Мудрые люди говорят, что мертвых не стоит бояться, опасность представляют живые. В том, о чем мы расскажем ниже, «повязаны» живые и умершие. И от этого становится еще более жутко…
Летним ясным утром начальник кировоградского коммунального предприятия «Ритуальная служба» Александр Еременко вышел с сыном из дома и увидел на двери подъезда листовку со своей фотографией. Под вполне приличным фото был помещен текст негативного характера. Александра Валентиновича обвиняли во множестве грехов, ему абсолютно не присущих. Кому перешел дорогу директор спецкомбината, предоставляющего ритуальные услуги? Не с того же света было данное «послание»?
Очень похоже, что есть в наших краях люди, которым Еременко мешает жить, вернее, осуществлять незаконную деятельность в сфере предоставления ритуальных услуг. И, похоже, для этих людей все средства хороши — что для живых, что для мертвых…
Как выяснилось, на сегодняшний день в Кировограде работает одно коммунальное предприятие, специализирующееся на «ритуалке», и девять частных (договора с двумя из них пока под вопросом). Учитывая то, что в месяц в среднем по Кировограду, как ни прискорбно это звучит, умирает до 250-ти человек, а в зимние месяцы даже до 350-ти, то работы хватает всем. Но есть в городе «фирмочки», которые ежемесячно появляются, не регистрируясь должным образом, соответственно, не платят налогов и, что самое ужасное, обманывают заказчика. Заказчиком, как вы понимаете, являются люди, которых постигло горе — смерть близкого человека.
То, что из-за таких деятелей бюджет недополучает в год порядка полутора миллионов гривен, должно волновать местную власть и налоговиков. Но нравственный аспект афер, которые осуществляют дельцы, зарабатывающие на горе, — это уже бич общества.
Здоровая конкуренция, даже на рынке ритуальных услуг, полезна. Она способствует совершенствованию работы фирм в такой деликатной сфере. Увеличивается ассортимент, обучаются люди, приобретается специализированный транспорт, варьируются цены. Но фирмы, которые не способны выдержать подобную конкуренцию, действуют агрессивно. В чем это проявляется? Приведем пример. В семье умер человек. Первое, что делают родственники, — вызывают «кого-то», кто отвезет тело в морг. Этого «кого-то» уже рекомендовал находящийся рядом сочувствующий, например, участковый врач. Как правило, рекомендуют частников, доставляющих тело в морг не на специализированной машине, как предписано санстанцией, а на транспорте, на котором завтра будут перевозить грузы или живых людей. Работники морга тоже имеют ряд адресов и телефонов, которые навязывают родственникам покойника. В результате людей лишают права выбора. А это, как правило, влечет за собой дополнительные затраты со стороны и без того пострадавшей семьи.
Еще один пример. Коммунальное предприятие «Ритуальная служба» участников боевых действий хоронит бесплатно. И добросовестный частник обязательно сообщит об этом семье умершего, которая к ним обратилась. Но это добросовестный… А непорядочные сдерут по полной программе.
Нездоровая конкуренция довела до того, что участковые врачи в семьях, где есть тяжело больные люди, заранее оставляют визитные карточки фирм, предоставляющих ритуальные услуги. Как вы думаете, что движет этими лекарями?
Тема погребения «с легкой руки» ушлых бизнесменов стала очень черствой, жестокой и нечистоплотной. Дошло до того, что с кладбищенских венков срезают цветы, чтобы сделать «новые» и продать их. А гранитные памятники, украденные с могил, переделывают, срезая старую надпись и нанося новую. Тема кладбищ — отдельная, но настолько же горькая. Об этом мы обязательно еще поговорим. А вы, уважаемые читатели, не болейте и живите долго.