В какой школе вы учились? О какой школе для своих детей вы мечтаете? Как вы относитесь к реформам в системе образования? Если вы подробно ответите на эти вопросы, получится почти научный доклад или методическое пособие. Несмотря на то, что на эту тему писано-переписано немало, некоторые «методички» вызывают огромные интерес. Одна из них является экспонатом галереи «Елисаветград». Датирована она 1958-м годом. О ней мы и поговорим.
В далеком 1958-м году Кировоградским областным отделом народного образования совместно с институтом усовершенствования учителей была издана книга «Обучение и труд» (из опыта работы Новопражской средней школы). В ней подробно, с иллюстрациями и фотографиями, с цитатами Ленина и Хрущева описана школьная жизнь. Отличалась она от жизни в других школах тем, что здесь были тесно связаны изучение теоретического материала и общественно-полезного труда. «Педагогический коллектив Новопражской школы поставил перед собой задачу обеспечить такую подготовку учащихся, чтобы они, выйдя из школы, имели полную возможность свободно выбирать себе профессию соответственно своим наклонностям, способностям и стремлениям».
Вообще общественно-полезный труд присутствовал в каждой школе. Вспомните субботники, помощь колхозам по прополке культур и сбору урожая. Но такое разнообразие и активность, как в Новой Праге в середине прошлого века, было в единичных учебных заведениях.
Возьмем, к примеру, школьный учебно-опытный участок. Площадь его составляла 2 гектара, он имел два отдела: растениеводческий и животноводческий. Были здесь плодовый сад (яблони, сливы, груши, абрикосы), питомник плодовых и лесных пород, ягодник, виноградник, плантация земляники. Выращивали школьники озимую пшеницу, кукурузу, сахарную свеклу, овощи. Был при школе коллекционный участок, на котором высаживали 25 сортов зерновых, овощных, технических и лекарственных растений. А еще – теплицы и парники. В животноводческом отделе ученики выращивали кроликов. Трудились здесь все – начиная с младших классов.
При помощи учащихся, родителей и общественности райцентра при школе были созданы учебные мастерские, оборудованные 15-ю столярными верстаками и 15-ю тисками. Здесь ребята получали знания по технологии обработки дерева и металла, приобретали навыки обращения с инструментами, чтения чертежей, самостоятельно изготовляли модели и наглядные пособия для учебных кабинетов. Работы учащихся по дереву и металлу были представлены на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве.
Старшеклассники охотно посещали физико-технический кружок, где изготовляли и ремонтировали различные приборы. Ребята смонтировали и установили мощный усилитель для школьного радиоузла, собрали ламповые и детекторные радиоприемники, изготовили действующие модели генератора трехфазного тока, асинхронного двигателя и двигателя внутреннего сгорания, термореле с биметаллической пластинкой, модель шагающего экскаватора, гальванометр электромагнитной системы и много других моделей. Спросите у современного старшеклассника, знает ли он хотя бы значение чего-то из перечисленного выше, не говоря уже о том, чтобы что-нибудь изготовить своими руками.
В 1955-56 учебном году в Новопражской школе было введено производственное обучение. «Учитывая производственное окружение школы и быстрорастущие потребности сельского хозяйства в кадрах механизаторов, педагогический совет решил остановиться на специальности комбайнера широкого профиля». Местная МТС помогла школе в организации производственного обучения, предоставив цеха и мастерские, а также выделив специалистов для преподавания спецдисциплин. Один день в неделю выделялся для такого обучения.
Теоретические занятия, практика и – летняя производственная практика, во время которой каждый учащийся начиная с восьмого класса работал непосредственно на комбайне. «Владимир Бондаренко на выработанные 183 трудодня получил 1800 рублей деньгами и 8 центнеров зерна, Владимир Бугаев выработал 130 трудодней и получил 1000 рублей и 6 центнеров хлеба… Материальные доходы учащихся улучшили благосостояние их семей. Многие ребята на заработанные деньги приобрели велосипеды, костюмы и другие ценные вещи».
«Каждый выпускник класса с производственным обучением получил квалификацию помощника комбайнера, и 17 из них сразу же были приглашены на работу в колхозы им. Ленина, им. Кирова и “Советская Украина”. Остальные десятиклассники тоже были трудоустроены».
С целью углубления связи теоретического материала с практикой в школе была создана учебно-производственная бригада, в которую в 57-м году были зачислены 117 учащихся. Колхоз имени Ленина выделил ребятам участок земли площадью 91 гектар и здание из семи комнат. «174 тысячи рублей дохода дала колхозу школьная производственная бригада в 1957 году». «Члены бригады получили от колхоза оплату за труд в сумме 55 тысяч рублей». «480 метров натурального шелка сделают на фабриках страны из 160 килограммов коконов, сданных государству школьной бригадой». «3000 голов водоплавающей птицы вырастили школьники в 1958 году». «53 выпускника из 94, закончив в 1957 году среднюю школу, пошли работать в свои колхозы».
Кроме работы на полях, в саду и на фермах, ребята выпускали бригадную газету, организовывали концерты, ездили на экскурсии. По итогам работы многие члены бригады были премированы ценными подарками и поездками в Москву. Вот таким было лето у подростков образца 1957 года.
Но самым потрясающим оказалось то, что Новопражская школа имела собственную обсерваторию. «Небольшое, аккуратное, со сверкающим куполом круглое здание обсерватории возвышается на территории учебно-опытного участка. Здесь всегда царит полная тишина, и это дает юным астрономам условия для работы, которая полна своеобразной романтики». Примечательно то, что обсерватория – «материальная ценность, созданная молодыми руками».
Сначала был астрономический кружок. Бесед и докладов на астрономические темы школьникам и Юлию Евдокимовичу Мигачу, учителю физики, показалось мало, и они решили построить обсерваторию своими силами. Списались с Одесской астрономической обсерваторией, заручились их поддержкой. Весной 1956 года начали строительство павильона.
Одновременно со строительством в мастерских школы проводилась работа по созданию необходимой астрономической аппаратуры. «По просьбе кружковцев комсомольская организация одного из морских портов прислала в школу несколько толстых круглых стекол от пароходных иллюминаторов, и учащиеся изготовляли из них линзы, обтачивая стекла на токарном станке… Почти все части телескопа были изготовлены в школьной мастерской. Пришлось купить лишь один окуляр».
Астрономический кружок Новопражской школы был принят членом-коллективом во Всесоюзное астрономическое общество. Он получил задание вести наблюдения по программе Международного геофизического года и отправлять результаты проводимой работы в Центральную станцию юных техников им. Шверника Москвы. А еще, отмечается в книге, «обсерватория за годы ее существования стала центром антирелигиозной пропаганды в селе». Ну, время было такое – атеистическое. О популярности обсерватории говорит такой факт: за первый год существования ее посетили около двух тысяч человек, в том числе иностранцы. Не забывайте, речь все еще идет о школе в селе Новая Прага.
Учащиеся не только учились и работали. В школе, судя по книге, на достойном уровне была кружковая работа. Волейбольная и футбольная секции, плавание, струнный и танцевальный кружки, ансамбль. Ребята ездили на экскурсии на КремГЭС с ночлегом на берегу Днепра в палатках, в Каменку, Чигирин, Кривой Рог, Киев. Словом, всё, что происходило в школе, было направлено на «организацию сплоченного детского коллектива, на расширение политехнического кругозора учащихся, на воспитание трудовой сознательной дисциплины, чувства советского патриотизма, воли и сильного характера молодого строителя коммунистического общества».
С 1944 года директором школы был Федор Федорович Оксанич. Его вспоминают с любовью и благодарностью. При нем в 1964 году началось строительство нового здания школы, поскольку старое было в аварийном состоянии. К сожалению, до сегодняшнего дня не дожили ни теплицы, ни мастерские, ни обсерватория. Нынешний директор школы Ирина Пивняк сказала «УЦ», что у нее есть мечта восстановить обсерваторию, от которой остался фундамент.
Ирина Григорьевна рассказала, что, будучи ученицей этой школы, состояла в школьной производственной бригаде. За хорошую работу даже была премирована фотоаппаратом. Принципы разумного сочетания учебы и труда педколлектив Новопражского учебно-воспитательного комплекса, в котором учится 327 ребят, намерен возродить. Школа считается лучшей в районе, неоднократно становилась лауреатом премии имени Федора Оксанича. Очень важно, что у нее есть прошлое и будущее.
Елена Никитина, «УЦ».
Обсерваторія була на вищому рівні!!! На жаль знімав креслення вже з напівзруйнованої… А такий телескоп був мрією кожного аматора астрономії.
Учился в этой школе в 70-х, помню и кролеферму и сад и грядки. Были и поездки в колхоз на прополку и сбор урожая. Вот только обсерватория была уже закрытой.
Интересно, какая судьба телескопа?
На третьей фотографии, на заднем плане, по-моему изображен «дом Некоры»
Володя, оптика була знята з телескопу давно. Можливо, десь і досі в шкафах пилом припадає… Сам телескоп на монтуванні стояв в обсерваторії десь до початку 90-х років. А потім…., ймовірно, в металобрухт, як і все інше, «цінне» в цьому суспільстві…
Интересная тема! Не помню, чтобы кто ни будь рассказывал как работала обсерватория. Есть ли живые свидетели, или члены кружка?
В методической литературе по астрономии встречал описание работы Мигача… Вот тут, например, http://www.tnu.in.ua/study/books.php?do=file&id=4380
спасибо за ссылку, но там только в вступительной статье автора упоминается астрономический кружок в Новой Праге. Далее о нем ни слова!
Да, тут мало. Я как пример привел. Первое, что гугл выдал…
На самом деле есть еще методички, где было много места посвящено и кружку и методике преподавания астрономии Мигачем.