Уже более года на территории Кировоградской области ведется строительство 37-километрового участка первого украинского автобана. Когда же дорога к цивилизации будет сдана в эксплуатацию?
Реконструкция автомобильной дороги Киев-Одесса на участке от Жашкова (Черкасская область) до Краснознаменки (Одесская область) предусмотрена Законом Украины и проходит под патронатом главы государства: дорога является участком 9-го международного транспортного коридора, а также транспортного коридора “Балтийское море-Черное море”. Этот участок эксплуатируется уже почти полвека, и на сегодняшний день его параметры и техническое состояние не соответствуют современным требованиям. Более того, ежегодные экономические убытки от неудовлетворительного дорожного движения на этом отрезке составляли 300 тысяч гривен.
Сегодня в строительство “европейской” дороги только в пределах Кировоградской области уже вложено 180 миллионов гривен. Как выяснилось, сначала работы велись за счет кредитов “Укрзалізниці”, а сейчас – за средства госбюджета. Точнее, с привлечением итальянских кредитов под гарантии украинского правительства. В рамках реконструкции в пределах “кировоградского” отрезка будущего автобана уже вырублено около 12 тысяч деревьев, снят плодородный слой грунта, вывезено около 2,5 миллионов кубометров почвы. В состоянии готовности – 1 мост и 4 путепровода, 20 водопроводных труб и 1 скотопровод. Кроме того, частично проложена основа дорожного полотна из щебня, шлака и бетона, а также – на этом же участке – покрытие из асфальтобетона. За день асфальтоукладчики укладывают около 4 тысяч тонн асфальта – по 2-3 километра пути.
На территории Кировоградщины (Ульяновский район) дорожные работы выполняют 14 украинских организаций дорстроя, железнодорожные подразделения, строительные фирмы из Белоруссии и Македонии. “Дорогу к цивилизации” в пределах нашей области строят около двух тысяч специаластов, задействовано более 600 единиц техники, среди которой привлекают внимание ярко-оранжевые самосвалы и экскаваторы с надписью “БудМеханiзацiя”, логотипом “ВМ” и лежащим на лапах медведем. Говорят, что они принадлежат не кому иному, как главе президентской администрации Виктору Медведчуку.
Что же касается скромных тружеников дороги, то их средняя зарплата – около 850 гривен, рабочие-мостовики получают не меньше тысячи. Размещаются они либо на квартирах и в общежитиях в Ульяновке, либо в придорожных гостиницах, большинство из которых – в комплексе с заправками и кафе – принадлежат, по слухам, поющему ректору и нардепу от данного округа Михал Михалычу Поплавскому. Кстати, в отличие от самой дороги, большинство этих сооружений уже сданы под ключ и, по-видимому, приносят реальную прибыль.
Несмотря на то, что дорожные работы еще далеки от завершения, для движения уже открыта одна сторона трассы. Всего проектом предусмотрено четыре полосы движения, ширина проезжей части составит 7,5 метров, разделительной полосы – 6 метров. Кроме того, в пределах дороги будет проложено 35 труб, оборудован один 36-метровый подземный переход, один 42-метровый скотопрогон, 4 биоперехода, 1 мост длиной почти 110 метров, 4 путепровода.
После выполнения всех работ автобану будет присвоена категория 1-б, предусматривающая скорость движения 140 километров в час, на сложных участках – 110 километров в час. Себестоимость километра “европейской” дороги – 2 миллиона долларов.
Как выяснилось, символическая красная ленточка должна была быть перерезана аккурат в День независимости, 24 августа нынешнего года. Однако, по словам заместителя начальника службы дорог Кировоградской области Владимира Стаха, из-за погодных условий этот долгожданный момент отложен приблизительно до середины октября: “Из-за постоянных дождей нам приходится часто прерывать укладку асфальта. Кроме того, объем работ очень большой, еще никто в такие сжатые сроки не работал”.
Весьма пикантным моментом “стройки века” оказался вопрос о сооружении параллельно автобану так называемой альтернативной дороги. Как известно, движение по новой трассе будет платным, поэтому водителям планировалось предоставить право выбора – либо ехать с ветерком, но за деньги, либо с меньшим комфортом, но бесплатно. Однако, как выяснилось, возможности сэкономить на дорожных расходах участникам движения придется ждать, как минимум, пару-тройку лет. Дело в том, что еще даже не завершена разработка проекта этой самой альтернативной дороги, не говоря уже о выделении под ее сооружение земельных участков. По словам же начальника службы дорог области Николая Мездрина, с учетом проведенного распаевания найти место для прокладки “дороги для бедных” будет весьма сложно.
Оно и понятно – дохода от движения по ней не ожидается, а вот потенциальных плательщиков с пути истинного ( то есть с автобана) свернет немало.
Да, каким же образом будет взыматься мзда с участников движения в пределах автобана? Как пояснил Владимир Стах, в пределах кировоградского участка предусмотрено три таких пункта. Во избежание пробок здесь дорога будет несколько расширяться, а автомобильные потоки будут распределены по 8-9 пропускным пунктам. Таким образом, на обслуживание каждого авто будет уходить всего 30-40 секунд.
Наряду со строительством автобана облавтодор обустраивает дороги и в окрестностях областного центра. Так, по заказу службы дорог области уже реконструирован въезд в Кировоград со стороны Киева на участке Кировоград-Подгайцы, в частности, ширина дороги увеличена с 9 до 15 метров. Стоимость выполненных работ – 2,6 миллиона гривен. Принципиально новые дорожные технологии были применены при реконструкции тем же автодором участка проспект Правды – улица Мурманская – проспект Университетский. Здесь уложен холодный литой асфальтобетон, что даст возможность значительно увеличить срок службы дорожного полотна. Как сообщил заместитель начальника службы дорог области Игорь Галащук, подобная технология до сих пор применялась только в столице. Средства для реконструкции к 250-летию областного центра проспекта Правды в размере 1 миллиона гривен были выделены в минувшем году Минтрансом. Кроме того, к этой же дате планируется благоустроить улицы 40-летия Победы и Луначарского. Всего же в нынешнем году на благоустройство кировоградских дорог Кабмином выделено в 5 раз больше, нежели в прошлые годы – 15 миллионов гривен.