Административно-территориальную реформу в Украине, важный этап пресловутой децентрализации, нужно провести до местных выборов, но сделать это в сегодняшнем законодательном поле невозможно. Сама реформа тем временем постепенно перестает быть абстрактной «хотелкой» и обрастает конкретными цифрами, определениями, достоинствами и недоработками.
Суть, говоря простым языком, в том, что, например, одно мощное село, поселок или город и несколько соседних послабее смогут объединиться в общину с одним советом и исполкомом, сэкономив как минимум на содержании чиновников. О том, как это будет, что еще смогут выиграть, объединяясь, украинские города и села, как может выглядеть новая карта Кировоградской области, мы поговорили с председателем Кировоградского областного совета Александром Черноиваненко.
Дело добровольное?
В начале марта Верховной Радой был принят закон о добровольных объединениях общин. В нем даны необходимые определения — что такое территориальная община, как она формируется, кто имеет право инициировать, кто одобряет и кто утверждает. Министерство регионального строительства заканчивает разрабатывать методику формирования дееспособных территориальных общин. Инициатором объединения по закону могут быть сельские, поселковые или городские головы, одна треть депутатского корпуса местного совета или одна треть самой общины — через общие собрания и голосование.
— Ни одна статья, которая есть в этом законе, не предусматривает, чтобы административными методами заставляли объединяться общины. Нигде не отмечено, где община какая должна быть — 3 тысячи, 10 тысяч или 12. Нигде не отмечено, сколько общин должно быть в существующем, например, Новомиргородском районе или в Александровском. Но там будут ориентиры выписаны, которые влияют на процесс формирования общин. Это наличие социальной инфраструктуры — образовательной, медицинской, а также наличие органов социальной защиты. Не предусматривает эта методика сокращения ФАПов, амбулаторий, школ и так далее, — подчеркивает Александр Черноиваненко.
Одним из недостатков принятого закона он видит зафиксированные в нем сроки этапов процесса — согласно им, на все про все объединяющейся общине потребуется 9 месяцев. Но уже осенью в стране должны пройти местные выборы, до которых ни одна община просто не успеет объединиться, и законодателю нужно думать об изменениях уже сейчас.
Связь между децентрализационной реформой и местными выборами очень тесная. Во-первых, нужно избирать советы общин, количество депутатов в которых должно быть пропорционально количеству входящих в нее населенных пунктов (а не количеству населения, чтобы большие не «давили» маленьких). Во-вторых, в сельских населенных пунктах, которые лишатся собственных органов самоуправления, должны быть избраны сельские старосты. Это, по словам Черноиваненко, будет предусмотрено в новом законе о выборах, к которому как раз идет подготовка изменений.
— В каждом сельском населенном пункте изберут старосту, который будет получать зарплату и отстаивать интересы населенного пункта в общине. Он автоматически станет членом исполнительного комитета (новосозданной общины. — Авт.), — поясняет глава облсовета.
Масштаб изменений, которые предполагает реформа, впечатляет. И, зная, с каким скрипом в нашей стране традиционно происходит переход на любые новые рельсы, очень слабо верится, что их реально можно провести до осени. Тем не менее, процесс уже пошел. На данном этапе, основываясь на методике минрегионстроя, областные государственные администрации должны разработать перспективный план объединения общин, которому сами общины могут последовать или нет. Реально начаться это дело может только после «утряски» планов и чаяний, одобрения облсоветом и утверждения Кабинетом Министров.
«На пальцах»
С конкретными выгодами, которые может принести возможное объединение, кое-что уже проясняется. Почву подготовили изменения в Налоговом и Бюджетном кодексах, принятые во время бюджетной эпопеи конца прошлого года.
— У сельских и поселковых советов забрали налог на доходы физических лиц (НДФЛ, по-украински ПДФО. — Авт.). Взамен — 5% налога с продажи акцизных товаров, налог на недвижимость, им увеличили поступления за счет единого налога — это и 4 группа (раньше был сельскохозяйственный налог). Но государство предусмотрело, что, если община — вновь созданная, она имеет возможность так же, как и район, получать от того населения, которое работает на территории общины, налог на доходы физических лиц в размере 60%. Кроме того, им будет предоставлено право за пределами населенных пунктов распоряжаться землей — как государственной собственности, так и коммунальной, которое сейчас имеет Госземагентство. Есть стимул укрупняться, — считает Черноиваненко.
Сейчас на Кировоградщине немало сельсоветов, у которых едва хватает денег на содержание собственного аппарата, как, например, в селе Великая Скелевая в Светловодском районе. В совете областном, по словам председателя органа, занимаются просчетом финансовых стимулов для общин Кировоградщины на нескольких пилотных примерах.
— У них останется сельскохозяйственный, единый (налоги. — Авт.) и так далее, и еще НДФЛ добавляется. Сократится часть аппарата сельских советов, останется один староста, а всех остальных не будет, это экономия. А на эту экономию можно развивать общину — те же дороги ремонтировать и так далее, — говорит Черноиваненко.
Один из таких примеров «на пальцах» разобрали в ходе интервью. Так, предварительно определено, что в Новомиргородском районе будет три общины — Новомиргородская, Капитановская и Панчевская.
— Мэр Новомиргорода, когда вник во все эти вопросы, сказал: «Я согласен объединяться, потому что мы увидели, что будем иметь поступления». Потому что есть город Новомиргород, у него земли почти нет. Но эти населенные пункты, которые близко, имеют вокруг себя землю. Теперь, если эти населенные пункты маленькие объединяются в одну общину с Новомиргородом, он с этих земель будет получать большие поступления, ему государство дает возможность иметь 60% НДФЛ. Другие говорят: мне невыгодно. Это дискуссия. Почему невыгодно? Потому что я сейчас нормально живу. Есть, например, Дмитровка, она нормально живет, получает поступления от земли. Должны быть стимулы, государство должно работать. Я пока не знаю, что там дальше придумают, — констатирует глава областного совета.
Пока понятно только то, что центр общины должен быть там, где есть хотя бы амбулатория, где можно стационарно лечиться, где есть школа, дающая полное среднее образование, где есть помещение, чтобы предоставлять админуслуги, куда направится социальный работник от Пенсионного фонда.
— Ты теперь не будешь ехать в район пенсию оформлять, вдвое меньше расстояние будет, потому что у тебя социальный работник тут сидит. Также по другим вопросам — по оформлению земли, по имуществу, услуги все будут приближены, — поясняет Черноиваненко.
Выгода периферийных населенных пунктов от объединения — в том, что появятся дополнительные средства, которые будут рационально и пропорционально распределяться за счет их представительства в советах и исполкомах общин, и не только.
— Если будет возможность, вы можете создать коммунальное предприятие свое, 3-4 автобуса, которые будут курсировать по территории общины. А сейчас ситуация какая получается по области — у нас же перевозчики практически никого не возят между селами, им невыгодно, — говорит чиновник. — Дальше — школа. В Новомиргороде три школы, и все они на 60% загружены. А не можем мы из этих сел организованно подвозить детей? Там в одном селе тоже, в Листопадове, я знаю, есть школа — может, только начальную школу там сделать, и пусть не сидит 40 учеников в двух классах, и содержится целая школа. Освободятся вот эти расходы, которыми в принципе мы сейчас воздух греем…
В общем и целом суть изменений, по мнению председателя Кировоградского областного совета, лучше всего выражает известная поговорка «гуртом і батька легше бити». Но вопросов на сегодня все еще очень много. Вернуться к этому разговору Александр Черноиваненко предлагает после того, как будут точно просчитаны финансовые последствия от возможного объединения общин в нескольких районах области. Планируем общаться и с другими участниками процесса. Как говорят на телевидении, не переключайте.
Андрей Трубачев, «УЦ».
Як все гарно виходить на папері.
Щось в житті краса ця десь зникає.
ну там между строк можно заметить, что малореальным это все пока смотрится — слишком много непонятного и «добровольного» (то есть такого, что может долго и нудно обсуждаться и торговаться). плюс сырость очевидная принятого закона, необходимость корректировок к закону о выборах (которого вообще что-то нового не видно пока, хотя обещали), опять же сроки и все такое.
«дьявольски маловероятно» (с)