Сам себе педсовет

В наших школах не учат самому главному – искусству читать газеты.

Бертран Рассел.

Разные мысли приходят в голову в пока еще пустом дворе родной 4-й кировоградской школы. По большей части это вопросы, но задать их некому – тех, кого хотел бы спросить, тут уже давно нет. Я редко бываю здесь, неловко чувствовать себя выпускником, когда ты уже старше большинства учителей и даже директора.

Не могу себе представить, что будут говорить нынешние МарьИванны сегодняшним пятиклашкам о ситуации, в которой оказалась наша страна. Почему за просто так отдали наш Крым? Кто с кем воюет в Донбассе и почему война называется гибридной? Почему папа – без работы, а во дворе бетонной многоэтажки полно дорогих машин? Почему на улицах можно спокойно играть до темноты, но похороны и траур у нас чуть не через день? Почему нужно учиться шесть дней в неделю, а зимой сидеть дома в холоде? И, наконец, почему ругаться матом на переменках стыдно, а Путина – можно?..

На эти и многие другие вопросы не найти внятных ответов ни в газетах, ни на телеэкранах. Нет их и дома – родители ведут себя, как профессиональные политики: сами ни черта не знают, но разглагольствуют с умным видом. Не лучше дела у педагогов. Представьте, если свои инструкции для политинформаций разошлет по всей стране министерство образования в лице чиновника, пересидевшего десять министров, или полуграмотного, но верного партийца, которому позарез нужно было найти работу в столице.

Ворчать на школу в Украине уже давно считается нормой. Хотя, конечно, глядя на некоторых выпускников, хочется спросить: откуда иx выпустили? Впрочем, тут-то как раз все объяснимо: какое общество – такая школа. И как государство относится к школе – такой результат и получает. Это – в целом, а в частности? Почему из одного класса, от одних и тех же учителей, вышли герои Майдана и «титушки»? Почему сегодня стреляют друг в друга и в своих учителей вчерашние школьники? Как такое может быть? Голова идет кругом, нужно останавливать этот поток вопросительных знаков. Есть такая восточная мудрость: «Один дурак может задать столько вопросов, что и сто мудрецов не ответят». Тем более что с мудрецами у нас явный дефицит…

Поучать учителей – не журналистское дело. Для этого есть целые институты. Тем более что педагоги сами знают: не все благополучно в нашей школе. Знают, что именно неблагополучно и почему. Вот только ведут себя в такой ситуации учителя, как бы помягче сказать, очень сдержанно. Бюджетники, одним словом. Их так уже и школьники называют.

Сейчас в Украине мощный всплеск патриотических настроений. Иногда кажется даже, что мы отмечаем первый год независимости, а не двадцать третий. Особенно сильно этот порыв накрыл нашу молодежь, в том числе и школьную. Проявляется это по большей части в тотальной моде на вышиванки и окраске мостов в цвета национального флага. Это красиво и хорошо, но катастрофически мало. Нельзя списывать на войну и «папередников» то, что качество школьного образования в Украине изрядно подсело (ВНО подтверждает). Об этом не раз доводилось слышать и от преподавателей иностранных вузов. Наши студенты там уже давно не лидеры, а ведь едут лучшие.

И, как обычно, в конце о том, что волнует больше всего. Очень боюсь, как бы за всеми этими беспрерывными мероприятиями к праздникам и датам не отошло на второй план главное для наших учителей. То самое, нынче немодное: сеять разумное, доброе, вечное. Причем брать не количеством, а качеством. И еще. Сейчас, когда страна ужимает все расходы, может, стоит хоть на время снять повинность школьной формы и т. п., максимально сократить родительские расходы. Хватит соревноваться и в оформлении классов, давно пора полностью переключиться на мозги и души своих учеников.

… А школа за прошедшие сорок лет стала такой маленькой. Как мы все там помещались?

Ефим Мармер, «УЦ».

Сам себе педсовет: 10 комментариев

  1. Как мы все там помещались?
    Так мы же были значительно меньше…
    А если серьезно, то прав редактор, прав. Накануне 1 сентября все родители с ужасом ждут «приговор» школы о том, по сколько нужно сдавать.

  2. Я не поленился расспросить знакомых школьников на предмет того, хотят ли они в школу, соскучились ли по учебе, одноклассникам и т. д. Будущие первоклассники демонстрируют удивительный энтузиазм: ждут этого дня и мечтают, чтобы он наступил скорей. Они уверены, что учеба в школе — это праздник сродни походу в Диснейленд. Ученики постарше более осторожны в своих ответах: они не склонны сгущать сироп оптимизма. Старшие школьники в большинстве своем морщатся от этой мысли, как от зубной боли, некоторые даже говорят: «У меня холодеет свиной мозг»(они так и говорят). Вот такие расклады в преддверии 1 сентября…

  3. Ефим Леонидович, так Лена Никитина как-то писала, пусть забирают Крым , лишь бы не стреляли. Отдали. Так они Луганск и Донецк захотели. А ведь Лена Никитина написала, то о чём думали , ну может не все но большинство. Мои родственники точно так говорили. «Да он же не Украинский, его Украине Хрущёв подарил». Просто в свете сегодняшних событий, практически Вся Украины думает сейчас уже иначе. И то почему из одного класс вышли герои Майдана и «титушки» — так это не к учителям. а к родителям. Семья во все времена остаётся самой первой школой. Что дети получают дома, то они и несут в общество.

  4. Аня, абсолютно с тобой согласен — семья и генетика формируют человека. Зато в школе человек, как на ладони, сразу видно кто чего стоит. И коллектив устанавливает правила. А то, что у человека внутри, может вылезти в любой момент. У нас в классе было много ребят с окраин из рабочих или неполных семей — с Балашевки, Озерной Балки, но бычьем не стал никто. Ни один.

  5. Ефим Леонидович, не последнее место в формировании ценностей и стереотипов у подрастающего поколения занимает, то, что показывают с экранов телевизоров и интернета. Очень много фильмов которые пропагандируют насилие, неуважение к тем кто живёт рядом, желание заработать деньги любой ценой. В то время когда вы учились в школе ценности в обществе были другие. Фильмы тоже были другие. Наверное в формировании здорового общества имеют значение несколько факторов. Семья, телевиденье — фильмы, миультики, музыка, радио, интернет. Я сейчас наблюдаю, что те дети которые растут на старых, добрых советских мультиках такие как: кот Леопольд, простоквашино, капитошка, ну погоди, Карлсон, бременские музыканты и многие другие — эти дети намного доброжелательнее, добрее, щедрее и искреннее чем те кто растёт на мультфилмах где показывают войну — такие дати кричат я тебя убъю, я всех поубиваю. Это страшно. И оепять пока писала вергулась к томк, кто как не родители должны смотреть с детьми добрые старые советские мультфильмы. Есть мымы которые не хотят заниматься детьми садят детей возле компа, а дети с 4-5 лет ужне умеют пользоваться компъютерами и ребёнок , что хочет то и смотрит. По телевиденью тоже разные мультфильмы бывают. Вот так и получается. Тогда , когда Вы ходили в школу другое телевиденье было, другие фильмы, мультфильмы.

  6. Школьная тема-неожиданный ракурс
    «Игорь Мирошниченко и бандиты в балаклавах громят Кловский лицей, где учатся дети президента. Нашли гнездо коррупции, требуют классные журналы президентских детей. А также предъявить талоны на школьные обеды за 10 лет в местной столовой. Это так, чтобы президент сконцентрировался на главном. А то там Семенченко все в каких-то непонятных окружениях. Подождут они там у себя в Иловайске, пока такие дела у «Свободы» на политической кухне», – написал Плахонин. «

  7. В наших школах не учат самому главному – искусству читать газеты.
    ============
    А как много людей газету хотя бы пару раз в году держит в руках?

    Почему из одного класса, от одних и тех же учителей, вышли герои Майдана и «титушки»?
    Сто лет назад были герои и не герои октябрьского переворота. Прошло 70 лет и первые стали последними, а последние первыми. Сейчас время очень ускорилось и не исключено что скоро герои станут «героями», но вообще тяжко будет если «титушки» станут героями.

  8. Титушки были по обе стороны баррикад и потому кто-то из них обязательно станет «героем.»

Добавить комментарий