Кировоградцы, наверное, еще помнят недалекие времена тесной дружбы нашего областного центра и соседних Черкасс: городские праздники отмечались непременно с участием официальных и творческих делегаций соседей, популярными были взаимные гастроли творческих коллективов неофициальных побратимов, тесные дружеские взаимоотношения связывали тогдашних мэров — их Владимира Олийныка и нашего Александра Никулина. Потом в дружбу двух городов безжалостно вмешалась политика: за поддержку тогдашнего оппонента Кучмы Олийныка мэр Никулин сначала едва не поплатился жизнью, а затем попал за решетку. Кировоград стал полигоном для испытания новейших черных выборных технологий, а побратимство приобрело извращенный характер — выборы в Черкассах теперь проходят по «кировоградским» сценариям.
Начнем с самых невинных параллелей. Количество жителей Черкасс — 295 тысяч, т.е. цифра, очень близкая к населению Кировограда. И в Кировограде, и в Черкассах в нынешнем году это не первые выборы городского головы, и назначены они с разрывом всего в три недели. Голосовали черкащане на 123-х участках, в Кировограде их на этот раз 124. Денег на повторные выборы в двух городах было выделено тоже практически поровну — 1,047 млн.гривен для Кировограда и 1,134 млн. — для Черкасс… И там, и там количество кандидатов на мэрское кресло стало своеобразным местным рекордом — 23 черкащанина и 36 кировоградцев.
Дальнейшие сравнения уже в области политики. После мартовских выборов в обоих городах власть оказалась в руках БЮТ. Оба городских депкорпуса возглавили сторонники Тимошенко, и там, и там бютовские фракции оказались наиболее многочисленными. Что касается мэров, то у нас, как известно, городским головой стал бютовец Валерий Кальченко. Черкассы избрали более трудный путь — там победитель избирательной гонки уже пост-фактум был снят с регистрации. Помнится, в 2002-м мы уже проходили такой расклад, когда законно избранный мэр Кировограда Михаил Цымбаревич был лишен победы и кировоградцы были вынуждены волеизъявляться повторно. Правда, тогда кировоградцам повезло больше, и выборы N2 состоялись. Хотя насчет «повезло» это большой вопрос, ведь в результате мэром стал Николай Чигрин. В Черкассах же, как известно, выборы 18 июня 2006-го не состоялись — горизбирком отказался проводить повторные выборы мэра. 16 июня Прокуратура Черкасской области возбудила уголовное дело относительно должностных лиц исполнительного комитета городского совета и городской территориальной избирательной комиссии по подозрению в злоупотреблении властью и служебным положением, приведшем к срыву повторных выборов мэра Черкасс.
Однако и Кировоград радовался новому руководству, вернее, его наличию, недолго — очень скоро мэр Кальченко принял присягу депутата Верховной Рады. А посему контроль над властью — уже в обоих городах — перешел на более высокий уровень, поскольку Черкассы также курировали парламентарии — Богдан Губский и Владимир Олийнык. На повторных выборах и там, и там были предусмотрены официальные бютовские кандидаты под патронатом тяжелой нардеповской артиллерии. И оба — представители действующей власти и даже тезки: секретарь Черкасского горсовета Анатолий Каленчук и первый зам мэра Кировограда Анатолий Перевозник. Примечательный факт: обе фигуры в лидерах предвыборной гонки не числились… В обоих случаях кандидатами в мэры стали и бютовцы-альтернативщики. Правда, взаимоотношения опального бютовца и победителя гонки Сергея Одарича с собственными однопартийцами имеют более скандальный характер, к тому же противостояние здесь вышло на более «тяжеловесный» уровень — мерялись силами Губский-Олийнык и патрон Одарича Михаил Бродский. В Кировограде же самостоятельную кампанию активно ведет бютовец Виктор Андреев, который, правда, хоть и отказался от партийной поддержки, однако, в отличие от Одарича, продолжает оставаться членом БЮТ…
Понятно, что именно властная бютовская команда в обоих городах стала мишенью для обвинений в безвластии, более того, в желании сохранить статус кво. Надо ли говорить о том, что, как следствие, именно этой политической силе инкриминировали в Черкассах и сейчас в Кировограде намерения сорвать повторные выборы?
Тема возможного срыва ноябрьского голосования активно муссировалась черкасскими СМИ и кандидатами, аналогичную тенденцию наблюдаем и в Кировограде. При этом одним из возможных способов и там, и у нас могло бы быть отсутствие финансирования проведения волеизъявления, точнее, политика в этом плане городских властей. Так, Черкасский горсовет долго отказывался утверждать предложенную горизбиркомом смету выборов, считая ее завышенной и мотивируя недостаточностью средств в городском бюджете Черкасс. Сессия же Кировоградского горсовета, на которой город должен был принять в распоряжение выделенные на выборы деньги, состоялась просто чудом…
Прочие реминисценции не более оптимистические и так же точно соответствуют известному принципу «Цель оправдывает средства». Ну чудеса, которые можно творить со списками избирателей, нам, кировоградцам, хорошо и не понаслышке известны. Вот и в Черкассах на этот раз приглашали голосовать умерших, а из перечня «живого электората» выпадали целые дома… Еще одна «фирменная» кировоградская технология — снятие с регистрации под надуманными предлогами наиболее рейтинговых кандидатов. Так было в 2002-м, когда дважды (!) терком отстранял от участия в избирательной гонке Валерия Кальченко. В Черкассах же только решением апелляционного суда в списках кандидатов был восстановлен нынешний мэр Сергей Одарич. Впрочем, такая тактика уже реанимирована и в Кировограде — как известно, один из лидеров «перегонiв» Александр Никулин уже получил «первое китайское предупреждение» от теркома. В обоих случаях инициаторами обращений в ТИК и суд стали другие кандидаты из списка…
Кстати, о теркомах — увы, и здесь сработал дурной кировоградский пример. Так, в ночь подсчета голосов в Черкассах помещение дружно покинули члены Сосновской районной ТИК, отказавшись принимать документацию участковых комиссий. Кто забыл — напомним: во время первого тура президентских выборов в Кировограде первый состав сотого теркома так же слаженно «слинял» на ночь глядя. Причем председатель — настолько далеко, что был объявлен в розыск!
Зато с другим избирательным развлечением — «каруселью» — соседи-черкащане малость «облажались». Ведь весь процесс этой любимой электоральной забавы был заснят на пленку представителями двух (!) телеканалов. Причем — с учетом крайне низкой явки черкащан на избирательные участки — «карусельщики» могли бы заполучить не менее 7 тысяч голосов, что по той же причине кардинально изменило бы итоговые расклады выборов. У нас же на мартовских выборах хоть и кричали о «каруселях» во весь голос, однако доказать ничего так и не смогли. Впрочем, нужно ожидать, что проверенная технология снова будет пущена в ход — в Кировограде также прогнозируют низкую избирательную активность граждан, а значит, «повторение пройденного» имеет смысл.
Но некоторые черкасские ноу-хау все же стоит отметить. Это бюллетени, где данные сразу двух кандидатов были напечатаны …с ошибками. В частности, у одного был неправильно указан год рождения, у другого — отчество. Комитет избирателей Украины усмотрел в этом «проколе» угрозу срыва выборов. Председатель местной территориальной избирательной комиссии Виктор Дорофеев дал указание уничтожить бюллетени, что, собственно, и состоялось в присутствии председателя ЦИК Ярослава Давыдовича.
Кроме того, как сообщили нам очевидцы, на одном из участков было зафиксировано заполнение пустых протоколов. Некоторые избиратели явились на участки с корешками «социального договора», заключенного с кандидатом в мэры Райковым, и якобы предъявляли их наблюдателю от этого кандидата. В день выборов столбы пестрели почему-то не убранными дворниками плакатами кандидата Сергея Одарича. Во время голосования экзит-пол проводился непосредственно в помещениях избирательных участков. Впрочем, все эти и другие нарушения представители ЦИК и горизбиркома сочли несущественными…
Выборы в Черкассах состоялись. И, возможно, результаты волеизъявления черкащан не «засудят» — такие предпосылки допускают осведомленные люди. По мнению экспертов, этот факт (в смысле, окончания выборной гонки в Черкассах) обнадеживает — мол, все пройдет гладко и в трех остальных городах, которым предстоит выбрать себе мэров 26 ноября — Чернигове, Полтаве и Кировограде. Хотя, как известно, оптимист — это плохо информированный пессимист. А предвыборной информации нам, к к сожалению, не занимать…