Совсем немного времени осталось до начала очередного учебного года. С нетерпением свой первый урок ожидают шестилетки. А остальные? От чего зависит желание или нежелание ученика идти в класс? Конечно же, от учителя. Привить ребенку любовь к учебе или заставить возненавидеть ее и все, что с ней связано, может первый учитель. На нем лежит огромная ответственность. В не меньшей степени за это отвечают родители, которые выбрали школу поближе к дому и класс наугад (А, Б или В — какая буква больше нравится), чаще всего не отдавая себе отчет в том, что сделали своему ребенку самый бесценный подарок или совершили ошибку, за которую отвечать придется всей семье.
Если бы журналисты писали рекламные статьи об учителях, автор этих строк обязательно выбрала бы человека, подобных которому не часто встретишь в жизни. Лариса Львовна Мирная имеет 40 лет педагогического стажа. 35 из них — учитель начальных классов. Учитель высшей категории, отличник народного образования, старший учитель. Всю жизнь проработала в школе №16. Она — первая учительница для сотен кировоградцев. Ее считают сильным педагогом, учителем от Бога. Дети ее обожают. Родители благодарят. В чем ее секрет? Почему таких, как она, единицы?
Много выпусков третье-, а теперь уже четвероклассников прошло через ее сердце. За десятилетия ее педагогической работы малыши очень изменились. Лариса Львовна говорит, что они стали более раскованными, более коммуникабельными, решительными. Раньше учитель для младших школьников был более значимой фигурой, чем сейчас. Дети прошлого смотрели на учителя, как на икону. Сейчас этого нет. Сегодня уважение детей надо заслужить. «И это хорошо, — говорит Лариса Львовна, — потому что такое отношение настраивает на постоянное самообразование, стимулирует к совершенствованию. Надо перелистать горы литературы, смотреть новые фильмы, популярные передачи о школе, о воспитании. Дети задают более взрослые вопросы, чем раньше, и на них учителю надо уметь отвечать».
«В первоклашках столько чистоты, что нельзя быть плохой по отношению к ним. Ну а когда они выпускники младшей школы, то уже можно говорить с ними на равных», — заметила учительница. В последние несколько лет первоклассники стали на год младше (идут в школу с шести лет). Что это дает детям? На год раньше они становятся самостоятельными, их ограничивают в играх, у них добавляются обязанности. Учительница Мирная на первом родительском собрании делает упор на то, чтобы родители настраивали детей на перемены в их жизни. «Мы играем. Я сторонник того, чтобы учить, играя. Надо так построить урок, так настроить, чтобы дети сами пришли к правильному решению примера или к верному ответу на вопрос, например, об имени существительном. В процессе игры ученики выстраивают лесенку, которая помогает им освоить материал и приобрести навыки», — говорит она.
Родителям надо переломить любовь и жалость в отношении к детям. «Пусть поспит, отдохнет, я сама все сделаю» — от этого надо отходить. Из чувства ответственности, которое надо прививать ребенку, вырастет желание учиться и трудиться. И еще — материнским сердцем надо почувствовать, что сказать ребенку, провожая в школу, как его настроить на трудовой день. От ваших слов, от прикосновения зависит настроение малыша. Мама улыбнулась, папа погладил по голове — и ребенок пришел в школу в добром расположении духа и уверенный в себе. Учитель настроение в семье чувствует. Даже по внешнему виду может определить, какими словами мама разбудила сына или дочь и как проводила его в школу.
Ну а если в семье не получилось положительно настроить ребенка на трудовой день, мудрый учитель придет на помощь. Лариса Львовна, например, когда чувствует, что в классе не хватает того самого позитивного настроя, использует метод, который придумала сама и который помогает ей и ее ученикам. Перед уроком дети вместе с учителем становятся в круг, взявшись за руки, и поочередно говорят хорошие слова своему соседу. Цепочка детских комплиментов своим одноклассникам, когда звучат самые разные фразы — от «у тебя сегодня сияют глаза» до «у тебя красивая кофточка», — безусловно, сказывается на результатах учебы.
От учителя зависит если не все, то очень многое. Насколько он способен с высоты своего возраста проникнуть в детский мир, настолько доверительными или не очень будут взаимоотношения между учителем и учениками. Современные дети «компьютеризируются», не дожидаясь, когда им будут преподавать информатику. Как быть педагогам со стажем, которые не знают, с какой стороны подойти к ПК? Можно сделать вид, что это проблема старшей школы, но настоящий учитель будет искать пути постижения премудростей высоких технологий. Лариса Львовна благодарна институту последипломной подготовки учителей. Особенно в последние годы там на курсах даже опытный учитель познает много нового. И с компьютером там работают. К сожалению, не на том уровне, как хотелось бы. Если бы еще и дома был компьютер, и в классе, тогда можно было бы говорить с детьми на одном языке. Но представление о компьютерах и, что особенно важно, о компьютерных играх она имеет, это для нее не космос.
Компьютерные игры, по мнению педагога Мирной, нужны. Пусть дети играют, но подконтрольно, в хорошем смысле этого слова. Сидит ребенок дома за компьютером, мама что-то делает на кухне. Пусть она подойдет, заглянет в монитор и понаблюдает, что там происходит. Если есть необходимость, надо с ребенком поговорить, особенно если сын играет в «стрелялки». «Как ты считаешь, в людей стрелять — это нормально? А если в кого-то из твоей семьи будут стрелять? Ты же понимаешь, что это игра?» Если так разговаривать с ребенком и давать всему правильную, адекватную оценку, это вреда не принесет. А потом, есть же развивающие, познавательные игры, которые еще и пользу принесут.
Надо хвалить и поощрять ребенка. На этом Лариса Львовна настаивает и советует изменить методы воспитания всем, кто этого еще не сделал. Она призналась, что раньше была властной, использовала авторитарные методы — этого нельзя, так не принято. А в последние два-три выпуска изменилась, хотя это далось нелегко. Читала книгу японского педагога-психолога, в которой настолько доступно и убедительно было написано, почему детей надо хвалить, что решила попробовать на практике. Стала больше хвалить детей. Конечно, заслуженно. Например, когда первоклассник написал красиво букву, ему говорила: «Эта буква тебе улыбается. Она тебе благодарна». Заметила, что есть положительный результат. Во-первых, между учителем и учеником намного теплее отношения. Во-вторых, дети в учителе увидели человека, который умеет не только порицать, но и радоваться вместе с ним, а это очень много значит. Это стимулирует гораздо больше, чем приказ «старайся!». В итоге ребенок гарантированно напишет лучше и впредь будет стараться. Метод убеждения, доброты, поощрения, иногда даже авансом, поможет учителю достичь желаемого результата в учебе и воспитании, ну а дома только материнское сердце подскажет, как лучше вместе с ребенком постигать науку.
В этой связи Лариса Львовна дает совет родителям учеников младшей школы. Придя домой после родительского собрания, где о вашем ученике не совсем лестно отзывались, не ругайте ребенка с порога. Спокойно скажите, что вам было стыдно при других родителях слышать замечания в адрес вашей семьи и что вы надеетесь, что в будущем все будет хорошо. Не мусольте тему плохой учебы или неудовлетворительного поведения. Пройдет два-три дня — расскажите соседке или родственнице о ситуации, подобной той, что произошла с вашим ребенком, но как будто это было с кем-то посторонним, и обязательно в присутствии своего провинившегося ученика. Не конкретно ему, но он краем уха услышит, проведет параллель, и это заставит его задуматься и сделать правильные выводы. Надо заставлять их мыслить, думать, анализировать…
И еще о поощрении и похвалах. Теперь уже совет учителям. И на родительском собрании, и индивидуально не начинайте разговор с родителями с жалоб и претензий. В самую первую очередь похвалите ученика, тем более что это несложно, ведь в каждом ребенке есть много хорошего. Скажите, что вы рады тому, что этот ребенок именно в вашем классе, что он красиво рисует или хороший помощник, или перспективный спортсмен, а уже потом заметьте, что ему бы по математике подтянуться или читать побольше. Не сомневайтесь, что мама лично и с огромным энтузиазмом займется исправлением «некоторых» недостатков. Уважаемые учителя, не брезгуйте данным советом, его позитив проверен в течение многих лет и испытан на сотнях мам и пап!
В первый класс приходят разные дети — с неодинаковой подготовкой, с различным уровнем материального обеспечения, и задача учителя — выровнять всех. Первое — мораль, духовность. Это ценности, которые в жизни пригодятся любому. У Ларисы Львовны и ее детей есть девиз: сначала думать, а потом делать. Она всегда учит своих детей: когда переходите дорогу, сначала подумайте, в какую сторону посмотреть, убедитесь, что горит зеленый свет, потом идите. Или: если вас приглашает куда-то незнакомый мужчина или женщина, подумайте, стоит ли идти, вспомните, что по этому поводу говорила мама, как предостерегал учитель, а потом действуйте. Это очень помогает даже во взрослой жизни. Ее ученики, уже взрослые, это подтверждают.
Мудрые говорят: не ищите школу, а ищите учителя. Если ваш малыш уже учится и у вас не сложились отношения с первой учительницей (и такое бывает!), ничего не поделаешь, учителя не изменишь. Поэтому родителям еще дошкольников надо спрашивать совета, узнавать, в какой школе хороший учитель. Нелишним будет даже под дверью класса постоять и послушать, как учитель ведет себя с классом, как разговаривает с детьми, как ведет себя класс. Уже стало нормой нашей жизни выбирать себе парикмахера или массажиста по рекомендации. Что же касается учителя, то полагаемся на случайность — авось будет хороший. А хорошего надо еще поискать.
Как распознать хорошего, настоящего учителя? Он любит детей, скучает по ним во время каникул, с нетерпением ждет каждой новой встречи со своим классом, для него общение с детьми не заканчивается сразу после последнего звонка, он живет своими учениками, обогащает их знаниями, беря взамен признательность, уважение и любовь на всю жизнь. Лариса Львовна Мирная именно такая. Согласитесь, учителю с такой фамилией нельзя быть другим. У нее получается складывать хорошие взаимоотношения, причем не только с детьми, но и с их родителями. Ведь для мам и пап, а также бабушек и дедушек очень важно, в чьи руки попадет ребенок в первом классе, кто будет их помощником в воспитании настоящего человека, кому доверить своего уникального и неповторимого…
Лариса Львовна набрала очередной класс первоклашек. На первом уроке они будут знакомиться друг с другом, со школой, рассказывать интересные истории, принесут поделки и рисунки. Они будут не такие, как те, кто перешел в пятый класс. Каждый новый выпуск очень отличается от предыдущего. Их учительница тоже не будет похожа на себя прежнюю, какой была четыре года назад. «С ними нельзя быть одинаковой», — говорит Лариса Львовна, потому что класс — это единый организм, человек, если хотите, — двух одинаковых не бывает…