Тема тарифов на жилкомуслуги овладела умами кировоградцев — непосредственных производителей услуг, чиновников, «через» которых проходит утверждение тарифов и, конечно же, потребителей. Если первым хочется повысить размер оплаты за тепло и воду, вторым нужно проверить обоснованность непопулярного решения, то третьи отчаянно выступают против. Соединить эти три звена и найти компромисс должен исполнительный комитет, который с этой миссией никак не может справиться.
На заседаниях исполкома, на общественных слушаниях, в профильных комиссиях и доводы в пользу повышения тарифов, и вина за их повышение сваливаются на одну структуру — Государственную инспекцию по контролю за ценами в Кировоградской области — то ли от технической безграмотности, то ли от элементарной некомпетентности в вопросах местного самоуправления, то ли в поисках стороннего виновного… Начальник госинспекции Игорь Фурманов ответил на вопросы корреспондентов «УЦ», и, по нашему мнению, его компетентные суждения могут служить неким ликбезом для чиновников и общественности.
— Игорь Александрович, процедура пересмотра тарифов предусматривает анализ расчетов, представленных поставщиками коммунальных услуг, специалистами госинспекции по ценам. Но это лишь один из этапов длительной процедуры, а стрелочником уже назначили вас…
— Начать следует с самой процедуры. Есть постановление Кабмина, которое дает полномочия Государственной инспекции по контролю за ценами организовывать работу по представлению выводов относительно экономически обоснованных плановых затрат предприятий-поставщиков услуг. Это касается производства и транспортировки тепла, воды, вывоза мусора или технического обслуживания лифтов. То есть мы даем экспертную оценку, насколько экономически обоснованными являются именно плановые затраты, но никак не тарифы.
Думаю, стоит рассказать читателям о том, как вообще происходит расчет тарифов. Если говорить о тарифах на тепло, то есть соответствующее постановление Кабмина, которое определяет порядок формирования тарифа. В соответствии с этим порядком предприятие производит расчеты плановых затрат. Ключевое слово здесь «плановые», то есть на будущее, на предстоящий период. Коль речь идет о тепле, основным в тарифе являются затраты на газ, на электроэнергию и заработную плату.
Затраты на газ, в свою очередь, рассчитываются, исходя из объемов производства. То есть предприятие обсчитывает, на какую площадь какое количество тепловой энергии надо подать, чтобы в помещениях была нормальная (нормативная) температура. Отсюда рассчитывают объем необходимого газа, электроэнергии, воды, обслуживающего персонала.
Копнем еще глубже. Как предприятие определяет объем газа? Есть такая структура — Национальное агентство Украины по вопросам обеспечения эффективного использования энергетических ресурсов. Это специализированное предприятие, которое проверяет правильность расчетов теплоснабжающих предприятий в части потребности в газе, а именно: сколько надо сжечь газа, потратить электроэнергии, чтобы получить одну гигакалорию тепла. Здесь же утверждают объем услуг, который, впрочем, может корректироваться. Печать, подпись руководителя агентства, после чего документ подписывает первый вице-губернатор.
Именно эти документы приходят в госинспекцию и являются для нас основанием для проверок расчетов. Плюс большое количество дополнительных документов, на основании которых мы делаем выводы относительно обоснованности плановых затрат предприятия. Если есть несоответствия, мы указываем на них предприятию и рекомендуем внести изменения…
— Но исполнительный комитет, принимая решение о повышении тарифов, ссылается исключительно на ваши выводы. Дескать, инспекция определила, что тарифы экономически обоснованны…
— Мы не устанавливаем тарифы и даже не проверяем их! Мы не имеем такого права. Тарифы устанавливает исполком, и только он. Имеются плановые затраты, о которых мы даем заключение. После этого исполнительные органы рассматривают инвестиционные программы предприятия: что планируется сделать и на какую сумму, плюс налоги, и только суммировав все это, можно получить тариф. Его и утверждает исполком. Кстати, члены исполнительного комитета имеют полномочия не только утверждать или не утверждать, но и корректировать тариф, например, путем уменьшения инвестиционной составляющей или финансовой помощью из бюджета. Или могут повысить тариф даже больше предлагаемого. Объяснив это населению необходимостью, к примеру, замены всех труб, или установки счетчиков, или энергосберегающих котлов, что приведет к последующему снижению тарифа.
— И все же, кому выгодно делать вас в этой ситуации крайними?
— Не могу говорить о какой-то осмысленной выгоде. Разве что некоторые общественные организации пиарятся, выставляя себя радетелями за народные интересы. Что касается горисполкома, он пытается частично снять с себя ответственность, прикрываясь нашими заключениями. А по сути — ничего нового не происходит: по всей Украине идет процесс пересмотра тарифов по объективным причинам. В Кировограде ситуация стала острой, потому что здесь искусственно затянули этот процесс. Во многих городах тарифы поднимались постепенно, что упредило банкротство тепло- и водоснабжающих предприятий и сняло угрозу отключения от услуг. А в нашем городе в силу «политической целесообразности» тарифы не только не повышали, но даже умудрились снизить (кстати, ничем не мотивируя), вот теперь имеем такие последствия — уже от тепла отключаются дома.
— Противники повышения тарифов на воду прибегли к помощи аудитора, выводы которого расходились с расчетами Госинспекции по ценам…
— Аудит, по сути, это проверка финансово-хозяйственного состояния предприятия, проведенная исключительно на основании отчетных бухгалтерских документов. Во-первых, в данном случае неизвестен заказчик аудиторской проверки, а это по понятным причинам не менее важно, чем, скажем, при социологических исследованиях. Во-вторых, что является наиболее принципиальным, аудит показывает состояние предприятия по фактическим затратам, по тому, что было в предыдущих периодах. А мы рассматриваем плановые, то есть будущие. Поэтому аудит и наши выводы — это методически разные документы, их просто некорректно сравнивать. Кстати, целиком я этого документа не видел, только короткую справку.
— Вы были заместителем городского головы, членом исполнительного комитета. Скажите, как, на ваш взгляд, надо строить работу с поставщиками коммунальных услуг?
— Я считаю, что надо, как говорят в народе, плясать от печки. В первую очередь, и так предписано законом, исполнительный комитет должен компетентно определить предприятие-поставщика услуг. Во вторую очередь, заключить с ним договор. В этом документе должны быть определены и утверждены те самые главные критерии — исходные данные, от которых зависит конечный размер тарифов. Если говорить о тепле, то это объемы тепла, из чего можно рассчитать количество необходимой электроэнергии, воды и так далее. Исполком при заключении договора должен обязательно определиться с уровнем заработной платы и штатным расписанием сотрудников предприятия. Кроме того, несмотря на то, что нормативным документом установлена среднесуточная температура в Кировограде в отопительный сезон на уровне минус один градус, в договоре можно записать, что, если в определенный период средняя температура была выше, должен производиться перерасчет тарифа.
Очень важно такой договор составить и по воде. Ведь мы до сих пор не знаем, сколько Кировограду нужно воды! По факту в прошлом году потребителям было предоставлено около тринадцати миллионов кубометров. На 2008 год планируется шестнадцать миллионов. Это много или мало? Определить должно городское руководство и заказать нужное количество. В договоре в обязательном порядке должны быть оговорены и условия снижения потерь воды. Ведь сегодня они утверждены на уровне 41,2%, а фактически в прошлом году было потеряно около 55%. Получается, что предприятие должно получить более двух кубов воды, чтобы мы получили один! Я считаю, что сегодня у водоканала нет никакой заинтересованности в уменьшении потерь. Зачем, если платят? А в договоре можно предусмотреть повышение тарифа при уменьшении потерь.
Горисполком отвечает за снабжение города теплом и водой. И в договорах с поставщиками коммунальных услуг он должен быть более всех заинтересован, но у нас, насколько я знаю, таких документов в настоящее время нет. Если специалистам горисполкома сложно все просчитать, можно пригласить эксперта, нанять…
— Возврат предприятий в коммунальную собственность поможет решить проблемы?
— На мой взгляд, на качестве услуг и экономическом состоянии предприятий это не отразится. Мировой опыт показывает, что наиболее эффективные предприятия — частные. Я не смог бы назвать хотя бы одного эффективно работающего коммунального предприятия Кировоградской области.
— С экономической составляющей тарифа все понятно. Но кто-то же должен учитывать и, так сказать, социальную составляющую?
— И в этом важную роль должна играть городская власть. Ведь горисполком — это менеджеры, которых мы с вами наняли, чтобы они отстаивали наши интересы. Вот они-то и должны учитывать реальный уровень доходов кировоградцев, состояние тепловых и водных сетей, возможности городского бюджета. Это те исходные данные, которые также должны быть учтены при составлении договора с поставщиками услуг.
В состав сегодняшнего исполкома входят авторитетные, уважаемые люди. Но ведь и заместители мэра по должности, в соответствии с законом, тоже должны быть членами исполнительного комитета. Когда я был заместителем городского головы, было именно так. Это те люди, которые профессионально занимаются обеспечением жизнедеятельности Кировограда. Нынешнему исполкому сложно принимать решения о тех же тарифах. А практически все вице-мэры — и.о., исполняющие обязанности, они не утверждены горсоветом, поэтому не члены исполкома и, получается, вне ответственности.
— Если бы была такая возможность, вы бы решились собрать старую команду — Цымбаревича, Дядечко и других, «зайти» на пару месяцев в исполком и навести порядок в экономических проблемах?
— Это провокационный вопрос. История не терпит сослагательного наклонения…