Когда в хозяйстве бардак, у ответственных лиц всегда есть два выхода: либо закатав рукава браться за «лопаты и вилы» и «выправлять дефект», либо, что проще и привычней, искать крайних.
В среду, 20 декабря, проявив героизм и стоическую выдержку, Кировоградский исполком победил надвигающуюся катастрофу. Чему и было посвящено внеочередное заседание постоянной городской комиссии по вопросам техногенной безопасности и чрезвычайных ситуаций, на которое были приглашены представители «провинившихся» — «Елисаветградской транспортной компании» и кировоградского филиала облэнерго, а также местные журналисты.
«Предпосылки для возникновения чрезвычайной ситуации техногенного характера», по версии исполкома, были созданы действиями ЕТК, а именно — прекращением работы по массовой перевозке пассажиров электротранспортом (троллейбусами) на маршрутах №№1,3,5 и 9. Совершённым «в ультимативной форме без внедрения альтернативных механизмов (из текста проекта решения)». Альтернативный механизм, впрочем, городской властью найден был — по троллейбусным маршрутам пустили автобусы предприятия «Автобусный парк».
Ситуацию несколько прояснили выступления представителей ЕТК, из которых стало ясно, что, во-первых, прекращение движения троллейбусов по названным маршрутам носит временный характер, а во-вторых, его причиной стали вполне объективные обстоятельства. Более того, как оказалось, городская власть также сыграла не совсем однозначную роль в процессе возникновения этих самых причин. А после того как слово взял руководитель местного филиала облэнерго Николай Гершкул, стало понятно, насколько глубже — в прямом смысле — лежат корни проблемы и что прекращение движения троллейбусов (как выяснилось — на день-два) — всего лишь ничтожная петарда по сравнению с той пороховой бочкой, на которую сегодня водружена общегородская система коммуникаций. Но обо всем по порядку.
Как сообщили руководители ЕТК, остановка движения была вызвана необходимостью ремонта резервного ввода электроподстанции №5 — троллейбусы, как известно, ездят «на электричестве» и без него работать не могут. «А что же с основным вводом?» — спросите вы. Ведь если есть резервный, то должен быть и основной? Он есть. Но давно уже неисправен, и возможность его ремонта отсутствует. Потому что прямо на этом самом вводе — точнее, на месте, где проходит кабель питания, построен магазин одной из самых известных в городе торговых сетей.
Как так получилось? Каким образом под разрешительными документами на строительство торговой точки появились все необходимые подписи ответственных лиц? И можно ли их, в таком случае, называть ответственными? Тем более что еще в апреле (!) исполком был поставлен в известность о сложившейся ситуации. Но… магазин, конечно же, не снесли… Дальше больше — как оказалось, понимая, что эта самая ситуация может рано или поздно возникнуть, ЕТК еще в сентябре обратилась к исполкому с просьбой разрешить им резервное использование автобусов большой вместимости. 10 «Вольво», которые имеются в распоряжении компании, решили бы проблему «без шума и пыли» и без всяких «предпосылок». Однако транспортникам отказали — по непонятным причинам.
По словам руководителей ЕТК, в таком же режиме — с использованием одного резервного ввода — работает сейчас и подстанция №1 — в районе Колхозного рынка, где «на кабелях» построены 2 торговых ряда. Более того, есть решение суда еще от 2003(!) года, предписывающее эти два ряда снести — но его никто не спешит выполнять.
Но все это, на самом деле, еще «цветочки»! О «ягодках» нам поведал уже Николай Гершкул. По его словам, под тем же магазином, о котором шла речь выше, находится не только кабель питания ЕТК. Там «похоронено» еще 2 — принадлежащих облэнерго. Точно так же «на сетях» стоят и Колхозный рынок, и рынок на Попова, и торговый центр «Мурай» в центре города. А от этих самых сетей «питаются» не только системы электроснабжения жилых домов, но также и тепловики, и другие коммунальные предприятия…
«Благодаря» той беспредельной щедрости, с которой — без учета всех необходимых норм — городской властью в последние годы раздавались под коммерческую застройку земельные участки, целые микрорайоны могут в любой момент остаться не только без света, но также и без тепла и воды!
Конечно, можно по старой украинской традиции начинать «вешать всех собак» на «ту» власть — ведь все разрешения, о которых идет речь, подписывались не вчера и даже не год назад. Однако проблемы это не решит. Не пора ли, господа градоначальники, перестать искать здоровые головы, на которые можно свалить все что угодно и «взяться за гуж» — двумя руками. Или дальше очередного заседания дело опять не пойдет?..