Хороший новогодне-рождественский подарок сделал кировоградцам областной художественный музей. В преддверии праздников здесь открылась выставка «Современный американский театр» — своеобразная как по замыслу и отбору материалов, так и по способу доставки экспонатов в Украину.
Автор проекта и собиратель выставки Павел Босый хорошо известен кировоградцам как человек разносторонних дарований — краевед и директор областного краеведческого музея, проректор Социально-педагогического института, в стенах которого он создал также и студенческий театр «Маленький Глобус», член Всеукраинского союза геральдистов и, наконец, сценограф, в оформлении которого областной театр поставил несколько спектаклей. Но в один прекрасный день его театральное хобби, как выразился однажды сам Павел Васильевич, превратилось, что у творческих людей случается, во вторую профессию. Сегодня он — профессор сценографии Оуклендского университета (США) и член профессиональных американских театральных союзов SETC и USITT.
На выставке экспонируется 110 красочных фоторепродукций многочисленных театральных постановок (автором фотографий во многих случаях является сам П.Босый). Фотографии не только представляют сцены из спектаклей, занятых в них актеров и режиссеров-постановщиков, но и рассказывают об их сценографии. Отбор материалов, как рассказал специально для «УЦ» сам автор идеи, занял около двух лет. В этих фоторепродукциях, а их полный объем составляет около 500 единиц, Павел Босый постарался представить современный американский театр во всем его многообразии и географической полноте: театр на Бродвее и театр вне Бродвея, региональный театр, мюзикл, опера, театры университетов, летние театры и так далее. Представлены известные художественные руководители театральных коллективов и сценографы. Стоит сказать, что в их числе присутствует и Михаил Френкель, бывший главный художник киевского Театра имени Леси Украинки.
Делал ли что-то похожее на нынешнюю выставку Павел Босый в США? Да, около трех лет назад подобную выставку, но меньшего объема он экспонировал в университете Западной Вирджинии. Нынешняя выставка стала продолжением начатой тогда работы. По-своему любопытным можно считать и то, что пересекли океан, разумеется, не сами репродукции: ведь в этом случае их провоз пришлось бы согласовывать с таможней и, не исключено, подключать организации на правительственном уровне. Автор выставки поступил просто и изящно: фотографии на обычном лазерном компьютерном диске ушли из США во Львов в обыкновенном почтовом конверте. И уже во Львове, где выставка была с успехом впервые представлена в «Музее идей» (галерея «Дзиндра»), Павел Босый отбирал, какие из собранных фоторепродукций войдут в состав экспозиции, а какие останутся «в запасниках» — на диске.
Небезынтересно, имена каких драматургов являются для американского театра знаковыми. Частично на этот вопрос отвечает сама выставка. Среди авторов пьес — европейцы Шекспир, Брехт, Бернард Шоу, американцы Теннеси Уильямс, Артур Миллер, отлично известные и нашим ценителям театра, и многие другие. А кто из наших соотечественников известен американским театралам? Гоголь, говорит Павел Босый: время от времени появляются новые постановки «Ревизора», реже — «Женитьбы». Очень высоко ценится Чехов. Для американского театра Чехов стоит рядом с Шекспиром: нельзя воспитать актера, если он не играет Шекспира и Чехова. Иногда ставят «Мастера и Маргариту» Булгакова и «Горе от ума» Грибоедова. А кого из украинских классиков? Иногда — Лесю Украинку. А Винниченко? Увы, нет переводов на английский. Не представлена в США и современная украинская драматургия. Правда, недавно прошла украинская пьеса о Чернобыле. Впрочем, добавляет Павел Босый, если появится пьеса об отравлении Президента Ющенко, то, надо думать, и ее могут поставить в США…
Вошли в экспозицию и спектакли, оформленные Павлом Васильевичем. В числе наиболее дорогих ему он называет две постановки, сценография которых диаметрально противоположна. В «Макбете» Шекспира нет ни единой реалистической детали. Работают только свет и цвет: в кульминационных моментах затмевается висящая над сценой красная луна, но окрашиваются в красный цвет и разверзаются подмостки. Только свето-цветовыми средствами достигается и эффект в знаменитой сцене, «когда Бирнамский лес идет на Дунсинан». А в спектакле по евангелическому сюжету «Выбор» режиссер просил от сценографа дать максимум реалистических деталей, а достаточно просторная сцена позволила вместить в нее и храм, и гору…
Выставку Павел Босый подарил областному художественному музею, а значит, родному городу. В ближайшее время появится она и в электронном виде на сайте музея. По мысли П.Босого, существование выставки в «виртуальном виде» позволит постоянно пополнять ее новыми фоторепродукциями, присланными из США.