В Кировоградской областной филармонии Московским Независимым Театром был показан спектакль «За двумя зайцами». Режиссер Дмитрий Рачковский практически ничего не оставил от Михаила Старицкого. Действо, представленное на сцене, было до такой степени осовременено, что классик на том свете, наверное, не просто переворачивался, а вертелся в течение двух с лишним часов.
Конечно, с течением и изменением времени в пьесах необходимо ставить другие акценты. И комедия позапрошлого века должна быть интерпретирована по-новому. Но, когда Проня напевает «Я знаю пароль, я вижу ориентир», а мать Гали в конце спектакля выходит в костюме а-ля Пугачева и со словами «а мама не гордая» соглашается выйти замуж за Голохвастова, – это не весело. Не весело, но смешно.
Вообще смешными были все. Сергей Поздняков, сыгравший Свирида Петровича, был искрометным и ярким (костюмы сыграли не последнюю роль). Наверное, ему легко далась бы роль Голохвастова и в классическом ее прочтении. Здесь же он был объектом вожделения практически всех героинь спектакля.
Представление в нашем городе было «адаптировано» под Кировоград. Химке приказывали купить именно кировоградского «чампанського». А Проня Прокоповна в финале выговаривала Свириду Петровичу, что тот опозорил ее «не только на весь Подол, но и на весь Кировоград». Упоминание названия города у зрителей вызывало бурные одобрительные аплодисменты.
Проня ходила по залу, демонстрируя свое свадебное платье, заигрывала со зрителями-мужчинами, сидящими в первом ряду, танцевала с ними и прижимала к своему «колотящемуся» сердцу. Некоторые сцены и позы актеров вызывали недоумение и даже смущение. Но полный зал полным оставался до конца. Аплодировали стоя и даже подарили цветы. Вернее, цветок. Один. Желтый.
К сожалению, из заявленных на афишах известных актеров в Кировограде был только Алексей Панин, сыгравший дружка главного героя. Ни Писанки, ни Пермяковой, ни Бочкаревой. А Панин оказался доступным и абсолютно не «понтовитым» актером. (Это, как правило, отличает актеров от большинства представителей шоу-бизнеса, вечно уставших и недоступных для общения). После спектакля Панин любезно согласился сфотографироваться со всеми желающими, раздал автографы и дал блиц-интервью для «УЦ».
— Алексей, что это за эксперимент был показан? От Старицкого осталось очень мало…
— Это вопрос не ко мне, это вопрос к режиссеру и к людям, которые этот спектакль делали. Я вообще могу судить о «двух зайцах» только по кино, потому что первоисточник я не читал. Я смотрел только то, что сыграл Борисов.
— Все ожидали, что вы будете играть Голохвастова.
— Я тоже ожидал. Но я не готов пока это играть, потому что было очень мало времени с того момента, когда мне предложили эту роль. У меня было всего два дня, а это очень мало. Ведь я начал играть в спектакле, когда он уже был. И сейчас я не готов вводиться на главную роль.
— Кировоградскому зрителю были заявлены Писанка, Пермякова, но их не было.
— Пермякова с Писанкой играют в составе. Но из-за того, что в Украине неожиданно начался ледниковый период, Писанка не смогла выехать. Завтра она обязательно доедет до другого города. Я только что разговаривал с Дюжевым по телефону (они сейчас играют с Ириной Петровной Купченко и Машей Горбань другой спектакль в Украине), они вчера чуть не опоздали на спектакль. Дюжев с Купченко пешком шли по сугробам с чемоданами. То есть хорошо, что вообще это все сегодня состоялось. И то, что Писанки не было, это не ее проблема, а проблема метеоусловий, форс-мажор.
— В последнее время очень много российских актеров работают в Украине: участвуют в шоу, ведут телепроекты…
— Я даже не хочу дослушать вопрос. Для меня нет границ, я не разделяю Россию, Украину и Белоруссию. Советский Союз – это Советский Союз. Большая часть артистов Советского Союза снималась на киностудии Довженко так же, как на «Беларусьфильме». И их никто не спрашивал, как и почему они оказались на этой киностудии. И Богдана Ступку никогда не спрашивали, как он оказался на «Мосфильме». Довженко, Одесская, Свердловская киностудии – это наши родные. В моей голове это все не разделяется.
— Какую из ваших работ в кино вы рекомендовали бы посмотреть всем?
— Никакую. Я люблю какие-то картины свои, а роли – нет. Мне нравится картина в общем.
— Тогда какую картину с вашим участием вы рекомендуете посмотреть?
— Это, конечно, «Звезда». Фильм Балаяна «Ночь светла», там Купченко, Гостюхин, я. Хорошее кино.
— Говорят, что актеры страдают от того, что им предлагают однотипные роли…
— Я ни о чем не страдаю. Никогда. Даже если я чем-то недоволен, это не причина для того, чтобы вешаться. У каждого человека есть проблемы, но я на них не замыкаюсь.
— Вы производите впечатление легкого и веселого человека. Расскажите анекдот.
— Нет и нет! Это невозможно. Если человека просят рассказать анекдот, он все забывает, начинает тужиться. Анекдоты надо рассказывать, когда есть настроение. Попросите любого человека рассказать анекдот – он будет пыжиться.
— Тогда какие песни вы любите петь?
— Я вообще не пою.
— Но вы же участвовали в украинском песенном шоу. Вам понравилось?
— Хороший был проект. Но я изначально согласился из-за денег, а когда втянулся, то оказалось, что это хорошая компания. Но это шоу. Я не пытался показать свои вокальные данные, потому что у меня их нет. Мы прикалывались, валяли дурака, а пели те, кто умел. Кто не умел – придуривались.
— Вы знали, что Кировоград – это родина украинского театра?
— Нет. Я уже был в Кировограде, но не помню город. Не успеваешь посмотреть окрестности. Приехал, пожрать успел и – на сцену.
— Кстати, вы на сцене с аппетитом ели пирожок. И выпивали очень натурально. С чем был пирожок?
— С капустой. Вот сейчас договорим, поеду в ресторанчик и выпью чего-нибудь…
Елена Никитина, фото Елены Карпенко, «УЦ».
Леша Панин играл в фильме кировоградского производства На Белом Катере.
Как мы с ним намучились))))