На предыдущих президентских выборах в Украине работало 3 тыс. международных наблюдателей от различных иностранных организаций. В этом году их количество вырастет почти в три раза — до десяти тысяч человек. Причина — особенности национального избирательного процесса, которые вызвали массу критических замечаний со стороны наблюдателей в ходе выборов образца 1999 года.
Тогда, пять лет назад, в отчетах представителей ОБСЕ отмечались многократные нарушения, связанные манипуляцией голосами избирателей, запугиванием избирателей, журналистов, жесткой цензурой в СМИ. Не питая особых иллюзий по поводу того, что на этот раз ситуация в Украине вдруг чудесным образом улучшится, некоторые общественные организации проводят у нас в стране еще и образовательную работу — знакомят местных наблюдателей и членов штабов кандидатов в президенты с тонкостями избирательного законодательства, с основными принципами демократического волеизъявления граждан. Один из примеров такой деятельности — семинары Украинского проекта прозрачного мониторинга выборов (УППМВ), эксперты которого побывали на этой неделе и в Кировограде.
Первое, что сказали о семинаре основные его докладчики, а это директор УППМВ канадец украинского происхождения Джим Джакута (английское прочтение имени Дмитро Якута) и журналист Джон Мрас, — то, что семинар не имеет никакой политической окраски. Главная цель семинара — на основе канадского опыта проведения выборов обратить внимание специалистов на наиболее “лакомые” для махинаций этапы избирательного процесса. Почему именно канадского? Господин Джакута не без гордости объяснил, что принятая в Канаде система выборов вызывает зависть даже в соседних США и ряде стран Европы.
Что же интересного рассказали гости о канадской системе проведения выборов? Уже пять лет в Канаде используются электронные списки избирателей, основанные на данных налоговых органов. Ни о какой махинации с “мертвыми душами”, а тем паче с “мертвыми домами” или “мертвыми кварталами”, в Канаде не может быть и речи.
Следующие отличия украин-ской и канадской методик выборов — деятельность наблюдателей и подсчет голосов. Канадские наблюдатели не отбывают номер, а усердно трудятся на протяжении всего дня голосования (большинство из них — добровольцы, т.е. работают не за деньги, а за идею). Они внимательно наблюдают за всеми процессами, имеющими место на территории избирательного участка — благо, в Канаде избирательные участки расположены в просторных помещениях, наподобие школьных спортзалов, исключающих какую-либо толчею, очереди и скопления людей. Также наблюдатели отслеживают процедуру выдачи бюллетеней, ведут свой параллельный подсчет выданных бюллетеней. И самое главное — они имеют право все, что посчитают нужным, фиксировать на фото- и видеопленку.
Что касается системы подсчета голосов, то канадцев удивили некоторые положения части 80-й Закона о выборах Президента Украины. В этом разделе закона указано, что если 10 % бюллетеней одного избирательного участка признаны недействительными, то аннулируются все голоса этого участка. Нонсенс (с точки зрения граждан, привыкших к демократическому стилю выборов)! Договорившись со 100 избирателями о том, что они сознательно испортят свой бюллетень, можно отправить в утиль голоса остальных 900 человек и таким образом манипулировать результатами выборов на отдельных участках…
В ходе семинара журналисту “УЦ” удалось “украсть” у г-на Джакуты пару минут из его перерыва на кофе и немного пообщаться с канадским гостем.
— В каких еще странах, кроме Украины, вы работали во время выборов?
— Я работал на выборах только в Канаде и в Украине. Но в нашем проекте также участвуют люди, которые работали в Косово, Африке, Латинской Америке, в частности — Джон Мрас.
— Каким политическим силам у себя в Канаде вы симпатизируете?
— Никогда не скрывал свою политическую принадлежность. Я либерал, представитель находящейся у власти Либеральной партии Канады (эта партия — центристского направления).
— Как давно вы находитесь в Украине и насколько хорошо вы знакомы с перипетиями нынешней президентской кампании?
— Я прилетел из Канады 6 сентября, но и до этого неоднократно посещал Украину весной, летом, так что ситуация с президентской кампанией мне знакома довольно хорошо.
— Какие аспекты этой кампании вы как профессиональный политик считаете недопустимыми в действиях кандидатов?
— То, что я скажу, уже говорилось много раз и до меня. Всем известно, что на прошлой неделе посол Канады выдал пресс-релиз, в котором критиковал ваши масс-медиа, в первую очередь УТ-1, за то, что на телеэкранах оппозицию практически не видно. На эту тему я однажды разговаривал с представителем штаба Януковича Степаном Гавришем. Как опытный юрист я вынужден был признать, что в этом вопросе нет нарушения законодательства. Никто не может обязать телеканал в своих новостях освещать деятельность какого-либо кандидата. Наоборот, в противном случае всяческие указания будут считаться вмешательством в дела журналистов, в дела канала. Я это хорошо понимаю. И наверняка посол также это понимает, но… Есть одно большое “но” с точки зрения гражданина демократического государства. В Канаде в ежедневных новостях всегда показывают всех кандидатов. Один из них может получить больше времени, другой меньше, но обязательно покажут всех.
— Канада — парламент-ская республика, и вам не приходится напрямую избирать первое лицо государства. И все-таки, как вы думаете, 26, а теперь уже 24 претендента на пост Президента Украины, — это вообще нормально?
— В Канаде это было бы ненормально… К примеру, в 80-х годах на выборах в некоторых странах Латинской Америки насчитывалось и по 50 кандидатов. Можно сказать, что для переходного периода жизни страны 26 кандидатов — это в пределах нормы.
— У вас полиция тоже присутствует на избирательных участках? Они имеют право вмешиваться в ход выборов?
— Знаете, за всю свою практику работы на выборах я никогда и нигде не видел ни одного полицейского на избирательных участ-ках.
— Какие нарушения избирательного процесса наиболее распространены в Канаде?
— (Пауза.) У нас очень мало нарушений. Их практически нет. Те, что есть, связаны с финансированием избирательных кампаний. Доверенные лица кандидатов или сами кандидаты иногда нарушают закон о финансовой поддержке кандидата (согласно законам, на одного избирателя разрешено потратить 1 канадский доллар). И в Канаде очень строго следят, куда направляются, а что еще более важно, — откуда пришли средства на выборы.
— Следовательно, такая проблема, как покупка голосов за наличные в день выборов Канаде не знакома?
— Что вы, у нас никто свои голоса не продает… И если какой-либо кандидат будет уличен в попытке покупки голосов, он немедленно снимается с выборов.