Небольшой рассказ о том, как отмечают Христово воскресение в селе Квасы на Закарпатье, напичканный впечатлениями и субъективными выводами автора.
Досье «УЦ». Квасы – село в Раховском районе Закарпатской области, расположенное на берегах Черной Тисы (квасом гуцулы называют минеральную воду, здесь находятся источники уникальной по своему составу минеральной мышьяковистой воды). Население – около 1700 человек. Историки датируют появление Квасов 1684 годом. В 1762-м в селе построили церковь, которая действует и поныне. Квасы со всех сторон окружены горами, недалеко находится самая высокая вершина Карпат Говерла.
– Галино! То дай нам пива, бо не встигли на завтра купити, і ми гайнемо собі, – трое молодых людей заходят после обеда в субботу в магазин.
– Хлопці, ну ви б ще на Пасху додумалися прийти, – отвечает хозяйка, она же и продавец. – Я вже годину си закрити не можу, а вдома ж іще гарувати скільки. Беріть скоренько, бо зачинятиму.
В субботу жители Квасов очень заняты. Люди, которые не сидят сложа руки и в другие дни, наводят лоск перед Пасхой. Мужчины вывозят мусор, убирают во дворах, подкрашивают заборы. Женщины с самого утра – на кухне, ведь праздничный стол завтра должен ломиться от яств. Учитывая Великий пост, который здесь соблюдается практически неукоснительно, все с нетерпением ждут возможности побаловать наконец-то себя мясом, домашними колбасками, салом и прочими недозволенными на протяжении сорока дней перед этим харчами. Ну и выпить, конечно, чарочку за чудесное воскресение Христа.
C субботы на воскресенье в местной церкви начинается всенощная. А утром – самое интересное, по крайней мере для автора этих строк, который не может назвать себя верующим, готовым ночь отстоять служение. Возле храма собирается все село, чтобы святить пасхи. Приезжают и бывшие жители Квасов, которые поддерживают связь со своей родиной. На улице – автомобили с чешскими, венгерскими, украинскими номерами. Шикарные иномарки мирно соседствуют со «Славутами» и старенькими «Жигулями». Сельчане, в будние дни одетые исключительно в рабочую одежду (иначе на земле и по хозяйству не потрудишься, а бездельников здесь найти сложно), сегодня наряжены в самое лучшее.
Ставим на землю припасенные пасху, крашанки, колбасу, мясо и сало. Пока обряд не начался, есть время отметить главные отличия от того, как это происходит на Кировоградщине. (Приведенные дальше выводы базируются на личном опыте вашего покорного слуги, который, естественно, побывал далеко не во всех церквях Кировоградской области. Но какие-то общие моменты, думается, все же присутствуют.)
В общем, что поразило и удивило больше всего:
– среднестатистическая кировоградская семья. Вечер субботы. «Кто завтра святить пойдет?» – «Я не хочу». – «Ну давайте я схожу». То есть главная задача – освятить продукты. Для этого достаточно послать одного «гонца», а остальные спокойно будут ждать его возвращения, чтобы потом всем вместе сесть за стол. Возле церкви в Квасах – целые семьи, много маленьких детей. У всех – корзинки с продуктами, накрытые до начала освящения вышитыми салфетками и рушниками;
– тут много мужчин и мальчиков разного возраста с сережкой в левом ухе. Что бы это значило – неизвестно, но факт остается фактом. Молодые женщины и девушки, кстати, – совсем не обязательно в юбках ниже колен, большинство – в очень даже коротких;
– вышиванка для нас, жителей Центральной Украины, – способ выделиться, поэтому мы редко прячем ее под другой одеждой. В Квасах утром довольно прохладно, собравшиеся вокруг храма одеты в свитера, кофты, пиджаки или куртки. И у каждого второго виден только вышитый воротничок рубашки;
– прямо во дворе церкви – кладбище, разрезанное пополам небольшим, но бурным горным ручьем. Есть и старые могилы – при этом ухоженные, – на которых нет памятников и каких-либо надписей, лишь деревянные или жестяные кресты. Практически на всех могилах горят свечи или лампады, и не только на Пасху (завораживающее зрелище: идешь ночью по центральной улице мимо кладбища – а на нем то тут, то там мерцают огоньки);
– да простят земляки, но на Кировоградщине нередко можно заметить: кое-кто пришел святить пасхи, уже успев неплохо разговеться. В Квасах увидеть выпившего – вообще редкость, а возле церкви на Великдень – просто нереально. Вот когда за уставленным всевозможными блюдами столом соберется большая и дружная семья – тогда и можно поднять тост;
– на Пасху, как известно, работать нельзя, и местные жители воспринимают это буквально. Все магазины и кафе – закрыты, ближайшая лавка – за пятнадцать километров, в районном центре Рахов. Впрочем, звучит музыка в ресторане «Бокораш» напротив санатория «Горная Тиса», но это уже дань цивилизации и необходимости обеспечить все условия для отдыхающих в лечебном заведении. Коренные квасовчане отмечают Пасху дома, в кругу родных. На улицах пусто, редкие прохожие, приветливо улыбаясь, здороваются друг с другом: «Христос Воскресе!» – «Воистину Воскресе!» А в дрожащем горном воздухе – атмосфера всеобщей светлой радости.
…Честно говоря, отсюда не хочется уезжать. А уехав – надо вернуться. И не обязательно на какой-нибудь праздник, здесь всегда рады гостям.
Андрей Лысенко, «УЦ», Кировоград – Квасы – Кировоград.
Фото автора.