Год назад на рынок украинской мобильной связи вошел один из крупнейших операторов СНГ. Речь идет о компании «ВымпелКом», которой принадлежит желто-полосатый брэнд «Билайн».
По итогам 2006 года покрытие оператора охватило территорию, на которой проживает около 86% населения Украины (для сравнения: показатель UMC, работающей с 1992 года — 99%, «Киевстар», начавшей деятельность в 1994 — 92%, Life, пришедшей в начале 2005 — 90%) и обслуживает в нашей стране на сегодняшний день около 2,3 млн. абонентов, вошедших в число более чем 55 миллионов клиентов «Вымпела» в России и еще в 6 государствах бывшего СССР.
Во время мероприятий, прошедших в связи с годовщиной входа компании на украинский рынок, нашему корреспонденту удалось переговорить с руководителями ее днепропетровского филиала, обслуживающего помимо Днепропетровской также Кировоградскую и Запорожскую области. Необходимо отметить, что весь топ-менеджмент филиала — «привозной». Это специалисты, в свое время «поднимавшие целину» в России. Нам был интересен их взгляд извне на украинский рынок услуг мобильной связи с его проблемами, известными каждому из многомиллионной армии абонентов — на 12 апреля 2007 года их количество уже превысило 110% населения страны — ничего удивительного в такой цифре нет, ведь многие украинцы пользуются двумя и более пакетами, как правило, разных операторов…
Что касается ситуации с конкурентной средой, то у нас она радикально не отличается ни от российской (федеральных операторов всего 3 — так называемая «большая тройка» — МТС, «Мегафон» и «ВымпелКом»), ни от ситуации в других странах СНГ — это отмечает и сам директор днепропетровского филиала «Билайн-Украина» Андрей Романовский. В то же время существенные различия между рынком России и Украины есть. Как выяснилось из беседы с Андреем Александровичем, именно из этих различий и «растут ноги» одной из основных проблем мобильной связи в нашей стране.
Проблема №1. Дилеры
Дилеры — организации и предприниматели, осуществляющие торговлю стартовыми пакетами и картами пополнения счета от имени оператора. У нас ими, как вам, наверное, хорошо известно, не торгует только ленивый. Собственно, в этом и состоит проблема. Во многих торговых точках Кировограда у касс уже вывешены таблички типа «За пополнение счета магазин ответственности не несет». Однако обращение к оператору, который вроде как такую ответственность «несет», зачастую приводит только к обратному кивку на дилера. Таким образом, все вопросы становятся безадресными. Андрей Романовский рассказал нам, почему так получается и каким образом ответственность дилеров мотивирует представляемая ими организация:
— Большие различия есть в законах о связи — российском и украинском. В России нельзя просто так продать СИМ-карту, как любой другой товар, и забыть ее. Там любой оператор, осуществляющий продажу стартовых пакетов, обязан зарегистрировать абонента и предоставить в соответствующие органы договор с ним и все его паспортные данные. Поэтому всякий дилер, действующий от имени оператора, несет определенную ответственность — и перед самим оператором, и перед законом за то, чтобы предоставлять качественных абонентов, которые действительно пользуются связью.
В Украине же отношение к стартовым пакетам, к подключению, такое же, как к любому потребительскому товару — к жевательной резинке, продуктам питания и так далее. Это, безусловно, накладывает определенные ограничения, обусловливающие существенные различия в подходе к этому рынку.
Нам пришлось учитывать эти различия и при подготовке дилерского договора, и при разработке мотивационных программ для дилеров, которые мы здесь проводили.
— Чтобы они были более ответственными?
— Конечно. Есть определенная система мотивации дилеров, позволяющая им получать вознаграждение не просто в зависимости от того, сколько ими «выбрасывается» на рынок карт оплаты или карт подключения. Дилер «замотивирован» именно на то, чтобы подключать абонентов, которые говорят. Соответственно, чем более качественных абонентов подключает дилер, тем большее вознаграждение он получает.
Проблема №2. Аппараты
Не знаю, как у вас, а у меня создается впечатление, что в Украину массово завозятся совершенно «левые» мобильные телефоны — качество, надежность аппаратов в 90 случаях из 100 оказываются несопоставимыми с показателями тех же моделей, купленных за рубежом. Думаю, с этой проблемой многие наши читатели знакомы не понаслышке. Однако с ее разрешением россияне нам помочь не смогут. На вопрос о том, отмечалась ли данная проблема их специалистами и, как следствие, нет ли намерений ввести некие авторизованные точки продаж телефонов, интегрированных с оператором, господин Романовский ответил дословно следующее:
— Мой ответ будет значительно короче, чем ваш вопрос. Мы не занимаемся и никогда не занимались реализацией телефонных аппаратов здесь в Украине. В России у нас был небольшой опыт, но «Билайн» от этого отошел — это не наш бизнес. Мы продаем стартовые пакеты и услуги мобильной связи.
Так что спасение утопающих — по-прежнему дело рук известно кого…
Проблема №3. Качество связи
Известные каждому украинцу национальные операторы мобильной связи А и В с момента начала своей деятельности в первой половине 90-х и до настоящего момента стянули на себя огромное количество абонентов — фактически по пол-Украины — свыше 20 млн. каждый. В результате — начинает подводить «железо». Думаю, каждый пользователь мобильных телефонов в стране уже не раз сталкивался с «проблемой Нового года» и других общенациональных праздников, когда сети перманентно перегружены и поздравить знакомых просто невозможно. Не говоря уже о внеплановых обвалах связи, которые, слава Богу, не очень часто, но случаются. Технический директор филиала Александр Семенов рассказал, как проблему решает его организация:
— У нас расчет количества базовых станций, и емкостных (как раз тех самых, которые отвечают за соединения. — Авт.), и для покрытия, ведется из коммерческого плана по количеству абонентов на следующий год. Сейчас наши базовые станции загружены на 60%. То есть во время праздников, мероприятий на площадях у нас проблем не бывает. Технари постоянно должны быть на шаг впереди…
Послесловие. За кадром
Кстати, об этой самой конкуренции: не уверен, что это известно всем нашим читателям, но на национальном рынке ее давно уже ведут, по сути, иностранные компании. За исключением стабильно убыточного в течение 2-х прошедших лет Life, 45,8% акций которой принадлежат господину Ахметову — его корпорации СКМ (собственником контрольного пакета в 54,2% является турецкая компания Turkcell), остальными сколько-нибудь значимыми операторами безраздельно владеют заграничные компании: UMC (Sim-Sim, Jeans, Ecotel) — с 2003 года на 100% принадлежит российской МТС, а «Киевстар» (Ace&Bace, Djuce) и тот же «ВымпелКом» («Билайн») — вы будете смеяться — находятся в собственности одних и тех же компаний — норвежской Telenor и российской Altimo (бывшей «Альфа Телеком»). Только на разных паях — контрольным пакетом «Киевстара» владеют норвежцы, а «ВымпелКома» — россияне. Из-за входа «Билайн» в Украину, к слову, между акционерами возник серьезный конфликт, который вылился в запрет выхода «ВымпелКома» на рынки вне СНГ…
Впрочем, это их дело. Совсем другой вопрос, касающийся напрямую нас как потребителей услуг — станет ли действительно свободной конкуренция двух операторов, или свобода нашего выбора между ними будет исключительно иллюзорной, как между стиральными порошками Ariel и Tide, производимыми одной и той же компанией? Вопрос этот, впрочем, как мне кажется, риторический…