Мы познакомились в Кировограде, на выставке «АгроЭкспо». От стола, на котором были выставлены изделия Николая Россолова из Бобринца, невозможно было отойти, а от изделий не было сил оторвать глаза. Это были резные свечи, поражающие формой, цветом, изяществом. Казалось, что это керамика, но, когда мастер сказал, что все это выполнено из воска, причем вручную, если честно, закралось некоторое сомнение. Мы договорились о встрече, во время которой нам был обещан мастер-класс. И мы отправились в Бобринец.
Николай Михайлович родом с Бобринетчины. Сегодня он возглавляет Бобринецкую дирекцию фонда социального страхования. По специальности инженер-сталеплавильщик. Окончил в Мариуполе металлургический институт, после чего работал на заводе. Со временем вернулся на родину. Работал на маслозаводе в Бобринце, в налоговой инспекции, в банке. В общем, всегда был и остается при деле, причем при серьезном.
Около года назад по телевизору увидел сюжет о парне из Западной Украины, который изготовляет невероятной красоты свечи. Удивился, что такую изящную работу проделывает не женщина, а именно мужчина. «Что-то внутри дрогнуло, зародилась идея, которую я стал вынашивать. Добывал информацию о технологии изготовления резных свечей, но ни с кем своими планами не делился», — рассказывает мастер.
Своей семье карты пришлось раскрыть. Николай Михайлович показал домочадцам видео процесса изготовления свечей и поинтересовался их отношением к увиденному и к перспективам видеть это в реальности. Поняли и поддержали.
Идея была выношена, поддержка близких получена, дошла очередь до закупки оборудования и материалов. Парафин, стеарин, красители, фитиль, лак, собственно оборудование — недешевое удовольствие. А если учесть, что деньги в это вкладывал новичок, можно предположить, что это был определенный риск.
Поначалу, действительно, ничего не получалось. Вроде бы все было учтено, все выдержано, но первые свечи были похожи на бесформенное разноцветное месиво. Николай Михайлович называл их «жабами» и безжалостно сжигал. Стал было отчаиваться, и уже хотелось все забросить, но супруга сказала: «Продолжай! Пробуй еще!» Решил сменить поставщика парафина, набрался решимости и сделал. Этот успешный результат и сейчас хранится у мастера. Он во многом проигрывает более поздним творениям: не так изящен, не столь красочен, но выигрывает тем, что в нем — оправдание надежд.
Сначала делал только маленькие свечи, боялся взяться за большие. Но попробовал, получилось, ощутил удовольствие от процесса изготовления и даже азарт, и — завертелось. Сосчитать сегодня количество сделанных мастером свечей невозможно. Большая коллекция дома, немало свечей Николай Россолов передал бобринецкому музею, много изделий дарит друзьям и коллегам.
Кое-что удается продать, но не так много, как хотелось бы. Николай Михайлович предпринимает попытки реализовать свои изделия, но есть определенные препятствия. Не все магазины сувениров соглашаются продавать свечи, поскольку для их хранения нужна определенная, лучше стабильная, температура. Не получается найти изготовителя упаковки для изделий. В идеале это должен быть пластиковый прозрачный цилиндр с крышкой и веревочкой. Можно картонную коробочку, но те, к кому мастер обращался, делают коробки из грубого картона, а здесь нужен тонкий, изящный, под стать свече.
Николай Россолов нередко делает свечи под заказ. Это могут быть свадебные свечи — невероятно красивые. Можно подарить юбиляру — даже с фотографией, или выполненную в красках, соответствующих знаку зодиака, или с нанесением определенных символов и даже рун. Можно изготовить свечу для коллектива с изображением логотипа организации. Именно такой подарочный вариант Николай Михайлович на наших глазах изготовил для «Украины-Центр».
Наверняка вы хотите знать, как это делается. Вроде бы все просто: заготовка с фитилем, расплавленный парафин разных цветов, надрезы и формирование узоров. Но как же это на самом деле сложно! Надо чувствовать материал, его температуру и пластику, начиная с первых шагов уже видеть готовую свечу. И надо спешить, пока парафин не остыл. Когда все сформировано, украшено, свеча погружается в специальный лак, с помощью которого создается эффект керамики. Когда мастер дарит свечу, он отрезает длинный фитиль, который в процессе изготовления дает возможность удерживать изделие на весу. «Это символично. Я как бы отрезаю пуповину, и теперь это не мое детище, а ваша свеча, которая будет радовать вас», — говорит мастер.
Свечи экологически чистые. Парафин специальный, используемый в пищевой промышленности и косметологии, все остальные материалы также не содержат вредных веществ. Николай Россолов говорит, что большая свеча может непрерывно гореть в течение тридцати часов. Но поджечь такую красоту рука не поднимется. Хотя на свадьбах символически родители поджигают свечу для молодоженов, затем ее тушат, а поджигают еще на каждую очередную годовщину.
В Украине такие свечи в стиле «барокко» делают единицы, на Кировоградщине — только Николай Россолов. Хочется, чтобы мастера поддержали, помогли. Вдохновения, терпения и упорства ему хватает. Не помешало бы помещение под мастерскую, помощь с упаковкой и реализацией. Ведь как ни крути, а это наше общее достояние.
Елена Никитина, «УЦ».
шикарні!
:good:
Какая прелесть! :good: :good: