Строго говоря, драматург Всеволод Николаевич Данилевич – не наш земляк, он родился в Житомире, умер в Киеве, в Кировограде проработал только несколько лет после Великой Отечественной войны. Но здесь, в Кировограде, живут его дочь Наталья Всеволодовна Данилевич, внуки и правнуки. Поэтому вечер, посвященный столетию со дня рождения драматурга, прошел и у нас – в библиотеке Чижевского.
Всеволод Данилевич – театральный актер и драматург, причем драматург преимущественно детский, он написал десятки пьес по произведениям Андерсена, Теккерея, Франса, народным сказкам. Открывая вечер его памяти, заведующая отделом искусств библиотеки Чижевского Светлана Ушакова отметила очень важную особенность творчества Данилевича: его пьесы, созданные в 60–70 годы прошлого века, идут в украинских театрах до сих пор! А Наталья Всеволодовна прочла отрывок из сравнительно недавнего интервью главного режиссера Киевского государственного театра кукол Юрия Сикало: «Наприкінці сезону я поновив виставу за Андерсеном “Непохитний олов’яний солдатик”, яку написав мій друг, драматург і актор Всеволод Данилевич, що вже відійшов у вічність.
Цій людині випало нещастя народитися у дворянський родині й таке поняття, як “лишенець” він відчув на своїй долі сповна. Ми граємо авторську думку про те, що допомогло йому вижити у той лихий час. Це – непохитність! А ще про те, що треба бути чесним, добрим, шляхетним».
Далее слово Наталье Всеволодовне Данилевич, которая проделала огромную исследовательскую работу и подготовила замечательный рассказ о своем отце.
Судьба найдет тебя сама
– В 1914 году, – рассказывает Наталья Данилевич, – мой дед Николай Казимирович Данилевич – штабс-капитан 58-й артиллерийской бригады, оставив в Житомире беременную жену и трехлетнюю дочь, отправился на фронт. 30 ноября (17 по старому стилю) у него родился сын Всеволод. В метрической книге Житомирской епархии есть запись: «Всеволод родился 1914, 17 ноября, а крещен декабря седьмого. Родители его – штабс-капитан 58-й арт. бригады Николай Казимирович Данилевич и законная жена Анна Валентиновна, оба православного исповедания. Выдано дворянке Анне Валентиновне Данилевич, проживающей в гор. Житомире по Прохоровской улице в доме номер 36».
Как рассказала Наталья Всеволодовна, Николай Данилевич принадлежал к старинному дворянскому роду Великого княжества Литовского. Данилевичи владели недвижимостью в Литве, Пруссии, Белоруссии и на Волыни. Николай окончил Михайловское артиллерийское училище и в 1907 году в чине подпоручика был назначен в артиллерийскую бригаду, которая базировалась в Житомире. Здесь, на одном из балов, он познакомился со своей будущей женой Анной Валентиновной Врублевской, дочерью статского советника. В 1914 году он ушел на фронт, в конце 1915 года попал в плен и вернулся в Украину только в ноябре 1918 года уже в звании подполковника. С января 1919 года – подполковник армии УНР, с 1920 – помощник начальника иностранного отдела Генштаба УНР. 20 февраля 1931 года арестован по обвинению в работе на разведку УНР, в ноябре 1937 года – расстрелян.
Так что Всеволод Данилевич и его старшая сестра не только росли без отца, но и имели самую неблагоприятную биографию.
– Ему, как сыну врага народа, не разрешалось даже учиться в советских учебных заведениях, – говорит Наталья Всеволодовна. – Начальное образование он получил дома, а с 4-го по 7-й класс учился в заводской школе. Закончив школу, отправился на Донбасс, где сначала работал чернорабочим на стройке, а позже учеником электрика. И как-то, идя с работы, он на улице Юзовки случайно встретил директора донецкой драмы, который иногда останавливался у его матери и отчима в Киеве.
И добрая душа, директор донецкой драмы навсегда изменил судьбу моего отца. Он стал жить в театре, спал на сундуках с реквизитом, реквизитом укрывался. Был рабочим сцены, потом стал выходить в массовке. А сестра отца, Галина, стала путешествовать с цирком: вот так театр и цирк подобрали и приютили дворянских детей.
Сам Всеволод Данилевич в 1993 году в журнале «Украинский театр» писал: «Багато років тому я працював освітлювачем у театрі на Донбасі, який називався “Дондерждрама”. Гастролювали ми, пам’ятаю, у містечку Ровеньки, в приміщенні літнього театру. Було воно дерев’яним і на випадок пожежі на стінах залу для глядачів висіли вогнегасники, а під час вистави на варті стояли у мідних касках та брезентових костюмах пожежники і, як належить людям цієї професії, знічев’я дрімали.
Йшла вистава “Загибель ескадри”. Фінал. Згідно ремарки, корабель підривали, команда його залишала палубу і сходила на берег. (в даному випадку по містках – у зал, бо сцена зображала палубу корабля). За допомогою короткого замикання я підпалюю пакет з порохом (при цьому дотримуюсь усіх правил безпеки). Пролунав вибух, сцену затягнуло димом. В цей час пожежник прокинувся і на мить остовпів. Потім зірвав зі стіни вогнегасник і, розштовхуючи акторів, які залишили корабель, кинувся на сцену. Під таким натиском бідні актори не могли втриматися на східцях, плигали, а то й падали в оркестрову яму. Як не стримували ретельного служаку під регіт глядачів, він все ж таки загасив вогонь, щедро обдавши піною і декорації, і виконавців. Вгамувався тільки тоді, коли виконав службовий обов’язок.
Не пам’ятаю, як реагували на це режисер, адміністрація, але глядачам фінал вистави сподобався».
Кукла тоже может говорить
Данилевич пишет: «Я працював як актор-початківець у театрі міста Махачкала, де головним режисером була Л. С. Самборська. Режисер – деспот, особливо суворо вона ставилася до молоді.
І ось моя перша велика роль – Мешем у “Склянці води” Скріба. Стою за лаштунками перед виходом і страшенно хвилююся. На сцені: Болінброк, Абігайль і Герцогиня (сама Самборська). Чекають моєї появи. Хвилюючись, я весь час смикав якогось канату… і врешті його розв’язав. Потім з’ясувалось, що то був канат, на якому кріпилася підтягнута до колосників декорація. Тільки я полишив цей злощасний канат, як вона з гуркотом звалилася на сцену, мало не влучивши по Герцогині. Це була декорація з вистави “Шалені гроші”. Ефект вийшов приголомшуючий!»
В Махачкалу Всеволод Данилевич уехал после того, как отслужил в армии. Демобилизовавшись, он узнал, что театр «Донгосдрама» расформирован, и поехал к родственникам на Кавказ. В Махачкале поступил в театральную студию, а потом – в Дагестанский русский драматический театр в качестве актера. Началась Великая Отечественная война, в Махачкалу эвакуировали Театр Моссовета, а актеров дагестанского театра перевели в филармонию и в театр кукол. Всеволод Данилевич попал в кукольный.
– Фронт подходил к Грозному, – рассказывает Наталья Данилевич. – И кукольники ездили по госпиталям, поднимая дух раненых. У них была даже гротескная кукла Гитлера. А называлось это – военный аггиттеатр. В нем в то время работала и моя мама – студентка пединститута Людмилой Еремкина. После войны мы (Наталья Данилевич родилась в Махачкале) вернулись в Украину. Отцу удалось устроиться в Кировоградский театр русской драмы. Потом и этот театр расформировали, и он случайно очутился сначала в Житомире, где работал и актером, и режиссером, а после играл на сценах театров Каменецк-Подольска, Орла, Белой Церкви. Вечно без квартиры, но имея много добрых друзей. Мы с мамой остались в Кировограде. В 1964 году отец поселился в Киеве и с тех пор работал в Киевском государственном театре кукол.
В книге «Лялькарі України», изданной в 2003 году, есть большая статья, посвященная Всеволоду Данилевичу «Аристократ без освіти», автор которой, Богдана Бойко, предполагает, что выбор кукольного театра был не случайным. В драматическом театре Данилевич играл в основном отрицательных героев: предателей, злодеев, в самом лучшем случае – героев-любовников с замашками злодеев (сначала сыну врага народа других ролей не давали, а потом уже сложилось амплуа). И приводит несколько цитат: «Игру артиста Вс. Данилевича в роли Штубе следует признать как большую творческую удачу. Артист полностью сумел раскрыть содержание образа, ярко изобразить всю мерзость жестокого классового врага» (Рецензия на спектакль «Разлом», Хмельницкий, 1953 год). Или: «Роль Грингласа, брата Этель, во многом виновного в смерти Розенбергов, сыграна Вс. Данилевичем убедительно. Истерика, страх, проблески угрызения совести – все это присуще клеветнику и предателю, каким является Гринглас. Он вызывает чувства гадливости и презрения» («О мужестве борцов за мир», Смоленск, 1955 год). Это была похвала актеру, но доброму, веселому, открытому человеку Всеволоду Данилевичу, по мнению Богданы Бойко, не хотелось изображать мерзость, вызывать чувство гадливости и презрения. Хотелось другого, а в кукольном театре он мог играть любую роль, для которой не был помехой мужской голос.
Драмы и сказки
В 1961 году Всеволод Данилевич начинает писать. Именно драматургию, говорит его дочь, он считал своей профессией и делом своей жизни. Сначала писал, опять же, для взрослых. Первая самостоятельная пьеса «Це було в Богуславі» создана по документальным материалам, в основе – реальная история девушки-партизанки, погибшей во время Великой Отечественной. Вообще в репертуаре Данилевича много взрослых пьес (и достаточно серьезных, и легких водевилей), некоторые из которых идут в театрах до сих пор, но известен он прежде всего как детский драматург с очень необычным подходом.
В сказке «Стійкий оловяний солдатик», о которой мы уже писали, например, появляются не один, а пять Оле-Лукойе, которые навевают детям разные сны с помощью разных музыкальных инструментов. А сюжет басни «Стрекоза и Муравей» драматург фактически вывернул наизнанку: его симпатии на стороне творческой личности Стрекозы, которая хочет дарить окружающим радость и не думает о материальном. «Киевскую пектораль» в номинации «За кращу виставу для дітей» получили новогодняя сказка «Чарівна ніч» (1994) и пьеса «Торбина з піснями» (1996) – обе на основе украинского фольклора.
– Папа любил женщин, и они любили его, – говорит Наталья Данилевич. – Женщины у него были прекрасные.
Моя мама говорила, что с отцом у нее была сильная духовная связь. Мама работала сначала в библиотеке, потом в обкоме комсомола, а с 1953 года преподавателем русской литературы в школе № 8, потом в техникуме им. Сая. Вторая его жена Дина Лукова – талантливая актриса и режиссер. Они вместе с отцом участвовали в эпизодических сценах в фильме «Тарас Шевченко». С Надеждой Медведьевой папа был в браке с 1962-го по 1985 год. Надя пережила блокаду в Ленинграде маленькой девочкой и рано ушла из жизни. Закончив в Ленинграде театральный институт, Надя переехала в Киев. Работала сначала актрисой, а потом администратором Дворца «Украина». Ее даже называли «хозяйкой сцены». Папа и Надя были очень гостеприимными. Мы с мамой приезжали к ним в гости и останавливались на несколько дней. Я всегда удивлялась: к ним могли без приглашения зайти актеры, даже когда отца и Нади не было дома, доставали еду из холодильника, садились за стол, ели, курили. У них всегда был полный дом друзей. Как-то ночью папа привел в дом человека, которого подобрал на улице, на скамейке. Этот человек, оказывается, вышел из тюрьмы, и ему некуда было идти. Отец оставил его на ночь, дал деньги, одежду.
Папа любил жизнь. Несмотря на солидный возраст, почти 90 лет, у него было много-много планов. Гуляя по Андреевскому спуску, где когда-то жила его мать, мы обсуждали темы для новых пьес (Наталья Данилевич написала несколько пьес в соавторстве с отцом. – Авт.). Это были самые счастливые минуты в моей жизни. С ним всегда было хорошо и интересно.
Пьесы Всеволода Николаевича к его столетию оцифровали и опубликовали на сайте библиотеки им. Чижевского (в разделе «Электронный читальный зал»), там же можно прочесть детские пьесы Натальи Данилевич. Большинство из них шли на сценах кукольных и драматических театров. Может быть, теперь, когда пьесы в свободном доступе, мы сможем увидеть их еще раз, ведь создать хороший, действительно детский спектакль, который малыши поймут и запомнят, – дело очень непростое, требующее огромного таланта.
Хочется поблагодарить Наталью Данилевич за ту работу, которую она проделала, и за трепетное, внимательное отношение к истории своей семьи: на вечере памяти она много рассказывала о своем деде, прадеде и т. п. Наверное, история любой семьи интересна, только большинство из нас свою историю знают очень схематично и даже своим детям забывают ее рассказать. А вот Наталья Данилевич собрала все по крупицам, систематизировала, перепечатала тексты из старых журналов и справочников, отсканировала семейные фотографии – на память всем будущим поколениям, которые захотят вписать в семейную историю что-то свое… Кстати, отдельным сюрпризом стало выступление на вечере памяти Всеволода Данилевича талантливого двенадцатилетнего скрипача, лауреата всех возможных и невозможных премий, Миши Солонченко, о котором «Украина-Центр» уже писала, – оказывается, он правнук драматурга.
Подготовила Ольга Степанова, «УЦ».