Весна. Париж. Музыка. Эти три слова так естественно соединяются друг с другом, что у многих с приближением этого времени года сами собой возникают мечты о чудесном городе романтиков, городе любви и цветов. Кто-то только мечтает, а кому-то удается исполнить свою мечту. Буквально на днях из поездки в Париж вернулся солист Кировоградской областной филармонии Ярослав Страшной, и мы не могли не побеседовать с ним о весне в Париже и о музыке.
– Ярослав, нет такого человека, который хоть иногда не повторил бы расхожую фразу из анекдота: «Я опять хочу в Париж». Вы только приехали оттуда. Не хотите ли снова в Париж?
– Ну кто же не хочет в Париж, особенно если уже раз там побывал? Во-первых, не все посмотрел, не везде попал, куда хотел. Но кое-что увидел – и это радует глаз, радует сердце, потому что и Вена, где мы были проездом, и Париж – это колыбель искусства. Я счастлив, что руководство областной филармонии поспособствовало тому, чтобы я поехал на конкурс в Париж. Сам бы я, конечно, не смог туда съездить. А так все совпало, и грех было не воспользоваться таким шансом.
– Какой Париж весной?
– Мне посчастливилось увидеть Париж и дождливым, и солнечным. Там сейчас все цветет, зелено, ярко. А в общем, несмотря на глобализацию, огромное количество транспорта, Париж такой же, каким мы видели его в старых любимых фильмах с Бельмондо, Пьером Ришаром, Луи де Фюнесом, Аленом Делоном. В нем остался тот дух, который знаком с детства по знаменитым французским комедиям… Конечно, он сейчас внешне немножко другой, более современный, но дух его остался таким же.
– Некоторые люди, которые долго мечтали о Париже, попав туда, разочаровываются. Оправдал ли он ваши ожидания?
– Конечно! Когда мы с группой артистов приехали в центр Парижа, первое, что я увидел, – это Сена и оперный театр. Символично, правда? Хотелось все увидеть, глаза разбегались. Я в прошлом году был в Южной Корее – там все по-американски, небоскребы, все суперсовременное. А в Париже – здесь такое сочетание старины с фэшеном, с модернизмом, там какое-то историческое место, тут более современное… Он разный! А в вечернее и ночное время Париж весь светится – думаю, со спутника этот светящийся город должно быть хорошо видно. Говорят, «увидеть Париж – и умереть», и это того стоит…
– У многих людей бытует мнение, что парижанки – это эталон стиля, элегантности, утонченности, особого шарма и шика. А что вы можете сказать о парижских женщинах?
– Париж – это одно из самых посещаемых мест в мире, поэтому там очень много туристов – японцев, китайцев, из бывшего Советского Союза, и парижане как-то растворяются в этой массе. Среди французов огромное количество темнокожих. Многие, в том числе и женщины, одеты очень просто, конечно же, в кедах, с какими-то сумками, – и выглядят «никак». Но встречаются и парижанки, которые очень умело сочетают одежду и аксессуары, конечно, везде витает аромат духов… Я на одну такую парижанку даже засмотрелся в метро. Но, повторюсь, как и многие другие мужчины, я считаю, что самые красивые женщины – у нас, в Украине, и этому нужно только радоваться. Да, француженки, может быть, несколько элегантнее наших, но что касается внешности – они какие-то средние…
– Вам удалось немного погулять по Парижу. Заметили ли вы там какие-то изюминки, которые, на ваш взгляд, можно было бы «перенести» к нам в Кировоград?
– Я, кстати, об этом думал – и это касается не только Парижа, Европы. Есть многое, что хотелось бы отметить. Например, чистота, порядок везде и во всем – это Германия. А именно в Париже – побывав на Эйфелевой башне, я подумал, что хорошо было бы, если бы у нас было что-то такое, например, смотровая площадка, с которой открывался бы вид на Валы и на весь город и откуда можно было бы фотографировать, или какой-то памятник необычный, интересное архитектурное сооружение, чтобы им все любовались, чтобы ради него ехали в Кировоград. Или музей, чтобы он был интересен всем. Например, с той же коллекцией Ильина. Нам экскурсовод рассказывал, что вот сейчас в Париже открылась выставка бриллиантов. Самый большой, конечно, не привезли, чтобы не привлекать воров, но все-таки это интересно.
А вообще мы окунулись в реальную жизнь Парижа – например, наш автобус час не мог проехать, так как на нашем пути следования произошла перестрелка, и там работала полиция. И машины видели сожженные. И тут же дорогие бутики… В общем, город контрастов.
А еще стоит из Франции перенести к нам штрафы. Везде стоят камеры наблюдения, и за нарушения – штрафы. Это дисциплинирует и более-менее создает порядок.
– Какая музыка звучит в Париже? Что парижане слушают, например, в кафе?
– В основном это эстрада. Но у всех на слуху, конечно, Champs-Élysées – «Шанз-Элизе», знаменитая «Елисейские поля» Джо Дассена. Это культовый исполнитель для Франции. Люди же слушают такую же музыку, как и у нас. А в кафе в основном фоном звучит легкая инструментальная музыка. В метро играют музыканты, и тоже разный репертуар у них. Город современный, туристический, все в наушниках, и там звучит все…
– Мы не поговорили о самом интересном – о французской кухне.
– Еще раз повторюсь, Париж – город туристов, поэтому кормят всем, на любой вкус. В основном все перекусывают в бистро. На 10 евро вас накормят хуже, чем у нас в средненьком кафе. Я попробовал знаменитый луковый суп – ничего особенного, так – похлебка. Но это ведь изначально и был суп бедняков. Я и в Корее тоже только попробовал их блюда – очень острые. А так я заказывал мясо. А в Париже я ел сало!!! Мне мама с собой положила кусочек, и я его ел с удовольствием. Так что судите сами о французской кухне. Правда, в Чехии, когда мы ехали домой, мне очень понравились их сосисочки и свиная рулька! (Смеется.) Это вкусно! Ну а что во Франции супер – так это вино. Причем любое. Все натуральное, ни о каких порошковых речи быть не может. Вкусное, ароматное! Получаешь удовольствие, когда пьешь.
– Ярослав, какова была цель вашей поездки?
– Это был Первый международный фестиваль-конкурс «Украина с талантами мира». На имя директора филармонии Николая Ивановича Кравченко пришло приглашение принять участие в этом фестивале, и я представлял там Кировоград. Кроме того, были участники из Львова, Ивано-Франковска и французские вокалисты, в числе которых была одна девушка, которая из Украины переехала с родителями во Францию и теперь там живет и учится в академии.
– Репертуар был заранее оговорен или право выбора предоставлялось участникам?
– Это в большей части была классическая музыка, но в то же время она должна была быть «привязанной» к Украине. Главной целью фестиваля было объединить культуры двух стран.
– Как принимали вас французы?
– Меня приняли очень хорошо, так как я спел для них на французском языке «Опавшие листья» из репертуара Ива Монтана. А еще мы решили, что должен быть классический украинский романс. И это оправдало наши задумки. Французам очень понравилось, что я проявил к ним такое уважение, спев на их языке.
– Где, в каком зале проходил этот фестиваль?
– Это был зал в доме Алена Делона. Он раньше жил в этом доме, там много его фотографий, и здесь есть большой концерт-холл, немножко напоминающий фойе филармонии, – с колоннами, с роялем… Такой классический французский особняк. Зрители были разные – и из диаспоры украинской, из Союза студентов Франции, и французы, так сказать, из высшего общества.
– А кроме выступлений, были ли какие-то совместные мероприятия?
– Наша программа была спланирована буквально по минутам: переезды, короткий отдых, выступления… На второй день состоялся гала-концерт, в котором принимали участие лучшие, и я тоже попал туда. После концерта, конечно же, было общение и с участниками фестиваля, и с французами. Я познакомился с продюсером, организатором концертов во Франции, и буду ждать возможного предложения о творческом сотрудничестве.
– А кто из французских исполнителей вам нравится?
– На первом месте, конечно же, Джо Дассен, потом Шарль Азнавур – у него много хороших мирового уровня произведений и, естественно, Мирей Матье. Я больше предпочитаю классическую школу, вырос на таких произведениях, поэтому недостаточно хорошо знаю современных молодых французских исполнителей. Я с детства знаком с творчеством перечисленных мною исполнителей и люблю их до сих пор. У французов как-то так получается: что ни песня – то хит. Возможно, и французский язык этому способствует, ведь это язык любви, и любой текст ложится на музыку и запоминается. Язык, конечно, для нас трудноват, но я после своего выступления поинтересовался мнением французов обо мне. Сказали, что, конечно, есть акцент, но он придает особый колорит исполнению, и всем понравилось. Песня «Опавшие листья» давно в моем репертуаре, и я ее очень люблю.
– Что дает вам участие в таких конкурсах?
– Мне приятно, что все то, что я нарабатываю здесь, в Кировограде, в родной филармонии, в каких-то других выступлениях, приносит свои плоды. Это мне нравится, и я работаю над собой. Пою в Украине, дома – всем нравится, но этого мало. Вот в прошлом году пел в Корее – тоже людям понравилось, приехал во Францию – и здесь все остались довольны моим выступлением. И мне вдвойне приятно, потому что основная масса участников этого фестиваля была из Западной Украины. Моя целеустремленность дает результат, я на правильном пути, как говорят. Буквально через месяц-полтора мне предстоит поездка в Бельгию, посмотрим, как будет там…
– В связи с последними событиями в Украине, как вас принимали французы? Расспрашивали о Майдане?
– Да нет, для нас главным была музыка. Культура должна быть подальше от политики. Этим фестивалем занималось посольство украинское во Франции, и его целью было объединение народов посредством культуры, политика была отставлена в сторону. Говорят, сначала был Бог, а потом было Слово, и я считаю, что искусство принадлежит Богу. А вообще я побывал в нескольких странах – и нигде мне не было так хорошо, как в Украине, поэтому я из нее никуда не уеду. На гастроли или фестивали, конкурсы – с удовольствием, а жить – только здесь. Мы должны сохранить Украину, и один из способов это сделать – посредством искусства. Я пел там песню «У нас є все» – и мы должны все это сберечь.
Беседовала Ольга Березина, «УЦ».
Прекрасный город Париж,это да.
Но и Венеция не хуже. Редактор,восстановите возможность писать блоги, хочу порадовать вас,своим эскурсом в Венецию.Чудесненько винца там попил, а какой там венецианцы ликер делают……и притом не дорого 😉
приходите в редакцию, с удовольствием возьмем у вас интервью о Венеции.
Давайте,после Пасхи.Когда у вас будет время?
И кстати, с праздником вас!
Спасибо. Любой день, кроме понедельника и вторника. Скажем, четверг 10-12.
Хорошо,если не получится,куда прозвонить сообщить?
067 520 19 32 — без проблем
Недавно приехал из зароботков,полистал «УЦ» и прочитал о Ярославе Страшном. Молодец! Слушал его концерт лично пару лет назад в Олександрие «Памяти Магомаева»: голос прекрасен, парень красив, артист отличный, притягивает хоризмой. Мои домашние без ума от него. Жена работник детсада, знает его мать, восхищается ее стихами и книгами, плачет, читая «Венок Роксоланы». Молодец! У Ярслава, наверняка, все от матери.