Убийство Тесленко: горькое послевкусие 90-х

Двое мужчин, которых обвиняют в убийстве генерала налоговой службы Владимира Тесленко, уже отбывали тюремные сроки. Оба — за умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах. Оба, согласно тексту обвинительного акта, копия которого есть в распоряжении «УЦ», были судимы неоднократно.

С видеокамеры наблюдения - момент драки

Окончательное решение по громкому делу примет суд присяжных, очередное заседание которого прошло в Ленинском районном суде областного центра в этот вторник. Мы же сделаем попытку собрать воедино как неопровержимые факты, так и разнящиеся версии произошедшего в ночь с 1 на 2 мая 2014 года в кировоградском ночном клубе «Джунгли», и расскажем нашим читателям о некоторых обстоятельствах, остающихся за кадром официального следствия и судебного процесса.

Факты

Факт первый: смерть начальника Государственной налоговой инспекции Святошинского района города Киева Владимира Тесленко, бывшего сотрудника МВД, бывшего начальника налоговой милиции Кировоградской области, наступила от черепно-мозговой травмы. Ее констатировали в приемном отделении Кировоградской областной больницы около 5 утра 2 мая 2014 года. Помимо многочисленных синяков и ссадин на лице, голове, груди, запястье, колене и голени, судебно-медицинская экспертиза выявила перелом хрящей носа, кровоизлияние в мягкие ткани головы с внутренней поверхности в лобно-теменной и обеих височных областях, а также под мягкие оболочки головного мозга левой височной доли. Однозначно Тесленко били жестоко и сильно, ударов было нанесено много.

Факт второй: в районе четырех утра того же дня в ночном клубе «Джунгли» налоговик попытался ударить одного из сегодняшних подсудимых после словесного конфликта, второй, в свою очередь, нанес мужчине несколько ударов по голове. Драка переместилась на улицу, где гражданин П. (до решения суда мы не имеем права называть фамилии. — Авт.) погнался за Тесленко, а гражданин Я. направился за ними, через какое-то время вернулся, зашел в тамбур клуба, тут же снова вышел и направился в сторону улицы Дворцовой. Это последнее, что четко видно на записях камер наблюдения.

Когда на место прибыла вызванная работниками «Джунглей» «скорая», Тесленко был еще жив, но показания давать уже был не в состоянии. Его нашли на тротуаре через дорогу от заведения. Установить личности подозреваемых, имея на руках записи камер наблюдения и показания свидетелей, для следствия не составило труда. Их непосредственное участие в конфликте, результатом которого стало нанесение жертве несовместимых с жизнью повреждений, оспорить невозможно. А вот детали обвинением и защитой трактуются по-разному.

Версия обвинения

Согласно тексту обвинительного акта, в ночь на 2 мая 2014 года кировоградец Я., 1976 года рождения, употреблял спиртное в ночном клубе «Джунгли». Около часа ночи Я., встретив в заведении ранее незнакомого ему Тесленко, который также отдыхал там, предложил последнему выпить с ним. Тот отказался, после чего Я. начал оскорблять мужчину и ударил его кулаком в грудь. С целью избежать последующего конфликта, Тесленко покинул заведение. Но через час вернулся для продолжения отдыха, надеясь, что Я. там уже нет. Около 3 часов утра конфликт продолжился, когда последний подошел к столику, за которым сидел налоговик с двумя знакомыми, и опрокинул стоявший на нем бокал. На тот момент Я. уже позвонил своему знакомому П., 1974 года рождения, который прибыл на место, где они продолжили выпивать уже вместе. Когда около 3:50 утра Тесленко подошел к официанту, чтобы рассчитаться, Я. продолжил оскорблять его при свидетелях. После этого Тесленко попытался его ударить, а П. нанес несколько ударов по голове жертвы. Тот потерял равновесие, начал перемещаться к выходу из клуба и оказался на улице. Догнав его на проезжей части, П. нанес еще один удар. Тесленко упал на асфальт. В свою очередь, Я. и П. продолжили наносить ему множественные удары. Потом перенесли уже бессознательного и хрипящего мужчину на тротуар и покинули место преступления.

Обвинение считает установленные доказательства достаточными для подозрения Я. и П. в совершении умышленного убийства, совершенного по предварительному сговору группой лиц, ранее уже совершивших умышленное убийство, — часть 2, пункты 12 и 13 статьи 115 УК Украины. Наказание, предусмотренное санкцией — вплоть до пожизненного заключения.

Версия защиты

С такой квалификацией и в целом с версией событий, изложенной в обвинительном акте, не согласны представители защиты. Адвокат Вадим Коротич, представляющий интересы Я. в суде, подчеркивает, во-первых, что ни одного удара, нанесенного его подзащитным, на видео камер наблюдения нет, и это действительно так. По его мнению, не было и сговора с целью убийства — Я., мол, просто пригласил своего знакомого с ним выпить, а все произошедшее потом — обычная бытовая драка. Стоит отметить, что сестра П., свидетельствовавшая в открытом судебном заседании, показала, в частности, что Я. звонил ночью не просто так, а именно по поводу оказания ему помощи в разрешении возникшего конфликта. Коротич, в свою очередь, считает, что действия подозреваемых можно квалифицировать максимум по ч. 2 ст. 121 УК Украины (нанесение тяжких телесных повреждений, повлекших смерть покойного), предусматривающей наказание в виде лишения свободы на срок от 7 до 10 лет. После исследования всех доказательств суд должен дать ответ на один-единственный вопрос: кто из обвиняемых нанес ставший смертельным удар, подытоживает юрист.

Адвокат Елена Мельник, защищающая второго подсудимого, давать комментарии «УЦ» отказалась.

Решать, чьи доводы окажутся более убедительными, будет суд. Пока оба обвиняемых находятся в СИЗО. На прошлой неделе срок их содержания под стражей продлили до июня текущего года — защита настаивала на изменении меры пресечения на домашний арест.

В зале суда

На данный момент в судебном процессе оглашен лишь первый из 6 томов материалов уголовного производства. В том числе — выводы экспертиз. Согласно данным одной из них, обнаруженный на правом виске тела жертвы след рельефного рисунка подошвы каблука спортивных туфель совпадает с рисунком на подошве обуви подсудимого Я. Его адвокат считает это доказательство несостоятельным. Кроме того, на джинсах и футболке Я. были обнаружены следы крови. Проведенная в НИЭКЦ УМВД Николаевской области молекулярно-генетическая экспертиза показала, что это почти со 100-процентной вероятностью кровь Владимира Тесленко, и совершенно точно — не самого Я.

Суд уже заслушал нескольких свидетелей, в том числе охранника «Джунглей», также ранее судимого, и здесь все очень неоднозначно. Во время допроса следователем, негласных следственных действий (видеозапись демонстрировалась в суде), при допросе в УБОП, в пояснениях адвокату и собственно в судебном заседании его показания сильно отличались. Причем кардинально — от «я ничего не видел» до «били оба лежачего ногами», а затем «Я. стоял за спиной П. и не бил». Стоит отметить, что около 2 часов той самой ночи — незадолго после того, как в клуб повторно зашел Тесленко — Я. подходил к охраннику и о чем-то с ним разговаривал, это зафиксировали камеры наблюдения.

Также в процессе было опрошено так называемое легендированное лицо — мужчина в маске под выдуманной фамилией, сообщивший, что якобы знает со слов Я., что избивали Тесленко все-таки вдвоем, а последние удары были нанесены каблуком в голову. Говорил, что не хочет быть найденным в Ингуле с проломленным черепом. Сам Я. считает свидетеля «подсадным».

Штрихи к портретам

Чтобы до конца понимать, что за люди находятся сегодня на скамье подсудимых и насколько адекватно желание обвинения и представителей потерпевшей стороны добиться все-таки для них пожизненного срока, стоит вспомнить события «бурных 90-х».

Осенью 1997 года двое молодых людей устроили стрельбу в кировоградском казино-баре «Гефест» (сегодня — ночной клуб Rasputin), в результате которой погибли два человека и были ранены еще четверо. Приговор стрелкам, которых правоохранители задержали в соседней области, был вынесен Кировоградским областным судом в январе 1999-го. Их признали виновными сразу по нескольким статьям — от незаконного хранения оружия до умышленного убийства при отягчающих обстоятельствах. Один получил 12 лет тюрьмы, второй — 15. Для них обоих эта судимость не была первой. Оба были осуждены в 1995-м по ст. 86-1 «старого» УК — разворовывание государственного или коллективного имущества в особо крупных размерах и получили по 2 года тюрьмы, а один из них — еще и в 1997-м, по ст. 126 — умышленное унижение чести и достоинства — и получил год принудительных работ.

Своей вины в совершении очередного преступления сегодня не признают ни Я., ни П. Тем временем в отношениях между самими обвиняемыми ввиду серьезности грозящего наказания, похоже, возникла серьезная напряженность. Так, в судебном заседании сестра П., опрошенная в качестве свидетеля, показала, что к ней подходил некто «от Я.» якобы предлагавший убедить ее брата взять всю вину на себя и обещавший материальное вознаграждение семье П.

Очевидно, у Я. могут быть причины бояться тюрьмы, помимо самого факта возможного лишения свободы на длительный срок. Так, из источников, близких к правоохранительным органам, нам стало известно, что Я., уже пребывая в СИЗО, во время помывки в душе стал жертвой нападения неизвестных, нанесших ему более 30 порезов и черепно-мозговую травму. Сам обвиняемый якобы утверждал, что резаные раны на лице и теле стали результатом неосторожного бритья. В определенных кругах поговаривают, что случившееся может свидетельствовать о конфликте Я. с уголовным миром, а в условиях тюремного заключения это чревато реальной угрозой для жизни…

Не все так просто?

Еще один интересный момент. Период между освобождением П. и Я. из мест лишения свободы и задержанием по подозрению в совершении ими нового тяжкого преступления в Украине был отмечен в том числе событиями Революции Достоинства и последовавшими за ней всплесками гражданской активности. В том числе в связи с увольнениями и назначениями руководителей силовых ведомств. В том числе в Кировограде. Так вот, согласно информации некоторых источников, сегодняшние фигуранты уголовного дела об убийстве генерала Тесленко не остались в стороне от этих процессов. Отдельные интернет-ресурсы и недобрая молва непосредственно связывают фамилии этих людей с другими персонажами, которые стали известны жителям нашего региона сравнительно недавно — уже после февраля 2014 года. Более того, есть люди, которые утверждают, что и П., и Я., и еще ряд представителей их круга были активными участниками массовых акций, проходивших прошлой весной, в том числе под стенами областного УМВД…

Андрей Трубачев, «УЦ».

Добавить комментарий