Всенародный аттракцион неслыханной щедрости под названием «по тыще на брата» продолжается. По состоянию на среду, 6 февраля, в целом в области заявления на регистрацию подали около 105 тысяч человек — это примерно четверть от общего количества вкладчиков, ожидаемого руководством кировоградского управления «Ощадбанка». Средства — более 9 млн. долларов США — поступили почти на 50 тысяч счетов. По 34 тысячам из них деньги уже реально выплачены вкладчикам.
Небывалый ажиотаж первых недель выплат, ознаменовавшийся в некоторых регионах страны столкновениями с милицией и человеческими жертвами, наконец начал спадать. В то же время очереди в сберкассах, пусть заметно поредевшие и упорядоченные, продолжают выстраиваться ежедневно… Причем в некоторых отделениях «Ощадбанка» жизнь в этих очередях протекает по своим, довольно странным законам.
Отделение №085, находящееся в областном центре, на ул. Гагарина, — одно из наиболее проблемных. По словам руководителя областного управления «Ощадбанка України» Анатолия Козинского, именно туда были переброшены счета с закрытых за годы существования банка местных отделений, поэтому именно там — наибольший наплыв людей.
В филиале постоянно сосуществует две очереди вкладчиков. Одна — к окошку контролера, собственно за деньгами или с документами на регистрацию (в зависимости от дня недели), а другая — в «предбаннике» отделения — за талонами на регистрацию. Сидящий там работник отделения по предъявлении паспорта и сберкнижки записывает вкладчиков в специальный журнал, назначая конкретную дату, когда им можно будет прийти и сдать документы для внесения в реестр. Делается это, со слов работника, с ведома и по поручению начальства («Мне начальник поручил — до пяти сидеть и записывать»).
С одной стороны — начинание здравое и было введено для того, чтобы в регистрационные дни сберкассу не «затапливало» наплывом людей, а их количество «на день» — около 60 человек для отделения №085 — определяется «пропускной способностью» сберкассы. С другой — в среду, когда наш корреспондент побывал на месте, вкладчиков записывали уже на… декабрь текущего года. В то же время, как известно, выплаты «по тыще» запланированы правительством именно на 2008 год. Тем не менее, уже за пару дней при такой динамике год в журнале «кончится», и не факт, что «вписаться» успеют все…
Вполне резонно возникает вопрос: получат ли свои деньги те, кто — не по своей вине, а исключительно по «объективным причинам» не сможет сделать этого в 2008 году? Ясности в нем, похоже, нет абсолютно никакой…
Не добавил ее и сам господин Козинский, прокомментировав ситуацию для «УЦ» следующим образом: «Порядок выплат устанавливают Верховная Рада — законами — и Кабинет Министров — постановлениями. Я не руковожу ни тем, ни другим и не могу говорить о том, что будет с теми, кто не получит компенсации в этом году. В этом году выдают по тысяче гривен — под них в бюджете заложено 6 миллиардов. Скорее всего, они получат эту тысячу в следующем году, но каким будет государственный бюджет на 2009 год, я не знаю. Все, кто зарегистрируется, деньги получат. А ввести дополнительный штат кассиров — в 2 раза больше, разместить их, чтобы процесс шел быстрее, — такой возможности у нас нет…»
Более того, Анатолий Сергеевич отметил: о том, что талоны на регистрацию выписываются уже на 11-12 месяц, он «впервые услышал» от нашего корреспондента: «До марта мы действительно расписали очередность, а насчет ноября я от вас впервые слышу. По Киеву я слышал такое, а по Кировограду — нет. У нас сейчас расписана очередь до 17 марта, а после — мы пока не ставим в очередь. Какой смысл сейчас ставить очередь до ноября — ведь регистрация может пройти и быстрее…»
Действительно, регистрация может пройти и быстрее, но талоны-то выдаются на конкретную дату! И у нас, например, возникают сомнения относительно того, что, имея на руках этот самый талон, бабушка или дедушка будут приходить в отделение хотя бы ежемесячно для того, чтобы справиться: «А не смогу ли я зарегистрироваться раньше?» — во всю вышеприведенную специфику они вряд ли станут вникать… Сообщить же им о «смещении даты» также, судя по всему, будет некому — в пресловутый журнал записываются только имя и фамилия…
В скольких еще отделениях «Ощадбанка» ведется подобная практика, о которой даже не догадывается руководитель областного филиала? И как все-таки быть людям, которых «не успеют» обслужить сберкассы? Эти вопросы пока остаются открытыми.