Рождество летит над христианским миром. Совсем скоро прибудет оно и в Украину. А недавно кружилась в вихре венских балов, расцветала испанскими карнавалами, отражалась в зеркальной глади катка на Эйфелевой башне и плыла медленными волнами органной музыки европейская католическая сказка.
— Мама, мама, Пэр Ноэль живой, он движется!
— Верно детка, и, если ты будешь послушным, мсье Ноэль принесет тебе хорошие подарки к Рождеству.
Нет, это не реплика из сентиментальной святочной истории. Это реальный диалог, случайно услышанный несколько лет назад возле одной из парижских витрин. Трехлетний карапуз теребил за руку молодую улыбчивую женщину и восторженно таращил глазенки, наблюдая за опасными кругосветными приключениями механического Санта-Клауса (или, по-французски, Пэра Ноэля). Сказочный добродушный персонаж мчался в своей извечной оленьей упряжке над виртуальными континентами и океанами, попутно отражая атаки космических пришельцев и спеша вовремя успеть к миллионам мальчишек и девчонок во всем мире.
А мама малыша вместе с десятками других стоящих рядом взрослых людей удивлялась, хохотала и молодела на глазах, напоминая уже скорее старшую сестру своего сынишки.
Подобные сценки часто происходят в европейских городах с наступлением зимы, когда витрины преображаются за одну ночь, точно по мановению волшебной палочки, неизменно принося людям заряд отличного настроения. Но не все знают, какая напряженная работа ведется для того, чтобы подарить случайным прохожим 10-дневную рождественскую сказку. Едва только ошалевшие от праздников европейцы возвращаются к своему привычному ритму жизни, за дело берутся нанятые крупными фирмами ведущие дизайнеры-оформители. Начинается подготовка к новому сезону, которая будет длиться почти год.
За это время надо успеть разработать компьютерную версию будущего мини-спектакля, заказать на специализированных заводах сложные электронные механизмы, придумать и пошить костюмы для сказочных персонажей. Тут очень важно учитывать интересы детей, ведь именно маленькие зрители в конечном итоге привлекут к магазинам сотни потенциальных покупателей. В последних числах октября декорации должны быть уже смонтированы и испытаны. Такие приготовления обязательно следует держать в секрете, чтобы не допустить повторения идеи вездесущими конкурентами.
В начале декабря наступает самая ответственная ночь, за считанные часы которой предстоит воплотить на витрине результат многомесячной работы десятков и сотен людей. Но вот все труды завершены, и с открытием магазинов дизайнеры выходят на улицы, чтобы послушать отзывы зрителей о своем мастерстве. А за сверкающими праздничными стеклами витрин в это время идет удивительная жизнь.
Чистит перышки и делает маникюр, собираясь на бал, известная модница — страусиха Дафна; орудуют крохотными золотыми кирками в глубоких пещерах неутомимые рудокопы-гномики, разноцветные ангелы мелькают на черном бархате неба, а в искусно сделанных Вифлеемах разворачиваются настоящие библейские сюжеты… Вокруг таких витрин всегда хлопают в ладоши и смеются сотни зрителей — и больших, и маленьких. Многоязычный восхищенный гомон обязательно стоит над толпой, и в магазин уже нельзя не зайти, даже если там продается что-нибудь совершенно для вас не нужное.
Любители подобных кукольных спектаклей обязательно посещают традиционные французские ясли (la creche). Когда-то такие «рождественские вертепы» устанавливались в церквях, но постепенно утратили сугубо религиозное значение. В наши дни главные ясли Франции можно увидеть перед городской мэрией. Под огромным стометровым куполом там раскинулась целая страна, в которой удивительным образом переплетаются правда и выдумка, прошлое и современность.
Это мир, где библейские персонажи, цари — волхвы Гаспар, Мельхиор и Бальтазар встречаются с диснеевскими утятами и Микки-Маусом. Малыши с открытыми ртами наблюдают за насыщенной жизнью сказочной страны, не подозревая, что вся она создана при помощи новейшей технологии, лазеров и интерактивных компьютерных систем.
Вдоволь налюбовавшись виртуально-механическими превращениями, мы вновь попадаем в праздничную круговерть. Повсюду — на улицах и в скверах, на балконах домов и даже в подъездах — стоят ярко украшенные елочки, в кронах деревьев мерцают бесчисленные фонарики-снежинки, а если повезет, можно встретить румяного весельчака — Санту. С музыкальными инструментами в рукавицах, на мотоцикле и просто пешком, он неизменно желает всем счастливого Рождества, а бывает, и раздает прохожим маленькие соломенные игрушки.
Если же вам хочется приобрести сувениры покрупнее, конечно же, стоит посетить рождественские базары. Они хороши везде, но те, кому довелось путешествовать зимой по Германии, с удовольствием вспоминают Нюрнберг. Здесь, на центральной площади перед Ратушей, в отблесках мерцающих свечей и торжественных звуках рождественских гимнов, оживают средневековые легенды. Живописно одетые торговцы продают елочную дребедень, горячее вино и жареные каштаны. Как в старину, пекут тут сладкие домики из имбирного теста, заселяя их марципановыми человечками и зверюшками.
Перед Рождеством во многих землях Германии случаются чудеса: на улицах можно встретить процессии ряженых, а в Дортмунде побежал этой зимой по рельсам крохотный старинный трамвайчик. Причем удивляет не сам факт его древности (немцы вообще очень любят и ценят старину), а то, что билеты в нем проверяет живой Санта-Клаус. (Пусть и не совсем настоящий, но ведь для ликующей ребятни это не так уж и важно.)
Святки — время не только массовых гуляний и развлечений. Это дни, когда добропорядочные европейцы обязательно занимаются благотворительностью. Не случайно за рубежом существуют так называемые рождественские копилки. Эти ящики стоят в церкви в течение всего года, постепенно тяжелея от пожертвований богатых прихожан, а в Рождество, после утренней службы, священник вскрывает копилки и раздает деньги бедным людям.
Несмотря на религиозную направленность праздника, многие туристы-гурманы воспринимают Рождество прежде всего как хорошую возможность познакомиться кулинарными изысками разных народов. Если вы относитесь к таким людям, вам наверняка известно традиционное чешское блюдо — жареный карп. Ровно за неделю до Сочельника на улицах городов Чехии появляются большие кадки с водой, в которой плавают жирные, предварительно откормленные в специальных прудах карпы. По правде говоря, немного жаль этих бедолаг, которым через 7 дней предстоит быть поданными к рождественскому столу. Но существует и более гуманная традиция. 24 декабря многие пражане с детьми идут на берег Влтавы. Там тоже продают живых карпов, но этой рыбкой никто не собирается лакомиться. С визгом и гамом радостная детвора отпускает свои покупки в реку. Рождество ведь требует от людей особого милосердия ко всему живому, и потому счастливые карпы, утратившие уже было надежду на свободу, получают свое второе рождение в холодных водах зимней Влтавы. Может быть, благодаря именно такому обычаю чешский Сочельник называют еще Щедрым днем.
О рождественских европейских традициях и чудесах можно говорить бесконечно. Как тут не вспомнить ежегодные балы в Венской опере, залитый на первой площадке Эйфелевой башни каток, который можно посещать бесплатно (нужно оплатить только стоимость входного билета на 1 этаж), фестиваль ледяных скульптур в Бельгии…
Но все же главной достопримечательностью для украинцев за рубежом являются люди. Нет, не звезды или политики, а самые простые, обычные граждане и их радостные, открытые, доброжелательные лица. Куда бы вы ни пошли, в какую лавчонку ни заглянули бы, вам обязательно встретятся на пути приветливые улыбки и веселые взгляды. «Как просто», — возможно, скажете вы. Да, просто! Но как много значит такая простота для измученных многочисленными проблемами наших сограждан. Чего стоят только изящные подтянутые фигурки пенсионерок (простите, дам), торжественно направляющихся с семьями в костел на вечернее богослужение? Или тяжелые дорогущие фото- и видеокамеры в крепких руках немолодых мужчин! Язык не поворачивается назвать этих ухоженных, довольных жизнью людей стариками и старушками. А ведь все это — жители не только далеких Франции и Англии, но и привычной соседней Польши.
Впрочем, достаток (а подобная забота о старшем поколении есть не что иное, как главный признак достатка страны) иногда приводит к пресыщению. И посему появились в европейских городах люди, уставшие от праздничной рождественской кутерьмы и жаждущие другого, более экзотического отдыха. Подобным страдальцам, наверное, не стоит ехать слишком далеко за экстремальными развлечениями. Достаточно купить не очень дорогой (по их меркам) билет и добраться до Кировограда. Тут иностранцам будет предоставлен полный спектр совершенно уникальных удовольствий, которые им, скорее всего, никогда бы не довелось получить на родине.
Чего стоит, например, романтическая прогулка темными вечерними улицами под взрывы петард и пьяные выкрики беснующихся компашек. Стылый ветер перекатывает под ногами непривычный для большинства чужеземцев мусор и битое стекло, а чья-то заботливая рука предусмотрительно убирает крышки со всех люков… Но если гость окажется особенно живучим и с честью пройдет все испытания, то, скорее всего, непременно захочет вновь и вновь возвращаться в гостеприимный Кировоград. И тогда, может быть, он заностальгирует наконец за оставшимися в его стране Сантами на оленьих упряжках, ледовыми фестивалями под открытым небом и сказочными рождественскими базарами. И (кто знает!), возможно, захочет изменить что-нибудь и у нас.
К примеру, зальет для скучающей молодежи каток на месте одного из будущих супермаркетов (не надо бесплатный, пусть платный, но чтобы не было там разбитых бутылок, пьяного визга и пугающих выстрелов). Или предложит студентам дизайнерских факультетов конкурс на лучшее оформление витрины «Детского мира». И тогда, быть может, возникнут за стеклами наших магазинов волшебные фантастические замки, взмоют в космос межпланетные ракеты, заведутся в пенопластовых пещерах добродушные огнедышащие драконы, а смешные мультяшки закружат в хороводах вокруг искристых елочек. Да и вечным библейским сюжетам наверняка тоже найдется место. Поселится и у нас Сказка…