В какой бы стране ты ни жил, каким бы делом ни занимался, а налоги платить нужно. Перефразируя на шуточный лад песенные строки, эту азбучную истину можно выразить и так: «И в какой стороне я ни буду, по какой ни пройду я траве, я налог заплатить не забуду… даже если ишачил в Москве».
Исторический факт: государства без налоговой системы не бывает. Можно, конечно, продать раз-другой какую-нибудь «Криворожсталь», но на долгую историческую перспективу никаких «Криворожсталей» не напасешься. Главный источник доходов государства — налоги. На них содержатся армия, милиция, государственный аппарат и решаются социальные проблемы в интересах тех же налогоплательщиков. Но именно взаимоотношения налогоплательщиков и государства — это один из самых злободневных моментов любой налоговой системы.
Пресс-конференция, которая состоялась в конце позапрошлой недели в Государственной налоговой администрации в Кировоградской области, вполне могла бы дать жизнь лишь небольшой заметке. Однако участие во встрече, прошедшей в стенах ГНА, гостя из Швеции (шире — представителя Европейского Союза), сама широта заявленной темы, плюс некоторые подробности общения «за круглым столом» — все это настраивало на несколько иной, общеукраинский формат публикации.
Матс Грамперт — руководитель рабочей группы, осуществляющей свою деятельность в рамках международного проекта «ТАСИС», направленного на поддержку реформы налоговой системы в странах СНГ (за исключением прибалтийских стран). Проект финансируется Евросоюзом — только на первом этапе, с 1991 по 1996 г., в него вложено 2 млрд. 807 млн. экю. Техническую помощь в рамках программы осуществляет французская компания SOFRECO. Задача проекта — усовершенствование налогового законодательства и собственно налоговых систем на этапе перехода к рыночной экономике и демократическому обществу. Однако первое, о чем считает нужным сказать Матс Грамперт, — это как раз взаимоотношения государства (то есть его налоговых органов) и налогоплательщика.
Надо полагать, это одна из болевых точек в налоговой системе Украины, которая бросается в глаза и стороннему наблюдателю: кто для кого существует — налоговые органы для налогоплательщика или налогоплательщик для налоговых органов? Одна из задач, которую решает в Украине рабочая группа под руководством Матса Грамперта, — внедрение принципа ответственности налоговых органов перед клиентом. Причем не в форме лозунгов, а в виде конкретной ответственности как на высшем, так и на низовых уровнях — по этой причине группа работает не только в Киеве, но и в регионах. Ответственность перед клиентом — это обязанность налоговых органов, в центре внимания должен быть гражданин, говорит Матс Грамперт и деликатно добавляет, что, дескать, раньше налоговые органы Украины считали, что все обстоит наоборот:
— Налоговые органы перекладывали свои проблемы на гражданина, который был вынужден сам искать ответы на свои вопросы. Но сейчас изменения начались, и мы оказываем поддержку усилению и развитию этой тенденции.
Заслуживает внимания и точка зрения представителя ЕС на существующую в Украине проблему возмещения НДС. Ущерб (к тому же ущерб не только отдельному предприятию, но и всей экономической системе страны), к которому приводит затягивание процедур возврата НДС экспортерам отечественной продукции, вполне очевиден уже и для украинского общества. Однако Матс Грамперт считает необходимым высказать ту же мысль в еще более резкой форме:
— Речь идет об экспортерах, компаниях, которые находятся в процессе инвестирования. Когда НДС возмещается недостаточно быстро, этим наносится значительно больший ущерб, чем если бы, скажем, какое-то количество мошенников получило бы возмещение НДС незаконно.
Но самые «вкусные» подробности пресс-конференции были связаны со сравнением работы налоговых органов Украины и Швеции.
В Швеции, как и в Украине, существует система подачи ежегодных налоговых деклараций, но она разительно отличается от украинской. Те из наших людей, кто имеет постоянное рабочее место и зарплату по штатному расписанию, возможно, плохо представляют себе, что творится в налоговых органах в период подачи налоговых деклараций. Но немалая часть наших сограждан — физических лиц, связанных с работой в частном бизнесе и на нескольких фирмах, — знает об этом не понаслышке: необходимость собирать различные бумаги, подбивать итоги, заполнять бланки, плюс очереди и атмосфера нервозности. Не понаслышке знают о проблемах со сдачей отчетности в налоговый орган и бухгалтеры. Иначе — в Швеции.
Здесь декларации для физических лиц готовят сами налоговики — на основе данных, поступающих в течение года. И это притом, что из 9 миллионов населения 7 миллионов физических лиц, т.е. практически все взрослое население страны, должны ежегодно отчитаться о своих доходах. Заранее подготовленные декларации рассылаются налогоплательщикам для согласования. И только при несовпадении данных налогового органа с данными самого налогоплательщика у последнего может возникнуть необходимость «физически появиться» в налоговой инспекции. А потому нет в ней ни очередей, ни нервозности. Необходимость «физических контактов» снижена до минимума также благодаря тому, что в подавляющем большинстве случаев документы циркулируют в электронном виде. По мнению Матса Грамперта, у Украины тоже есть все предпосылки для создания столь простой и эффективной системы.
Разумеется, в рамках достаточно короткой встречи в ГНА не затрагивался исторический аспект. Однако образованному читателю наверняка придут в голову ассоциации об исторических переплетениях путей Скандинавии и Киевской Руси. Становление государственности на Руси напрямую связано с княжением варягов и их потомков Рюриковичей. Своего рода исторической вехой, хотя и негативного плана, для Швеции и Украины является и Полтавское сражение — всего через два года исполнится его трехсотлетие. А что сегодня? Имеет ли работа шведа в Украине конечной целью вступление Украины в Евросоюз? На этот вопрос Матс Грамперт отвечает отрицательно. Станет ли Украина в будущем членом ЕС, зависит только от самой Украины. На сегодняшнем же этапе Европа заинтересована в Украине как в цивилизованном соседе, который исповедует те же принципы демократии и экономического добрососедства, что и страны ЕС.
Конкретные задачи группы под руководством Матса Грамперта достаточно локальны. Это работа по созданию национального информационно-справочного центра для налогоплательщиков, в котором каждый из них мог бы получить необходимую справку о налоговой системе и деятельности налоговой службы. Это создание системы обмена информацией — такой системы, которая бы обеспечила неотъемлемое право граждан на получение информации о себе в налоговых органах. И так далее.
Исторические ассоциации, кстати сказать, тоже не лишены оснований. Понимали ли шведы триста лет назад реальную ситуацию в стране, в которую они пришли, чтобы проиграть генеральное сражение? Понимают ли они все особенности реалий Украины сегодня? 300 лет назад Карл потерпел сокрушительное поражение, после которого бежал даже не в Швецию, а в Турцию. «Победят» ли шведы и другие европейцы в сегодняшней Украине? Коллизии с Турцией в событиях трехсотлетней давности тоже наводят на определенные ассоциации. Вот возьмет Турция и добьется через пару лет членства в ЕС. А Украина?..
Пупликуйте актуальные темы, а не всякую чушь.