Министр инфраструктуры Владимир Козак в феврале на брифинге сообщил, что общая площадь ям на автомобильных дорогах по всей Украине на сегодня достигла 1,4 миллиона квадратных метров…
Помните загадку из детства: какие местоимения портят дорогу? Ответ: «я», «мы». То есть ямы. Но, по большому счету, ямы – это следствие. А портят наши дороги погодные условия, некачественный строительный материал и, конечно же, люди.
Недавно в одной из телепрограмм прозвучал анекдот: «У нас осталась всего одна беда – дураки, потому что дорог у нас уже нет». Можно было бы посмеяться, но состояние дорожного покрытия после зимы вызывает отнюдь не улыбку и даже не грусть, а возмущение, граничащее с ужасом. Ведь эти два злополучных местоимения могут привести к очень серьезной беде.
В то же время центральные СМИ сообщили, что по состоянию на 4 марта (!) ликвидированы ямы на 97% основных дорог общего пользования государственного значения. Пресс-служба правительства сообщила, что об этом премьеру Николаю Азарову доложило руководство «Укравтодора». Кроме того, оказалось, что завершен аварийный ремонт после зимней непогоды на восьми дорогах государственного значения. И осталось отремонтировать 85 километров основных дорог… Наверное, это дороги вокруг Кировограда. Хотя интернет-форумы пестрят возмущениями автолюбителей абсолютно из всех регионов Украины.
Не секрет, что состояние дорог очень влияет на безопасность движения, на скоростной режим потока транспорта, сказывающийся на расходе топлива и на загрязнении атмосферы вредными выхлопами. Нельзя не учитывать тот факт, что с увеличением количества автомобилей на дорогах, а также с появлением транспорта, имеющего повышенную грузоподъемность, прежние дороги от перегрузок, износа, а также от старения составляющих деформируются и разрушаются, то есть появляются трещины, неровности, сколы, ямы, выбоины. Но ведь меняется весь мир, не только Украина. И, посетив Европу, посмотрев на состояние их дорог, где тоже «ходят» тяжелые фуры, мы с завистью восклицаем: «Ну, могут же!»
Оправдываясь перед гражданами страны, чиновники автодорожных ведомств сетуют на многие факторы, «мешающие» выполнению качественных работ. В том числе говорят о том, что прежние технологии ремонта автомобильных дорог на сегодняшний день малоэффективны и очень затратны. Поэтому актуальным является внедрение передовых технологий, позволяющих быстро и качественно решить проблемы с ремонтом дорог.
Начальник коммунального предприятия «Кировоград-Универсал-2005» Виктор Панишко в интервью газете горсовета рассказал, что в областном центре для засыпания ям на дорогах используется смесь отсева и щебня, а также применяется технология «холодного» асфальтирования. Уже закуплен материал, который «можно использовать для ремонта дорог даже при минусовой температуре воздуха».
Начальник коммунального предприятия пояснил, что это «своего рода ямочный ремонт, когда выбоина расчищается, обрабатывается и засыпается соответствующим материалом, в который добавлен специальный полимер, который сначала не позволяет смеси “слипнуться”. Такой материал укладывается на уже подготовленное дорожное покрытие, затем разравнивается, утрамбовывается специальной техникой». И еще: «Около года к ликвидированным с помощью “холодного” асфальта ямам можно не возвращаться». Если честно, то с трудом верится, что так долго продержится «залеченная» в минусовую температуру дорожная «рана». Но, как говорится, на безрыбье… Хотя Виктор Панишко сетует на то, что предприятие не имеет необходимой специальной техники, и ее приходится арендовать.
Залечить не значит вылечить. Мы же хотим ездить по нормальным, стандартным дорогам. Забыли или не знаете, что такое стандарт в отношении дорожного покрытия? Пожалуйста! Выдержка из Государственного стандарта Украины 3587-97 — «Автомобильные дороги, улицы и железнодорожные переезды. Требования к эксплуатационному состоянию»: «Настоящий стандарт устанавливает, что покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, наплывов или иных деформаций, затрудняющих движение транспортных средств, а состояние покрытия проезжей части и других элементов дороги должны проверяться организациями, которые их эксплуатируют, каждые 10 дней. Всё это должно обеспечивать безопасность движения транспортных средств и пешеходов.
Повреждениями дорожного покрытия являются: яма — 0,5 кв. м (весной и осенью — 3 кв. м) на 100 тыс. кв. м; глубина просадки или выбоины — от 6 см; высота наплыва — от 4 см; отклонение высотной отметки крышки люка относительно уровня покрытия проезжей части — 1 см, а дождеприемного колодца — 2 см. Срок устранения повреждения – 1-10 суток с момента обнаружения».
Представляете, это наш, украинский, стандарт! То есть норма. Получается, что мы вообще никогда в своей стране не ездили по нормальным, стандартным дорогам. Грустно…
Но все-таки необходимо искать выход. Как-то мы писали о жителях одного из кировоградских домов, которые, отчаявшись дождаться помощи дорожников, скинулись на цемент и залили ужасающие ямы на подъезде к их двору. Не выход? Но ситуация на проезжей части на тот момент была крайне опасной: машины ехали по «встречке», дабы объехать не ямы – котлованы (согласно ГОСТу).
Есть европейский пример решения проблемы. Несколько лет назад небольшой немецкий муниципалитет Нидерциммерн объявил о распродаже выбоин на дорогах, чтобы таким образом собрать необходимые средства на ремонт дорожного полотна, пострадавшего в результате суровой снежной зимы. В рамках акции каждый желающий мог зайти на официальный сайт муниципалитета и выбрать себе выбоину «по вкусу». На продажу было выставлено около 40 ям, стоимость каждой из которых составляла 50 евро.
Обещалось, что имена покупателей будут увековечены на небольших табличках, вделанных в дорогу рядом с залатанными на их средства выбоинами. Пример подали представители муниципалитета и жители Нидерциммерна. Кроме того, акцию поддержали ряд телеканалов и газет.
Приемлемо ли это для нашего общества? Наверное, нет. Преимущественное большинство наших граждан скажет, что платит налоги, дорожный сбор (как будто немцы из Нидерциммерна не платят!), поэтому имеет право рассчитывать на качественный ремонт дорог. Правда, бизнесмены и крупные предприятия вполне могли бы выкупить наиболее опасные выбоины хотя бы на пути к своей проходной или офису. Это, пожалуй, и есть инвестиции и тот самый социально ответственный бизнес.
С наступлением весны заметно активизировалось интернет-сообщество решительно настроенных автовладельцев. Они организовывают акции протеста, помогают друг другу в защите прав эксплуатировать хотя бы приемлемое дорожное покрытие, засыпают письмами и обращениями правоохранительные органы, в том числе и прокуратуру. Если власть не найдет выход из ситуации, будет «смешно», что на фоне безработицы, низких зарплат, повышения коммунальных тарифов массовое общественное возмущение будет спровоцировано выбоинами на дорогах. И это еще пока народ молчит о тротуарах…
И напоследок. На сайте «Цензор» опубликована фотография, глядя на которую, честно, слюнки текут. В Нидерландах с помощью машин Tiger Stone вот так укладывают мостовые. В день с помощью такой машины можно положить около 300 квадратных метров покрытия. Без комментариев…
Елена Никитина, «УЦ».