В прошлый четверг с кировоградцами приехали весьма серьезно поговорить – на языке тела и музыки. Пока единственный в Украине полноценный театр современной хореографии «Киев модерн-балет» под руководством признанного мастера своего дела Раду Поклитару, известного большинству украинцев по телевизионному шоу «Танцюють всі», привез на периферию немного высокого искусства.
Читать слова о танцевальной драматургии – все равно что судить о «Битлз» по напеву условного Рабиновича из анекдота. Видеть нужно, слышать и чувствовать. Поэтому отметим только, что представлены были два одноактовых спектакля, в которых под классическую музыку (Равель, Бах) и этнические мотивы из разных мировых культур танцовщики без слов противопоставляют «стадное» индивидуальному, иллюстрируют скоротечную человеческую жизнь через чувственные отношения между полами. Драматизм любовного треугольника и легкость флирта, ожидание и потеря, неумолимое приближение старости и смерти…
Было очень сильно, в общем, будет такая возможность – обязательно сходите на «Киев модерн-балет», даже если не считаете себя глубоким ценителем современной хореографии. Сам автор и постановщик спектаклей театра, к слову, уверен, что плохой публики не бывает. Об этом Поклитару рассказал в коротком интервью, которое нам удалось записать уже практически «на чемоданах» – гастрольный тур труппы продолжается.
Справка «УЦ»: Раду Поклитару родился в Молдове в семье артистов балета, и, по его собственным словам, просто не имел выбора – любить этот самый балет или нет. Начал заниматься в кишиневском Дворце пионеров в глубоко дошкольном возрасте, позже учился в хореографических и музыкальных училищах и балетных школах в Москве, Одессе, Кишиневе и Перми, затем – в Белорусской академии музыки. Работал в Большом театре оперы и балета Беларуси, является гражданином этой страны, дипломированный хореограф, искусствовед и преподаватель теории хореографии. Ставил спектакли в Большом театре Республики Беларусь, Минском музыкальном театре, работал главным балетмейстером Молдавской национальной оперы. Позже, как свободный художник, ставил балеты в Украине, Белоруссии, России, Латвии, создавшие Поклитару репутацию одного из главных подвижников современного танца и прогрессивной режиссуры на постсоветском пространстве. С 2005 года живет и работает в Украине.
Для «Киев модерн-балета» и его директора визит в Кировоград на прошлой неделе стал первым в истории театра. Мы не могли не спросить, почувствовал ли господин Поклитару особую атмосферу танцевальной столицы Украины. Оказалось, к слову, что с танцевальным «нашим всем» региона, Александром Лещенко, у маэстро есть довольно давняя общая история.
– Принимали замечательно совершенно – я не знаю, с чем это связано. И только в конце, когда у меня брали автографы, подходили руководители коллективов, ребята, которые танцуют, я вдруг понял, что Кировоград не так прост. Что-то танцевально-особенное в нем есть. С Сашей Лещенко меня связывает очень давняя дружба, и могу сказать, что он был участником проекта, который был до «Киев модерн-балета» – Le Forze Del Destino. 2005 год, это 10 лет тому назад. Саша Лещенко участвовал в нем как артист балета. Это то, почему появился «Киев модерн-балет». Но Саша уже в театре не участвовал. Тогда он был очень маленьким, очень худеньким, у нас было два Саши – Саша-беленький и Саша-маленький. Так вот Лещенко был Саша-маленький. Прошло два года, Саша-маленький приходит в зал, и я понимаю, что он выше меня ростом… Потом прошло еще какое-то время, мы с ним не пересекались творчески никак. В конце концов, случилась Олимпиада в Сочи, где Саша был моей правой рукой, помогал мне ставить это грандиозное шоу, которое посмотрело 3 миллиарда человек.
– К слову, о миллиардах: кого именно вы видите своим основным зрителем? Все-таки ваши постановки – это не танцевальные шоу в привычном понимании…
– Я считаю, что нет плохих или хороших зрителей. Есть плохие или хорошие спектакли. Надо меньше перебирать – мы являемся обслуживающим персоналом, мы сфера обслуживания. Мы должны предоставить хороший продукт и хорошо его продать. Мы должны понравиться – в этом наша задача. Если я приду в супермаркет ночной на окраине, а продавщица мне скажет: «Мне твоя морда не нравится, я тебе колбасы не продам», так не может быть, я, покупатель, все равно главный.
– Вы родились в Молдове, учились и работали в России и Беларуси – почему в итоге осели именно в Украине?
– Я уже об этом говорил – в 2005 году я поставил по заказу мецената Владимира Филиппова спектакль Le Forze Del Destino, антрепризный спектакль. После окончания этого проекта Владимир Витольдович сказал: «Получилось шикарно, давай сделаем театр». Так что это Украина меня выбрала в его лице. И в первые годы жизни «Киев модерн-балета» мы были как сыр в масле, потому что Владимир Витольдович выделял большое количество денег для создания репертуара. Кстати, сегодня вы видели балеты «Болеро» и «Дождь», которые были созданы в тот золотой период, когда не нужно было искать деньги, они просто были.
К слову, два года назад театр стоял на грани закрытия – после кризиса 2008 года меценатская поддержка начала иссякать. Самим Раду Поклитару тогда поднимался вопрос о том, чтобы «Киев модерн-балет» взяло под свою опеку государство, присвоив ему статус национального. Этого, впрочем, так и не случилось, но театр выжил.
Напоследок мы не могли не спросить о том, как вполне интернациональный человек искусства ощущает себя в сегодняшней украинской ситуации, которая очень напоминает то, что происходило в 1990-х в его родной Молдове и закончилось ее фактическим разделением. Раду Поклитару был краток, и комментировать его мы не станем – сказано исчерпывающе:
– Я думаю, что есть люди, которые должны решать эти проблемы, и они должны решать их более успешно, чем они делают это сейчас. И это явно не хормейстеры, директора театров и хореографы…
Андрей Трубачев, фото Елены Карпенко, «УЦ».