Преференций для украинских товаров, в том числе продукции кировоградских машиностроителей и переработчиков, на европейских рынках не будет. Помочь закрепиться там нашим компаниям могут только они сами. Кроме того, в украинских СМИ сегодня существует диктат собственника, и мало кто понимает, какие стандарты нужно внедрять. Такие мнения высказал в эксклюзивном интервью «УЦ» руководитель отдела прессы и информации Представительства ЕС в Украине Юргис Вильчинскас.
«На себя оборотиться»
В ходе встречи с представителями общественного сектора и журналистами Кировоградщины он обозначил ряд позиций, на которых сегодня строятся отношения Украины и Евросоюза, дав возможность всем нам взглянуть на себя и происходящее со стороны. В частности, еврочиновник напомнил, что договор об ассоциации — не награда и не самоцель, а по сути контракт, заключенный между подписантами, который следует рассматривать как план реформ для Украины. Вильчинскас дал понять, что нам готовы предоставить помощь в подготовке стратегии, в частности, судебной реформы, которую в ЕС считают одной из важнейших, поскольку ее результаты повлияют на очень многие сферы, в первую очередь — на результативность борьбы с коррупцией, но собственно проведение преобразований — наша зона ответственности.
Отвечая на вопрос, почему в странах Балтии эти преобразования удалось провести быстрее и эффективнее, чем это делается в Украине, литовец высказался предельно конкретно: «Потому что у нас страны поменьше, поменьше олигархов и побольше политической воли». Вильчинскас подчеркнул, что это не было просто и безболезненно — по его словам, далеко не весь бизнес выжил, некоторый крупный стал средним. К тому же бывшие прибалтийские республики СССР пережили многое из того, что переживает в последние годы Украина, — искусственное ограничение доступа их товаров на рынок России, газовые блокады и т.п., отметил чиновник. В то же время у нас, как и у них, по мнению Вильчинскаса, просто нет альтернативы «жить как жили». Даже если бы не было войны, существующая экономическая система не прожила бы больше 10 лет, уверен еврочиновник.
Он напомнил, что сегодня наше государство по-прежнему занимает одно из первых мест по «энергонеэффективности» и является второй страной в Европе по неравенству населения. На 1 месте — Россия. При этом страны с наивысшим показателем социального равенства — Финляндия, Дания, Швеция — оказываются в первых пятерках всевозможных «индексов счастья»…
К конкретике
Представитель официального Евросоюза еще раз, для всех, констатировал, что речь о членстве Украины в ЕС сейчас не идет. А главное для нас пока, по его мнению, — это возможность торговать на европейских рынках, объем которых, по словам Юргиса Вильчинскаса, в 10-15 раз больше, чем, дословно, «вы имели на востоке». Но для того, чтобы воспользоваться этими преимуществами, продукция наших экспортеров, многие из которых долгие годы были ориентированы преимущественно на российский рынок, должна соответствовать стандартам Евросоюза. О том, готовы ли европейские партнеры помочь украинским компаниям хотя бы советом, мы не могли не спросить нашего собеседника во время личного общения. Он посоветовал украинскому бизнесу «покупать» консультантов и читать книжки:
— У бизнеса есть ассоциации, они делают эту работу или часть этой работы. Очень большой бизнес может даже купить консультантов и юристов. Мы делаем информационные семинары, финансировали даже книгу, которая очень скоро появится, о том, как экспортировать свою продукцию в рамках ассоциации, договора о свободной торговле. Там мы покажем, как это работает, какие директивы вы должны посмотреть, какие стандарты нужно внедрять в производстве конкретного продукта и так далее. Есть онлайн-ресурс Export Helpers, который мы будем пытаться на украинский перевести — Европейский Союз помогает экспортерам третьих стран войти в рынок: если какие-то лампочки делаешь, можешь посмотреть, какие лампочки можно везти, какой там стандарт должен быть и так далее.
— То есть никаких консультативных органов нет и не предполагается?
— Нет, такого органа нет в принципе. Есть украинские институции, министерства, у них есть эксперты. Когда мы договаривались об ассоциации, были большие переговорные группы с украинской стороны, они знали, какие стандарты страна должна принимать. Что важно: Европейский Союз имеет очень строгие стандарты, и, если вы их догоните, все рынки будут для вас открыты — США, Китай и так далее. Даже россияне меняют свои стандарты на европейские, только не говорят публично. Они, конечно, пока нефть и водку продают…
— С украинскими компаниями на Западе часто не хотят работать из-за общей нестабильности в стране — деньги любят тишину. Возможно ли введение режима лояльности, каких-то преференций для украинских товаров хотя бы на время?
— Нет, и мы это всегда стараемся подчеркивать — здесь немного другая философия. Когда какой-то бизнес работал на восток, там самое главное было приехать, найти кого-то, сделать какой-то deal (англ. «сделка»), и вся продукция пошла. На европейском рынке каких-то преференций и договоров на уровне правительств, что купят, например, все кабели, которые в Украине сделаны, быть не может. Бизнес делает бизнес. У кого хорошая цена, у кого хорошие стандарты качества, партнеры где-то, вот те люди пробиваются. Здесь, конечно, будет вызов для украинских компаний. Но это интересно, потому что многие бизнесы здесь, в Украине, конкурентоспособные. Рабочий не стоит много, сейчас гривня упала, конкурентность есть, но бизнес должен понять, что он должен инвестировать в маркетинг, в поиск партнеров, поиск качества и так далее.
Конечно, с официальным лицом, имеющим прямое отношение к прессе и информации, мы не могли не поговорить и о качестве нашего медиапространства, о том, насколько информационная картинка сегодняшних украинских СМИ соответствует принятым в Европе стандартам. Проблем, по мнению еврочиновника, в этой сфере пока достаточно много, а причины их возникновения лежат в разных плоскостях — от экономики до профессионализма самих журналистов:
— Мы бы хотели видеть больше СМИ, которые работали бы на хороших бизнес-моделях. Потому что сейчас многие СМИ содержатся финансовыми группами, они демпингуют на рекламном рынке — им не нужна реклама, они могут продать ее очень дешево. Мы не видим никакой прозрачности насчет того, кто хозяин этих СМИ. Это влияет на журналистов, потому что вы имеете диктат собственника, который может сказать: «Будешь писать то и то». Имеем также не очень хорошую ситуацию с регуляцией и саморегуляцией СМИ — потому что мало еще хороших профессиональных ассоциаций, мало кто понимает, какие журналистские стандарты нужно внедрять, этические стандарты и так далее. Это проблемы, я бы сказал, юного рынка в стране, делающей демократические реформы, которые еще не закончились.
Андрей Трубачев, фото Елены Карпенко, «УЦ».