Вы замечали, что в каких-то вопросах ваши дети умнее вас? Вам приходилось обращаться к своему ребенку за помощью, когда вдруг «заглючил» мобильный телефон или компьютер? Наверняка да. Наши дети — другие. Взрослые уже просто не имеют права свои воспитательные и поучительные речи сопровождать словами «а я в твои годы…»
Современный мир требует изменения многих традиций. И в процессе обучения и воспитания в том числе. И они меняются. Не так быстро, как мир, но все-таки. Об одном из новшеств (для Кировограда, но не в масштабах мира) нам рассказала Марина Чалая, заведующая научно-методической лабораторией Кировоградского института последипломного педагогического образования.
Кроме основного места работы, Марина Станиславовна имеет три часа информатики в шестой школе и кружок там же. Именно здесь она реализует программу Intel® «Путь к успеху». Это что-то потрясающее! Об этой программе написано много, но большинство из вас откроют ее для себя впервые. Впрочем, как и мы.
— Марина Станиславовна, расскажите немного о программе вообще.
— Intel® «Путь к успеху» — это международный проект. Корпорация Intel® разработала программу, которая помогает детям интегрироваться в общество, общество экономики знаний. Поскольку они, наши дети, живут в цифровом мире компьютерных технологий, программа помогает им влиться в сообщество с помощью того, чем они любят заниматься.
Изначально это был проект ПРООН, но Кировоградская область в нем не участвовала. Было девять регионов, в которых активно работают волонтеры ООН. У нас таких активистов не было. И получилось, что, когда были интересные проекты, финансирование, мы не участвовали.
Позже некоторые учителя из нашей области узнали о проекте и захотели присоединиться на волонтерских условиях. Обратились в компанию Intel® с просьбой обучить. Учителей собралась целая группа, мне предложили ее координировать. Поскольку я не могу делать то, чего не понимаю, сама захотела обучиться. Мне понравилось, и я решила сама заниматься этим как учитель. Правда, в проекте нас называют не учителями, а фасилитаторами.
— Чем ваш нынешний урок отличается от прежних?
— Программа учит тому, что нужно забыть учительскую привычку разговаривать во время урока, надо научиться молчать, но при этом направлять детей на принятие правильных решений. Даже материал, который нужно выучить, они учат не с моей помощью. У них есть электронный помощник. Все сводится к тому, что они спрашивают у помощника, друг у друга и только в крайнем случае — у меня.
Такая система направлена на то, чтобы привить детям навыки двадцать первого столетия: работать в командах, принимать нестандартные решения. Так можно преподавать любые предметы, не только информатику. Но с одним условием: нужны компьютеры. Дети учатся систематизировать информацию: проводят опрос и обрабатывают его с помощью компьютерных программ. В Европе нет такого предмета, как информатика. Эти знания дети получают на других предметах. Проще говоря, то, что наши дети и так делают — общаются в социальных сетях, играют, — с помощью программы аккумулируется в общественно-полезные деяния.
— Дети, которые «в программе», отличаются от тех, кому преподают стандартно?
— Я в шестой школе преподаю информатику в девятых классах. Получается, что существующая программа очень проста для этих детей. Им не очень интересно. А в рамках программы Intel® они имеют возможность развиваться во многих направлениях.
Intel® «Путь к успеху» предполагает еще и участие в проектах, которые придумывают и разрабатывают сами дети. У меня в школе ходят на кружок разновозрастные дети. В одной группе, например, четвертый класс и седьмой. Это вообще получился эксперимент. Они учатся сотрудничеству, общению. Свобода действий почти абсолютная. В начале года мы принимаем правила. Это их правила. Они должны аргументированно доказать, что это правило нужно. Потом вся группа их принимает. Если правило перестает действовать, отменяем. Например, приняли, что можно шуметь не более трех минут. Если шум затягивается, мы это правило исключаем, принимаем новое.
В некоторых школах этот курс читается как вариативный предмет «Компьютерные технологии и местное сообщество». Этим учителям несколько сложнее, так как они вынуждены ставить оценки, задавать домашние задания, то есть придерживаться школьной программы. Но отметка все-таки обязывает, некоторым образом порабощает.
— Чего вы уже добились?
— Сначала скажу, чего добилась я. Я вернула себе ощущение того, что учитель — это хорошо. Дело в том, что с тех пор, как я пришла работать в институт, я видела тыльную сторону учительства. Это несколько другое. А тут ко мне вернулось ощущение, что дети — это самое замечательное, что есть на земле.
А что касается детей, то я даже сама не ожидала, что они настолько серьезно отнесутся к этому. Каждый курс заканчивается социальным проектом. Дети объединяются в группы по принципу: что бы они хотели изменить. На выбор предлагается несколько направлений: жизнь местного сообщества — от класса, школы до города. Можно выбрать тему экологии. Но мы с детьми уже второй год выбираем местное сообщество. Дети определяют круг проблем и пытаются их решить.
В прошлом году провели глобальный опрос на тему: что бы вы хотели изменить в школе, чтобы вам было комфортно? Задели довольно большой круг проблем, даже туалеты, что вылилось в интересный проект. Я, например, таким вопросом даже не задавалась: должны ли закрываться кабинки в туалетах? По стандартам системы образования — не должны. А дети считают, что это нарушение их прав. И многие говорят, что, учась в младшей школе, они бегали домой в туалет: или стеснялись, или боялись.
Самый главный момент в этом всем состоит в том, что дети не боятся задавать вопросы и с ними идут к администрации школы. Составляют список проблем, которые нужно решить, и решают. Если говорить о шестой школе, то администрация идет навстречу. Удалось реализовать один из проектов. Проект назывался «Грязные портфели». На переменах портфели валяются на полу, сесть некуда, это побуждает учеников к беготне, суете. Дети составили смету, придумали, где можно взять деньги. Но не удалось провести фестиваль, на котором они хотели заработать средства. Очень расстроились. Но идею поддержала администрация школы, которая представила проект родительскому комитету. Родители выделили деньги, в результате чего в холле появился мягкий уголок, а в коридорах — лавки.
Второй проект — «Школьный буккроссинг». Получилось, что общегородское мероприятие «Елисаветградский книговорот» был спроецирован на школу. Полка появилась, но дети не знали, что с ней делать. Решили изготовить наклейки, информационные листы, провести акцию по популяризации идеи. Акция благодаря этому оживилась. Поскольку этот проект был полностью реализован, мы его подали на всеукраинский конкурс, и он стал лауреатом. Со всей Украины из шестисот было отобрано пятьдесят проектов, из нашей области — пять, в том числе и этот. К сожалению, мы не стали победителями, но лауреаты — это тоже достижение.
— Какими эти дети будут в дальнейшем?
— Они уже умеют задавать вопросы, критически оценивать источники информации, взаимоотношения, свои действия. Они неравнодушные. Сложно сказать, что с ними будет в следующем году, ведь факторов много. Но однозначно это будут другие дети. Я надеюсь, что они будут успешными, ведь проект называется «Путь к успеху».
К сожалению, школа сегодня воспринимается как «это нужно родителям и учителям». А проект немного ломает вектор в том плане, что «это нужно мне».
— Могут эту программу применять все учителя?
— Все не могут, это однозначно. Ведь должен быть и определенный уровень подготовки учителя. В Кировограде, например, обучение прошли 22 человека. Реально внедряют программу только семь. Многие не посчитали возможным применять такую методику. Кому-то не дали часов, а бесплатно он не готов работать. Хотя в 13-й и 25-й школе учителя работают бесплатно. Они хотят менять и свое отношение к процессу обучения, и отношение детей, и, собственно, окружающий мир. А детям это нравится независимо от возраста.
Очень интересный проект сейчас реализуется в 31-й школе. Ученики шестого класса пошли в приемник-распределитель, организовали там концерт. Вообще результаты проектов очень разные. Кто-то относится к этому формально: ребенок ходит, потому что это урок, когда он стоит в расписании. А там, где кружки, и работа, и результат эффективнее. Ребенок пришел, посмотрел, если ему не подходит — он больше не придет. А понравилось — это уже его дело, его образ жизни. Но практика показывает: где кружок — детей больше.
— С какого возраста можно вовлекать детей в эту программу? С первого класса можно?
— Нет, рано. У таких маленьких еще нет компьютерных навыков. И сложно удержать их внимание, а здесь же нужно самостоятельно учиться. У меня есть опыт работы с третьим и четвертым классами. Программа имеет определенную технологию, и под них ее нужно менять.
Но четвертый класс у меня очень успешно работает. Они сейчас занимаются проектом по стрит-арту. Надеюсь, что они его благополучно завершат. Дети хотят разрисовать внутренний двор школы. Они убеждены, что двор не должен быть серым. Один мальчик говорит: «Даже если я просто макну ладошку в краску и поляпаю на стены, уже будет видно, что это рисунок».
Самое главное, чтобы проект был реальным. Мы учим детей еще и оценивать свои возможности. Сможем ли мы пригласить профессионалов в технике стрит-арта? Или это можно осуществить своими силами?
Дети учатся аккумулировать и ценить средства. В городской школе с финансами сложнее, помогают, по большей части, родители. А в сельской школе дети реально работают. Вот, например, Новопражская школа-интернат — специальное учреждение, там особенные дети. Но они смогли построить площадку для маленьких детей: грибок, песочницу. Поставили вокруг стадиона лавочки. Вообще интересно, что по всей Украине самый популярный проект — это скамейки вокруг стадиона. Никто никогда не задумывался, что, когда проходят школьные спортивные мероприятия, болельщикам нужно сидеть.
— Проект не предполагает финансовую поддержку интересных идей?
— Мы не попали под финансирование ПРООН. Частично помогает Intel®. Он финансирует учебники, которые дети получают бесплатно. Пользуются они ими только на уроке, учатся работать в паре: один с книжкой, другой — с мышкой. Потом меняются. Еще выделяют бесплатные пособия для учителей, проводят тренинги, мастер-классы. Можно участвовать в конкурсах и получать призы. У нас была такая призовая поездка в Киев. И учителя могут участвовать в конкурсах.
— Если меняется система преподавания, то, может, и родителям пора менять методику воспитания?
— Не знаю. Вообще нужно осознать, что сегодняшние дети — это другие дети. Их мир — другой. Сейчас все чаще используется такое определение: нынешние дети — это цифровые аборигены, а взрослые — цифровые иммигранты. Дети настолько растворены в мире информатики, информации, а мы там чужие… Даже будучи учителями информатики, мы не настолько владеем приемами быстрой коммуникации. У них развито клиповое мышление, они надолго не задумываются, не размышляют. Увидел — сделал. Конечно, нужно учиться их понимать.
К сожалению, сообщество, для которого дети стараются, мало об этом знает. Более того, им мешают и даже вредят. Вот в 31-й школе дети сами изготовили знаки и расставили их на территории школы. Знаки запрещают выгул собак во дворе школы и содержат просьбу убирать за собаками. Эти знаки простояли всего два часа… А были потрачены время, средства. Общество не готово прислушиваться к своим детям. Но там, в 31-й школе, упрямые пятиклассники. Надеюсь, что они своего добьются.
Записала Елена Никитина, «УЦ».