Название этого документа резало слух и зрение — «Программа стратегического развития города Светловодска на 2015-2030 годы»… В нынешней ситуации, когда все живут сегодняшним днем, не строя планы даже на завтра, светловодская власть замахнулась на пятнадцать лет вперед! Для того, чтобы убедиться в реальности задекларированного, надо было отправиться в Светловодск.
Достаточно было просто проехаться по улицам города, чтобы удостовериться в том, что и в наше смутное время Светловодск меняется в лучшую сторону. Знаете, что они сделали с самой проблемной улицей, дорожное покрытие которой размывалось каждым очередным дождем? Они выстелили ее аэродромными плитами! Таким образом упредили воровство асфальта при строительстве, исключили ямочный ремонт в будущем. Гарантия такого покрытия — десять лет. Но оно продержится дольше, учитывая то, что по нему движутся не самолеты, а автомобили.
А еще там строят тротуары! Вы наблюдали в последнее время где-нибудь строительство тротуаров? Поезжайте в Светловодск! И это только то, что бросается в глаза. Чтобы узнать о перспективах города подробнее, мы встретились и пообщались с городским головой Светловодска Юрием Котенко, в прошлом главным врачом, проявившим себя хорошим хозяйственником.
— Юрий Николаевич, программа развития города возникла недавно. А что было до этого, с начала каденции?
— Нашей нынешней каденции ровно четыре года. Из них в течение половины срока, как говорят, и не жил человек, и не умирал. Это было связано с тем, что огромные суммы лежали на казначейских счетах, но не было проплат. Для поддержания жизнедеятельности города мы получали в среднем 20 тысяч гривен в неделю. Это ничего. Много неиспользованных средств было в сфере образования и здравоохранения. Получилось так, что проекты и программы 12-го и начала 13-го годов были похоронены. Только в этом году, в апреле-мае, город ожил. У нас накопилось много проектов и экспертиз к ним, просто не было финансирования. Самое парадоксальное то, что сейчас в фонде развития города достаточно денег для того, чтобы сделать еще больше, чем уже сделано.
— А что сделано?
— Когда вы в последний раз были в Светловодске? Вы обратили внимание на наши дороги? Знаете, когда средств нет, ищешь какие-то копейки для латания дыр. А когда ресурсы есть, уже не хочется ограничиться ямочным ремонтом дорог, хочется большего. И так в каждой сфере жизнедеятельности районного центра.
— За счет чего вы развиваетесь?
— Раньше, конечно, здесь было много заводов союзного значения, и город кормил половину Кировоградской области. Но они не выдержали экономической конкуренции, и большинство ушло в прошлое. Сегодня город развивается за счет перерабатывающей отрасли, торговли. Жаль, что порядка пяти тысяч наших жителей работают в соседнем Кременчуге. Хотя сегодня и там проблемы. Из сорока семи тысяч населения 17,5 тысячи — пенсионеры.
— Почему программа на пятнадцать лет?
— Мы отдаем себе отчет в том, что не все в нее поверят, скажут, что мы специально отдалили перспективу. Но инвентаризировав все, что мы имеем в городе, поняли, что реализовать программу за пять лет не сможем. Такие заявления были бы популизмом и обманом населения.
Мы изучили проблемы во всех сферах жизнедеятельности города. Это инфраструктура, социальная сфера и многие другие. Убедились в том, что и за десять лет всего не решить. Сегодня остро стоит вопрос теплоснабжения города. Областная администрация, как и правительство, нацеливают нас на альтернативные виды отопления. А город имеет очень небольшой процент индивидуального отопления.
— Это довольно давний и нашумевший конфликт Светловодска…
— Да. У нас есть предприятие «Светловодскпобут», которое является монополистом в сфере теплоснабжения города. Конфликт, который длится годами, мы усугубили, потому что они некорректно себя повели: кому нужно было индивидуальное отопление — они дали разрешение, остальным — ни за что. НКРЭ их оштрафовала, потому что они допустили ошибку. Если не разрешаете, значит, всем.
Сегодня у нас поменялся состав межведомственной комиссии, которая выдает разрешения на индивидуальное отопление, и она уже выдала 22 разрешения. Люди увидели, что процесс пошел, и за полтора месяца мы имеем более полутора тысяч заявлений. Кстати, хотят перейти на автономное отопление даже те, кто у нас считается находящимися за чертой бедности. Они согласны брать кредиты, лишь бы уйти от «Светловодскпобута», который над людьми просто издевался. У нас тариф на тепло составляет более двенадцати гривен за квадратный метр…
Они пошли дальше: выставили городу счет за помещения, в которых находились детские клубы, секции. Это девятьсот тысяч гривен! Суд первой инстанции принял решение в их пользу, но на конец месяца запланировано заседание в апелляционном, и у нас есть шансы его выиграть.
В 2012 году у нас должна была завершиться реформа ЖКХ, но нам ее поломали. Мы о ней забыли. А если бы мы тогда довели это до логического завершения, Светловодск сегодня был бы примером для всех городов. Жаль, что время потеряно, теперь придется наверстывать.
— Что вы уже сделали в этом направлении?
— Через министерство ЖКХ мы заказали проект перевода всего города на индивидуальное отопление. Он разделен на две части: социальная сфера и жилой фонд. Нас обнадежили: сказали, что такой город, как наш, имеет все шансы получить кредит во Всемирном банке реконструкции и развития. Но все зависит от того, как мы будем работать. Мы сработали хорошо: аванс проплачен, готовый проект уже на выходе, мы получим его уже с экспертизой.
— Но ведь это поздно — отопительный сезон уже начался.
— К сожалению, да. Если говорить о социальной сфере и о жилом фонде, то перевод на автономное отопление будет происходить в течение двух с половиной — трех лет. Потому что должна быть и государственная поддержка малоимущих, и городские программы, и личное участие горожан. Но было бы желание. Население этого очень хочет, мы — тоже. Жаль только, что многие пережили суды, связанные с ними стрессы, нервные срывы, даже ушли из жизни, не дождавшись освобождения из-под «ига» «Светловодскпобута». И мы должны довести начатое до конца.
Если я лично не закончу начатое в этой каденции, у нас есть молодые, перспективные люди, которые способны все это завершить.
— Что вы будете делать пятнадцать лет?
— Мы уже делаем. Немного, но результаты уже есть. Правда, процессы были хаотичными. Есть деньги — отремонтировали крышу Дворца культуры. Появились еще 800 тысяч — сделали ремонт Дворца культуры во Власовке. А теперь мы все привели в систему и выложили это в программе развития на пятнадцать лет.
Сейчас у нас есть проект реконструкции городского Дворца культуры, который является памятником архитектуры. Там есть «подземелье» — очень красивое, но аварийно опасное. У нас уже есть проект и экспертиза. Так и с другими объектами социально-культурной сферы. Сейчас ведется капитальный ремонт детского отделения больницы, есть проект на ремонт инфекционного отделения, конференц-зала.
Это живая программа, не догма. Понятно, она будет корректироваться, но могу заверить, что не в сторону уменьшения планов, а исключительно с целью расширить, улучшить.
— Не придется ли через пятнадцать лет Светловодску все начинать сначала?
— А в этом нет ничего страшного. Это будет значить, что Светловодск развивается и обновляется с завидной цикличностью — пятнадцать лет. Но, если бы нам из всего задуманного удалось сделать хотя бы половину, — это было бы очень хорошо для города, для его жителей и для страны в целом.
Записала Елена Никитина, «УЦ».