Не так давно министр образования Украины Василий Кремень сообщил представителям масс-медиа, что его министерство готовит пакет документов, необходимых для присоединения Украины к Болонской декларации. Для большинства наших сограждан, отнюдь не являющихся экспертами в области методики современного высшего образования, сухие термины “Болонская декларация”, “Болонский процесс” и все, что за этими словами скрывается, остается Terra Incognitа. Поэтому “УЦ” решила восполнить образовавшийся пробел и поближе познакомить своих читателей с некоторыми нюансами приведенных выше документов и терминов.
В июне 1999 года в итальянском городе Болонья министры образования почти 30-ти европейских государств подписали соглашение о создании единого образовательного пространства Европы (на данный момент количество стран-подписантов перевалило за 40). Это соглашение получило название “Болонской декларации”. С помощью единой зоны высшего образования Европа планирует повысить качество и доступность образования и потеснить США на рынке высшего образования. К 2010-му году каждая из стран, принявших к исполнению Болонское соглашение, обязана провести реформу своей системы высшего образования (то же предстоит делать и Украине, как только ее представитель поставит свою подпись под документом).
В рамках этой реформы страна обязуется в первую очередь полностью перейти на двухуровневую систему образования: бакалаврат и магистратуру.
Небольшое отступление. Вот как трактует смысл слов “бакалавр” и “магистр” Большой энциклопедический словарь: бакалавр — первая ученая степень во многих странах мира. Магистр — в некоторых странах ученая степень, средняя между бакалавром и доктором наук. Присваивается лицам, окончившим университет или приравненное к нему учебное заведение, имеющим степень бакалавра и прошедшим дополнительный курс обучения.
Второе — нужно отказаться от зачетов учебных программ по часам и ввести единую распространенную в Европе систему зачетных единиц, т. н. “кредитов” (это необходимо для того, чтобы “болонский” студент мог менять вузы и страны обучения хоть каждый семестр).
Третье — перейти на стобалльную систему оценки знаний, скоординировать национальные программы обучения с европейскими и ввести единую систему контроля качества образования.
Также изменения претерпит система послевузовского обучения — существующие ученые звания кандидата и доктора наук сменит одна единственная степень доктора философии (PhD). Если все эти пункты будут успешно реализованы на практике, то украинские высшие учебные заведения смогут выдавать дипломы европейского образца, признаваемые в любом государстве-подписанте Болонского соглашения.
К разговору на тему “Украина и Болонская декларация” мы пригласили авторитетного ученого, одного из участников рабочей группы по подготовке Закона о высшем образовании, ректора Кировоградского национального технического университета профессора Михаила ЧЕРНОВОЛА.
— Михаил Иванович, как вы думаете, не окажется ли, что намерения Украины приобщиться к Болонскому процессу так и останутся намерениями?
— Вопрос в такой формулировке — “подписывать или нет” — даже не рассматривается. Украина обязательно подпишет договор. Насколько мне известно, из европейских стран Болонскую декларацию не подписали только Украина и Молдова. Россия подписала в 2002 году, подписала даже Албания, система образования которой находится на более низком уровне, чем украинская. Нельзя оставаться в стороне от общеевропейской интеграции, если мы собираемся стать полноправной частью европейского сообщества. Альтернативы нет.
— Какие проблемы поставит перед отечественной системой высшего образования подписание Болонской декларации?
— Принятие норм декларации потребует от Украины выполнения ряда условий. Даже если Украина подпишет ее с некоторыми ограничениями, с поэтапным выполнением каких-то норм, все равно потребуется определенная перестройка существующей системы образования. Насколько кардинальная — нам на местах пока еще неизвестно. Над окончательным вариантом документа работает специальная совместная комиссия министерств образования, иностранных дел, так как выполнение некоторых пунктов декларации требует либо частичной, либо полной смены существующей законодательной базы в системе образования.
Поэтому есть и определенная тревога. Например, Болонский процесс предполагает введение двухуровневой системы высшего образования, готовящей бакалавров и магистров.
Сейчас у нас 4-уровневая система, на наиболее низкой ступени находятся младшие специалисты — выпускники техникумов, вузов первой степени аккредитации… В свое время техникумам и колледжам были присвоены статусы высших учебных заведений. Сделано это было сознательно — для того, чтобы повысить некоторые показатели по уровню образованности в стране. Есть такой показатель — количество студентов на 10 тыс. населения. По этому показателю Кировоградская область занимает одно из последних мест в Украине. Мнение, что у нас много студентов, ошибочно, на самом деле студентов у нас очень мало. За примером не будем далеко ходить, возьмем наших соседей, поляков. У Кировограда дружеские отношения со столицей Нижнесилезского воеводства городом Вроцлавом (население — 600 тыс. человек). Так вот, во Вроцлаве учится почти 200 тыс. студентов, треть города! Вроцлавский университет насчитывает 38 тыс. студентов, Вроцлавская политехника — 30 тыс., в соседнем университете Кракова — 54 тыс. Поэтому для того, чтобы привести в соответствие с европейскими требованиями количественный уровень высшего образования (не говоря уже о Японии, где высшее образование имеет 90% населения), техникумы стали вузами.
Вторая степень в существующей ныне градации — бакалавр (их готовят колледжи, вузы второго уровня аккредитации; а также институты, университеты, академии — учебные заведения третьего-четвертого уровня аккредитации). Затем специалист, термин знакомый многим еще со старой советской системы; и, наконец, магистр — специальный образовательный уровень для научной, исследовательской деятельности. Согласно же Болонской декларации, должны остаться только два уровня высшего образования…
— А не могут параллельно существовать уровни “специалист” и “магистр”?
— Нет, если следовать соглашению, то младший специалист и специалист должны будут уйти из структуры высшего образования. Тогда возникает вопрос, что делать с техникумами? Как ввести их в общеевропейскую иерархию высшего образования? Один вариант: техникум как отдельное учебное заведение выпускает специалистов, которые, по европейской классификации, именуются высококвалифицированными рабочими. Другой — техникум входит в состав университета, и в таком случае он может выпускать бакалавров. Мое мнение как ректора университета — новая, двухуровневая система гораздо удобнее старой, четырехуровневой.
— Чем именно?
— Сейчас такая путаница: специалист, магистр… Поступив в вуз, студент первоначально учится на бакалавра. После 4-го курса, уже в ранге бакалавра, он выбирает, что делать дальше, — продолжить обучение или покинуть университет. Продолжить обучение можно по двум программам — специалиста или магистра. Получается, что за один год мы готовим и магистра, и специалиста, хотя это и разные уровни образования. Исходя из практики, видно, что одного года для подготовки магистра мало, а сделать двухгодичный курс мы не можем — бюджетом не предусматриваются средства для дополнительного финансирования обучения. А когда будет двухуровневая система — все будет ясно и понятно.
— Ваш вуз начал выпускать магистров в 1998 году, еще до подписания Болонской декларации. Это совпадение?
— На самом деле институт выдавал дипломы магистров еще в советские времена, правда, только иностранцам, для того, чтобы эти дипломы были легитимны у них на родине. Иностранные студенты учились по тем же планам, что и наши, но в итоге получали дипломы магистров, термин “специалист” за рубежом не признавался. Затем, когда ученая степень магистра была законодательно закреплена в Украине, дипломы магистров стали выдавать и украинским выпускникам. В 90-х, когда у нас только вводились степени бакалавра и магистра, многие коллеги предлагали убрать из градации уровень специалиста. Но в итоге при разработке закона о высшем образовании решили оставить как есть…
— Современные студенты разбираются в отличиях между уровнями специалиста и магистра?
— Да, сейчас молодежь прекрасно ориентируется в требованиях, предъявляемых обществом к высшему образованию. И при возможности выбора диплома — специалиста или магистра — большинство студентов выберет диплом магистра. Специалисту предпочтут магистра при приеме на государственную службу, на педагогическую работу, при поступлении в аспирантуру. Поэтому в последнее время конкурс в магистратуру вырос до 3-4 человек на одно место — лицензия на магистратуру по многим специальностям составляет только 10-20 % от общего числа студентов на специальности.
— После интеграции Украины в общеевропейское образовательное пространство дипломы наших вузов будут признаваться за рубежом. В то же время в украинских учебных заведениях стоимость обучения гораздо ниже среднеевропейского уровня. Не поднимется ли в Украине плата за обучение, чтобы не было своеобразного демпинга? Иначе мы переманим из Европы — гипотетически — солидную часть студентов.
— Стоимость обучения — это персональное дело каждой страны, каждого вуза и т.д. На данном этапе Болонского процесса финансовые вопросы не затрагиваются. Даже сейчас, до подписания декларации, есть соответствующие документы, регламентирующие минимальную стоимость обучения для иностранцев. Но эти цены диктуют только законы рынка. Так всегда было и так будет — в Киеве обучение стоит дороже, в Кировограде — дешевле.
— Есть мнение, что легитимность наших дипломов за границей — повод для массовой “утечки мозгов”. Если раньше уезжали те, кто мог устроиться на работу и без диплома о высшем образовании, то в недалеком будущем покинуть Украину сможет любой выпускник вуза. Как быть в этой ситуации?
— Это действительно может стать проблемой, но дело в том, что Болонская декларация предусматривает свободное передвижение студентов, выпускников, обмен специалистами, и искусственно тормозить этот процесс нельзя. Возможно, на первоначальном этапе интеграции количество покинувших Украину выпускников превысит количество прибывших, и этот отток молодых специалистов нанесет нашей стране какой-то ущерб. Один из подводных камней соглашения — вопросы компенсации за подготовку кадров. Несколько лет назад Германия брала к себе наших выпускников-программистов — массово, десятками тысяч. Получалось, что мы их обучаем, государство тратит на это свои средства, а в результате остается и без специалистов, и без материальной компенсации. Вопрос возмещения затрат на подготовку выезжающих за рубеж специалистов поднимался на уровне министерств, но договориться с немцами не удалось. Они не понимали, почему должны платить Украине, если и так делают ей одолжение — трудоустраивают наших граждан… Но, как только Украина достигнет приличного уровня развития экономики, исчезнут причины, которые толкают молодежь покинуть родину, и отрицательный баланс “утечки мозгов” сойдет на нет. Будет, скорее, обмен кадрами, чем утечка в одностороннем порядке. В Европе подобное перемещение в порядке вещей.
— Один из пунктов соглашения — контроль над качеством образования. Как теперь быть с категорией студентов, поступающих в вуз только ради “корочки”, которые не учат предметы, а, в большинстве случаев, просто покупают нужные оценки?
— В Болонской декларации записано, что контролировать качество знаний студентов будут независимые аккредитационые комиссии. Они оценивают уровень подготовки и, в случае несоответствия общим стандартам, могут лишить вуз лицензий. Подобные структуры, в частности Государственная аккредитационная комиссия, выдающая сертификаты и лицензии на право обучения по определенным специальностям, инспекция, проверяющая качество образования, есть и в украинской системе высшего образования.
Проблема качества высшего образования существовала раньше, существует сейчас, и она не зависит только лишь от наличия проверяющих органов. Уровень образования определяется общественным сознанием, готовностью общества жить по законам рыночной экономики. К сожалению, часть молодежи, студентов до сих пор не понимает, что современные реалии рынка труда требуют наличия знаний, а не диплома.
— Подписание декларации заставит Украину кардинальным образом менять свою, сложившуюся систему высшего образования. К примеру, учебные планы специальностей. Мы должны будем безоговорочно принять планы европейских вузов или, может быть, возможен компромисс?
— В принципе, обе системы образования довольно похожи, отличия не такие существенные, как может показаться на первый взгляд. Программа каждой дисциплины — это творческий процесс. Я думаю, что до единых европейских программ дело не дойдет. Скорее всего, будут приняты общие базисные положения, на основе которых вузы разработают собственные рабочие программы. Многие университеты в Европе имеют намного большую автономию, чем, скажем, наш университет в рамках Украины — они сами определяют содержание образования. Каждый профессор читает то, что он лично считает нужным. Поэтому сложности с введением унифицированных учебных планов будут не столько у украинских, сколько у европейских вузов.
— Наверняка среди профессорско-преподавательского состава отечественных учебных заведений найдутся люди, негативно относящиеся к перспективе интеграции Украины в единую европейскую образовательную систему. Существует ли у нас в стране какое-либо протестное движение?
— Еще никакие официальные решения не приняты, документы не подписаны — никто не знает, будет ли вообще из-за чего протестовать. Соответственно, нет и никакого организованного антиболонского движения. Хотя на различных конференциях, семинарах отдельные ученые, работники системы образования выступают против подписания декларации — мол, зачем это нам нужно, Украина и так имеет хорошую методику высшего образования.
Как я уже говорил в начале разговора, Украина обязательно подпишет Болонское соглашение. Мы не можем остаться в стороне, бросив тем самым вызов всей Европе! Для того, чтобы все общество положительно восприняло концепцию Болонского процесса, еще предстоит провести огромную разъяснительную работу. Объяснять, что никто не собирается на корню разрушить все те прекрасные традиции, присущие нашей методике образования. Это очень сложная задача. Но, если учесть, что Болонский процесс растянется на годы, может быть, даже на целое десятилетие, постепенно мы придем к тому, что негативных эмоций намерения интегрироваться в общеевропейскую систему образования вызывать не будут.
Качество образования просто определяется рынком труда. Другими словами диплом это товар и его стоимость напрямую зависит от спроса. Игра в солдатики, ярлыки и названия, в сущности, останется обыкновенным развлечением, но, ни в коей мере не раскрасит печальную картину высшего «образования» Украины. Посчитав средний доход выпускников того или учебного заведения несложно сделать вывод об истинной цене диплома.
К сожалению, видимо, подобный подход, достаточно сложен для министра образования.
А вы не думаете, что Болонский процесссс может привести к отупению нации: например обучение по кредитно-модульной системе? — Объем материала выдаваемый студентам на самостоятельное изучение не соотвествует уровню самостоятельности студентов. — А что же будут делать преподаватели во время самостоятельного изучения материала студентами? Неужели получать деньги за работу?
Если думать о том, что нужно сделать "сначала", то до Болонской дкларации мы и через 50 лет не дойдем.
Болонский процес -это, конечно, хорошо, вот только Вы забываете, что образование начинается не с ВУЗа, а со школы. В европейских странах среднее образование тоже существенно отличается от нашего. Получается, что школьники будут учиться по советским стандартам, а студенты -по европейским. Проще простого присоединиться к готовой Декларации и говорить какая она прогресивная. А вот самостоятельно разработать концепцию реформирования среднего образования никто почему-то не догадаеться. А это должно бы было быть изначальним этапом присоединения к Болонскому процесу. Но как всегда, все делаеться задом наперед…
P.S. "Реформу" , которую провел Кремень, предлагаю реформой не считать — это, скорее, недорозуменее какое-то…
А как быть Специалистам, получившим высшее образование до появления Бакалавров и Магистров, а кандидатам наук, как будут восприниматься эти дипломы?
Как мы сможем присутствовать в общеевропейской системе, если нет, например, в библиотеках литературы моложе 1986 года на тему металлургии.
Мне кажется, что сначала нужно решить проблемы материальных баз ВУЗов, а замем уже присоединяться к кому-либо.