на нужную должность. Ребенок простого смертного после окончания вуза не мог найти работу. Нужны или связи, или полный карман денег. Надеюсь, очень надеюсь, что все это в прошлом.
У нас развалилось много заводов. Ну не нашлось менеджеров, которые могли бы их сохранить и восстановить. В те времена каждый думал, как побольше урвать, поэтому раздерибанили наш производственный потенциал. К счастью, что-то удалось сохранить. Но тысячи безработных! Зато у нас кругом рынки, уже не хватает тротуаров – везде стоят люди. Такая у нас жизнь».
Что касается перспектив, Анатолий Егорович рекомендует: «Надо перетерпеть, быть более собранными, сосредоточенными, держаться, оберегать друг друга. У кого-то возникли материальные трудности – поделиться. Надо успокаивать друг друга, верить в то, что мы все-таки решим социальные проблемы, придем к хорошему».
Андрей Райкович, известный предприниматель, член горисполкома, констатирует, что в областном центре «практически нет мощной власти, нет мощной вертикали, нет городского головы». Как следствие – «Мы всё доводим до полного износа без капитальных ремонтов, без строительства нового. А ведь это путь в никуда, путь к разорению, к экологическим проблемам, к необратимым разрушительным проблемам. Своевременность выплаты зарплаты бюджетникам – это очень важно. Но есть коммунальное хозяйство, которое должно развиваться, в которое надо вкладывать определенный капитал, чтобы поддерживать его в хорошем техническом состоянии.
В городе очень много сложных и непонятных проблем с приватизацией земли. Мы, как Кувейт, город заправок, банков и торговых точек. Производства нет, а малейший клочок земли отдаем под торговую точку или кафе, причем независимо от того, нужны они там или нет. Я убежден, что нужно брать уроки из прошлого, когда пункты общественного питания рассчитывались в зависимости от количества населения, загруженности микрорайона. Нельзя превращать населенный пункт в город ресторанов и кафе. Где промышленность? Откуда брать деньги, чтобы ходить в кафе?»
Андрей Павлович не обошел вниманием предстоящие местные выборы: «Очень важно и необходимо, чтобы в областном и городском советах было не хаотически созданное, не договорное, а конструктивное большинство».
Вот это конструктив! Вряд ли еще где-нибудь одновременно прозвучит столько здравых мыслей, столько разумных советов. Наше общение вселило надежду на то, что в Кировограде есть люди, понимающие, что происходит, дающие себе отчет в словах и действиях, и, главное, способные взять на себя ответственность за тот или иной сегмент нашей городской жизни. Обещаем, что наш проект не закроется. Мы будем «дергать» наших почетных экспертов по тому или иному вопросу. Вы, наши уважаемые, подтвердили неслучайность присвоения вам звания «Почетный гражданин Кировограда». Так будьте любезны оставаться с горожанами в нелегкое для них время. Нам общение с вами очень понравилось. Надеемся на взаимность.
Подготовила Елена Никитина, «УЦ».