Пенсионерам-переселенцам из оккупированного боевиками Луганска в Кировограде сдают жилье втридорога и пытаются обмануть через объявления в местных газетах и Интернете, вытягивая деньги у и без того несчастных и обездоленных людей. Об очередном вопиющем случае в редакцию «УЦ» сообщили сами переселенцы.
Автор письма, назовем ее Ольгой Гавриловной (фамилию не приводим, так как женщина боится мести так называемых благотворителей), вместе с мужем еще прошлым летом выехала из Луганска в одно из сел области. Оба — люди почтенного возраста, давно разменяли восьмой десяток.
Когда начали обстреливать соседние Трехизбенку, Счастье и Новый Айдар — в конце сентября 2014 г., — бежали дальше, официально, через центр регистрации переселенцев в Сватово. Выехали в Киев, пожили какое-то время у знакомых, но долго стеснять их, по словам женщины, было неудобно. В итоге оказались в Кировограде, переоформили пенсию, сняли дом. Точнее, полдома — со светом, газом и водой, но практически без мебели и бытовой техники, за 2500 гривен в месяц. Согласились фактически на первое поступившее предложение — города и цен переселенцы не знают, ввиду возраста практически не передвигаются.
Уезжали «с одним чемоданчиком», жилье, имущество, автомобиль «Запорожец» — все оставили на малой родине. По объявлениям в газете пытались найти какой-нибудь подержанный холодильник и наткнулись на краткое «безкоштовна, гуманітарна, благодійна допомога, біженцям с Донецької та Луганської обл.» (сохранен язык и орфография оригинала), мобильный телефон, все. Ни названия организации, никаких данных о ее физическом местонахождении — чтобы не насторожиться сразу, нужно быть человеком в отчаянии, дезориентированным и потерянным, вдалеке от дома и привычной жизни. На что, очевидно, и был расчет.
— На звонок ответил мужской голос, спросил, в чем мы нуждаемся, записал некоторые данные о нас и сказал, что он отошлет наш запрос в «центр», — рассказывает Ольга Гавриловна.
Где и какой центр, он не сказал. К слову, журналист «УЦ», звонивший по этому же номеру под видом переселенца, ответа на вопрос, что это за фонд или организация, где находится ее офис, тоже не получил. Но об этом чуть ниже.
Через месяц женщине пришла СМС с текстом, из которого следовало, что нуждающимся в помощи людям следует заплатить 1500 грн. государственного таможенного сбора некоему Александру на счет в одном из коммерческих банков.
— Тут я поняла, что имею дело с жуликами и мошенниками, — говорит Ольга Гавриловна из Луганска.
Снова перезвонила неизвестному по телефону из объявления, спросила, как же так — написано же «бесплатная, благотворительная, гуманитарная помощь». В ответ: «Мало ли что там написано».
— Спустя полтора месяца снова купила газету и опять увидела это объявление, — рассказывает женщина. — Решила вам написать. Может быть, газета сможет предотвратить их дальнейшую деятельность, чтобы они не обманывали людей и не наживались на нашей беде…
Дело, как нам кажется, скорее не для журналистов, а для правоохранителей. В том, что неизвестные продолжают свою сомнительную деятельность, мы убедились, перезвонив по указанному в объявлении телефону. Мужчина (очевидно, все тот же) не представляется, вопросы о том, какую организацию он представляет, игнорирует. Зато мы узнали, что зарегистрировать свой запрос можно не только по телефону, но и по адресу электронной почты. Поисковые системы нашли в Интернете лишь одно упоминание о названном нам адресе — в электронной версии все той же газеты. Там же есть еще один номер мобильного телефона. Рядом — объявление, аналогичное тому, с которого все началось.
Не обязательно быть журналистом, чтобы понять, что настоящие благотворительные организации так не работают. Наоборот, как правило, они стремятся к прозрачности, публикуют отчетность. Поэтому мы почти наверняка имеем дело с мошенниками, которые паразитируют на самых незащищенных наших согражданах. Всю фактическую информацию по этому делу — телефоны, адреса, название газеты (через редакцию которой, возможно, можно выйти на подателей объявления) мы с удовольствием передадим правоохранителям — ведь данная публикация, как и любая другая, по закону приравнивается к официально поданному заявлению.
Вместо послесловия
Также мы готовы cконтактировать героиню этой статьи с теми, кто действительно хочет и может помочь. Нужно все — от продуктов, одежды и постельного белья до того же холодильника и т.п. Напоминаем, это пожилые люди, которые тяжело передвигаются, плохо знают город и не слишком настойчивы в вопросах выбивания действительно необходимой им помощи — в том числе потому, что не привыкли ничего ни у кого выпрашивать. Звонить на «Горячую линию» председателя ОГА или областного штаба, занимающегося вопросами беженцев, Ольга Гавриловна сразу наотрез отказалась. Она уверена: там все равно не помогут, а лишнего здоровья и нервов на бестолковую суету с говорильней у нее нет…
Андрей Трубачев, «УЦ».
Проще всего мошенников выловить через реквизиты банковского счета.
Они же говорили выслать 1500 на счет. Вот и нужно взять реквизиты.