Наверное, каждый кировоградский журналист хотя бы раз в своей трудовой биографии или что-то писал, или делал видеосюжет, или готовил радиорепортаж о «Гидросиле» и «Червоной Зирке» — ведущих машиностроительных предприятиях города, заводах, символизирующих собой индустриальный потенциал нашего региона. Но не всем повезло самим побывать на предприятиях, лично увидеть процесс создания известных на весь бывший Советский Союз гидравлических агрегатов и сельскохозяйственных машин. Теперь этот пробел восполнен, и отныне многие из нас смогут писать о местных машиностроителях со знанием дела.
В последний день весны Кировоградский пресс-клуб реформ и АОЗТ «Гидрокомплект» — владелец контрольного пакета акций ОАО «Гидросила» и ОАО «Червона Зирка», организовали и провели для представителей СМИ города экскурсию по предприятиям, входящим в состав холдинга, чтобы показать, что не весь индустриальный потенциал страны сконцентрирован в столицах — Киеве да Харькове. В силу специфики профессии, опытных журналистов в принципе непросто удивить чем-то особенным. Однако увиденное и услышанное в ходе дня открытых дверей на предприятиях «Гидрокомплекта» действительно поразило — исключительно в хорошем смысле этого слова — даже бывалых работников пера и клавиатуры.
НАСОСЫ В ОБМЕН НА САХАР
Экскурсия по заводам «Гидрокомплекта» началась с «головного мозга» холдинга — центрального офиса компании, который занимает весь первый этаж здания проектно-конструкторского института «Почвопосевмаш». Здесь располагается штаб оперативного командования АОЗТ: рабочий кабинет генерального директора «Гидрокомплекта» Павла Штутмана, через коридор — кабинет директора управления гидравлики Юрия Титова. Интерьер офисных помещений преимущественно выполнен в модерновом «металлопластиковом» стиле, хотя восемь лет назад, на тот момент, когда в здании делали ремонт, этот стиль скорее был из категории хай-тек. А еще раньше, на заре 90-х, отцы-основатели АОЗТ «Гидрокомплект» и о просторном помещении, и о современной офисной технике, и о тех же металлопластиковых окнах-перегородках могли только мечтать… В 1994 году фирма, начинавшая бизнес по продаже гидравлического оборудования, занимала небольшую часть здания, находившегося практически во дворе 3-й городской больницы. Тогда в штате «Гидрокомплекта» работало всего полтора десятка человек.
— Тогда не было цивилизованных финансово-денежных отношений, предприятия друг с другом рассчитывались по бартерным схемам, — вспоминает Павел Штутман. — Мы, например, иногда меняли «гидравлику» на сахар. Больше всего пользы было от Юрия Титова, — уже шутит Павел Леонидович. — Его преимущество было в том, что из всех нас он мог поднять больше всего насосов и больше всего мешков сахара…
Сегодня АОЗТ «Гидрокомплект» — это крупный промышленный конгломерат с годовым оборотом 512 млн. гривен, осуществляющий управленческую и торговую деятельность на рынке сельхозтехники и гидравлического оборудования для машиностроения. В составе холдинга — семь машиностроительных предприятий. Это кировоградские «Гидросила», «Червона Зирка», оборудованное на руинах бывшего завода пишущих машинок предприятие по производству комплектующих для гидравлических систем «Гидросила-Леда», завод КПКИ «Почвопосевмаш». А также «Мелитопольский завод тракторных гидроагрегатов» (Мелитополь), ЗАО «Союзгидравлика» (Белгород, Россия — это завод, построенный «с нуля»), ЗАО «Белинсксельмаш» (Каменка, Пензенская область Российской Федерации), торговые представительства в Минске, Москве, Астане. Всего в системе холдинга трудится свыше семи тысяч человек.
«ЧЕРВОНА ЗИРКА»
Если театр начинается с гардероба, то машиностроительное производство — с заготовительного участка. Поэтому глава правления — генеральный директор ОАО «Червона Зирка» Александр Саинсус экскурсантов в первую очередь повел в заготовительный цех №23. На предприятии вообще есть много такого, чем можно похвастаться гостям. В цехе №23, например, — установленное в прошлом году новое, современное оборудование для плазменной резки металла, прессы с числовым программным управлением, которые позволяют получать различные формы из листового металла без дополнительных затрат на производство специальной оснастки. Экономятся не только средства, но и драгоценное время. Раньше только на разработку и изготовление новых штампов при смене формы детали уходил месяц-два. Сейчас чэпэушный пресс позволяет провести полную переналадку всего за три часа. К тому же это оборудование не такое шумное, как десяток обычных прессов, сотрясающих воздух на соседнем участке.
Сразу за кузнечно-прессовым участком находится еще один объект гордости заводчан — сварочная линия, недавно оснащенная современными аппаратами австрийского производства, работающими в среде инертных газов. Павел Штутман говорит, что точно такие же сварочные аппараты установлены на заводах ведущих мировых компаний-производителей сельскохозяйственной техники «Джон Дир» и «Нью Холланд». Следовательно, кировоградские сеялки, по крайней мере, по качеству сварочных швов, абсолютно ничем не уступают зарубежным аналогам. После сварочных операций рамы машин попадают в бункер дробеструйной установки, еще одного недавнего приобретения завода. Здесь изделия автоматически зачищаются от ржавчины и окалины, после «обстрела» дробью поверхность рам получается чистой, гладенькой и полностью готовой к дальнейшей покраске…
Прогулявшись по участкам механической обработки, сборочному цеху, экскурсия вплотную подошла к итоговому результату деятельности всех двух с лишним тысяч краснозвездовцев — к выставке готовой продукции. Центральное, самое солнечное место экспозиции отдано для наиболее передовых разработок инженерной мысли — сеялок СПП-4,5, «Сириус-10» и Solitair-12. Эти машины, пользующиеся отличным спросом у аграриев, позволяют перейти от традиционной обработки почвы с применением плуга к энергосберегающим минимальной и нулевой технологии вспашки.
Широкозахватная пневматическая сеялка-культиватор «Сириус-10» в прошлом году прошла все испытания, была рекомендована в производство и сейчас готовится к запуску в серию. По мнению Павла Штутмана, это именно та машина, которая сегодня крайне необходима сельхозпроизводителю. Увы, предприятию не удалось поставить на конвейер «Сириус-10» в ранее намеченный срок. Машину планировалось оснащать некоторыми узлами, закупаемыми по кооперации в Канаде. Однако когда канадские партнеры на одной из выставок увидели «Сириус-10» в работе, то, возможно, «испугались» конкуренции со стороны кировоградского предприятия и без объяснения причины отказались поставлять комплектующие. Сейчас «Червона Зирка» налаживает изготовление необходимых узлов собственными силами, тем не менее, Александр Саинсус заверяет, что к осенней посевной кампании первая партия из пяти сеялок обязательно будет готова.
Высокопроизводительная пневматическая сеялка Solitair-12 — это «первенец» сотрудничества ОАО «Червона Зирка» с немецкой компанией «Лемкен». Первый экземпляр Solitair-12 вниманию аграриев был представлен на III Международной выставке сельского хозяйства «ИнтерАГРО-2007». Машина оснащена бортовым компьютером и способна обеспечить заданную глубину посева даже в сухих климатических условиях.
— Обратите внимание, — говорит генеральный директор «Зирки», — сеялки СПП-4,5, «Сириус-10» и Solitair-12 выполнены уже по новым технологиям, и по качеству исполнения они между собой почти не отличаются. Сегодня мы находимся на пороге создания нового поколения с/х машин.
— Использование таких машин принесет сельхозпроизводителю выгоду, — добавляет Павел Штутман. — Западные аналоги изготовленных на нашем заводе сеялок стоят гораздо дороже. К тому же в Украине импортным машинам не всегда возможно обеспечить сервисное обслуживание. Все эти факторы, плюс недешевые запчасти, зачастую сводит экономическую эффективность от использования прогрессивной западной техники на «нет». А «Червона Зирка» может предложить аграриям машины таких же технических параметров, но по более выгодной цене.
«ПОЧВОПОСЕВМАШ»
На другом краю Кировограда расположено самое молодое подразделение в структуре холдинга АОЗТ «Гидрокомплект» — завод КПКИ «Почвопосевмаш», предприятие, ориентированное на производство почвообрабатывающей техники для рынка Украины и стран ближнего зарубежья. Проектно-конструкторский институт был основан еще в январе 1947 года. Двадцать лет институт входил в состав «Червоной Зирки» в качестве специального конструкторского бюро, после чего, в 1967 г., завод был выведен в самостоятельное опытное производство одноименного проектного института. Во время кризиса экономики завод «умер», возобновить работу предприятия получилось только в 2004 году. Сегодня в цехах завода создается (пока степень его готовности — максимум 20%) современное предприятие по изготовлению сельскохозяйственной техники и комплектующих для «Червоной Зирки».
Для «Гидрокомплекта» завод КПКИ «Почвопосевмаш» стал в своем роде полигоном для апробации мировых тенденций экономики, нацеленных на переход от крупных предприятий к небольшим производствам. Все большие западные корпорации объединяют в себе массу мелких заводов. Преимущество небольших предприятий перед «монстрами» промышленности — их «мобильность», «гибкость», способность к быстрой переналадке. Если на «Червоной Зирке» замена сварочного оборудования длилась насколько месяцев, то на «Почвопосевмаше» эта процедура заняла считанные дни. На примере этого предприятия холдинг «Гидрокомплект» и старается реализовать современную европейскую модель развития производства. Здесь все у всех на виду, даже окна кабинета главы правления ОАО КПКИ «Почвопосевмаш» Виктора Медведя выходят прямиком на главный конвейер. На заводе работают 43 человека, из них треть — специалисты моложе тридцати лет.
«ГИДРОСИЛА»
Заключительной программой дня открытых дверей стал визит журналистского десанта на ОАО «Гидросила» — ведущее предприятие в странах бывшего Союза по выпуску гидравлики для сельскохозяйственных и строительных машин. Продукция кировоградского «агрегатного» завода имеет поистине жизненно важное значение для шести-семи десятков машиностроительных заводов Украины, СНГ и дальнего зарубежья. Без насосов «Гидросилы» остановятся конвейеры Харьковского, Минского тракторных заводов, «Ростсельмаша», «Гомсельмаша», Минского, Кременчугского и Белорусского автомобильных заводов.
В последние годы предприятие регулярно наращивает объемы производства, и сейчас завод столкнулся с настоящей проблемой — достигнут «потолок» производственных мощностей по линии изготовления шестеренчатых насосов. Кроме этого, в текущем году планируется выйти на «довоенный» уровень 1992 года по объемам выпуска аксиально-поршневых насосов. Добиться таких результатов удалось благодаря активной работе маркетологов, которые проложили дорожку продукции «Гидросилы» на внешние рынки. Выросли поставки АПН в Юго-Восточную Азию (Китай, Таиланд, Малайзия, Филиппины), появились хорошие перспективы продаж в Турцию и страны Южной Америки: Аргентину и Бразилию. Так что до конца 2007 года завод и по этому виду изделий выйдет на свои максимальные мощности.
Сегодня «Гидросила» проводит реструктуризацию. В отдельные предприятия выводятся вспомогательные производства: завод нестандартного оборудования, инструментальный завод; уменьшается количество административного персонала, при этом увеличивается число основных рабочих. По словам Юрия Титова, вторая проблема предприятия — нехватка квалифицированного рабочего персонала. Завод готов хоть сейчас трудоустроить порядка 200-250 рабочих, но в Кировограде такого количества требуемых специалистов нет, поэтому некоторые заказы приходится откладывать, переносить на более поздний срок. В то же время руководство «Гидрокомплекта» не собирается переводить производство базирующегося в нашем областном центре предприятия на заводы в Мелитополе и Белгороде. Оснований для беспокойства нет — из Кировограда ОАО «Гидросила» не переезжает. В планах на будущее — частично перенести на другие предприятия холдинга изготовление старых узлов, а на площадках «Гидросилы» развивать производство нового номенклатурного ряда продукции, рассчитанной на рынок дальнего зарубежья. Для этого кировоградский завод гидроагрегатов получает самые большие инвестиции среди других предприятий холдинга АОЗТ «Гидрокомплект».
Еще несколько лет назад в механосборочном цехе №3 царила гробовая тишина, не работал ни один станок. Раньше цех выпускал узлы для дизельных двигателей харьковских заводов «Серп и молот» и ХЗТД. Когда эти заводы остановились, продукция МСЦ №3 стала не нужна. Сейчас производство в цехе переориентировано на выпуск совершенно другой продукции, ранее на «Гидросиле» не выпускавшейся. На данный момент цех загружен работой на все сто. В другом цехе журналистам показали линию из нескольких обрабатывающих центров с ЧПУ фирмы HAAS, на которой можно будет изготавливать детали всей без исключения гаммы новых шестеренных насосов. До августа на завод прибудет партия еще из семи единиц подобного высокопроизводительного металлорежущего оборудования, для еще одной гибкой линии.
А вот на участке сборки упоминавшихся выше аксиально-поршневых насосов привычную рабочую суету застать не удалось. Обычно сборка узлов ведется после 18 часов, когда в цехе не так жарко. «Жарко» — на конвейере. На июнь заводу поступило заказов на 4,5 тысяч АПН. Мощности предприятия позволяют изготовить только 3,5 тысячи изделий. Хотя еще в прошлом году на «Гидросиле» собирали всего 1,5 тысячи аксиально-поршневых насосов. Прогресс налицо.
ЛИЧНЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ
На «Червоной Зирке» и на «Гидросиле» автор этих строк бывает довольно часто. И каждый раз, когда случается по какому-то вопросу попасть на один из заводов, в памяти волей-неволей всплывают картинки из прошлого — впечатления от первого знакомства с предприятиями, состоявшегося в середине 90-х годов, когда, будучи студентом КИСМа, я проходил на этих производствах практику. Тогда заводы практически стояли. Рабочие и инженеры больше находились в вынужденных отпусках, чем на рабочих местах, оборудование, замершее в промерзлых, опустевших цехах, ржавело без работы, существовали большие трудности с выплатой зарплаты. Конструкторы и технологи чертили на кульманах, о компьютеризированных системах автоматического управления предприятием и речи не шло… В Кировограде само звание машиностроителя, казалось, навсегда утрачивает почет и уважение.
Сейчас ситуация на предприятиях — просто как небо и земля по сравнению с тем, что было в те годы. Заводы спасены от летальной участи и сейчас работают стабильно, средняя зарплата на предприятиях превысила 1000 гривен, постоянно наращиваются объемы выпускаемой продукции. И это наверняка только начало новой эпохи в жизни флагманов кировоградского машиностроения!
Особенно интересно написаны последние строки: средняя зарплата на предприятиях превысила 1000 гривен.
Пусть П. Штутман попробует на них прожить…
Эти предприятия были построены нашими отцами и дедами. В них вложены огромные государственные средства.
Но потом почему-то эти предприятия попали во владение узкой группы частных лиц…
Мне больше симпатичны предприниматели, создавшие свой бизнес с нуля!
Очень интересно написано.Хотел бы с Вами пообщаться.
Мой телефон — 8-050-332-8978
В любое удобное для Вас время