Несколько лет назад российский канал показал сюжет о женщине, потерявшей своего сына. У взрослого парня обнаружили онкозаболевание, и перед тем, как делать ему химиотерапию, доктор предложил матери уговорить сына сдать семя на хранение в банке спермы, чтобы впоследствии можно было зачать здорового ребенка. Обсудили и согласились… Болезнь оказалась сильнее молодого человека, и он умер. Женщина нашла суррогатную мать, которая выносила для нее внука. Пришлось помучиться, чтобы юридически оформить ребенка именно как внука. Но бабушка была счастлива, что имеет возможность растить, воспитывать и любить продолжение своего сына… История, которая будет рассказана ниже, не похожа на эту, так как в ней не будет ключевого слова «любовь».
Света осталась сиротой в шестилетнем возрасте. После смерти мамы какое-то время пожила с отцом и мачехой, но жизнь ребенка сладкой не была, и девочку забрала в свою семью мамина сестра. Выросла, окончила школу. Учиться дальше не было возможности, и тетка устроила Светлану в областную больницу работать санитаркой. Когда сама стала зарабатывать, оценила собственные силы, финансовую возможность и поступила в медицинский колледж, по окончании которого стала работать в той же больнице медсестрой гастроэнтерологического отделения.
С раннего детства лишенная очень многого, Света мечтала о собственной семье — муже и ребенке. Была счастлива, когда встретила свою судьбу — Олега Козырева. Работал в ГАИ, жил с мамой. Видимо, тоже ждал свою неповторимую и единственную, так как в 32 года еще не имел жены. Поженились и стали жить в трехёкомнатной квартире втроем: Светлана, Олег и его мама Лидия Васильевна.
Олег учился в Харькове, Света работала на полторы ставки. Обустраивали жилье, мечтали о ребенке. Аллочка появилась на свет через пять лет совместной жизни супругов. Счастью родителей не было предела, ведь дочь была такой долгожданной. Вот только свекровь Светы упорно не хотела прописывать в квартире ни невестку, ни внучку. Все это тогда казалось пустяком, ведь впереди была долгая и счастливая совместная жизнь.
Олег «сгорел» всего за месяц. Страшный диагноз «панкреонекроз» не оставил молодому мужчине никаких шансов на жизнь. Восемь месяцев назад Олега похоронили. Ему был всего 41 год. Немного оправившись от горя, Светлана столкнулась с агрессией, которую на нее стала выплескивать свекровь. «Уходи, ты здесь никто», — услышала вдова в свой адрес.
Светлана с мужем прожили в браке девять лет. Квартира, в которой они жили, была приватизирована на двоих: на Олега и его мать. По закону, Светлана и ее дочь имеют право на половину квартиры. Документы на оформление права наследства женщина подала вовремя, но свекровь отказывается давать оригинал документа, подтверждающего право собственности на квартиру.
Казалось бы, частный конфликт. Подобное, наверное, бывает во многих семьях. Но конфликт вышел за рамки семьи. Однажды вечером свекровь стала выбрасывать из шкафа вещи невестки и родной внучки (?!). Все это сопровождалось словами о том, что Света со своим ребенком должна убираться из квартиры. Разгорелся скандал. Поскольку был поздний вечер, а на дворе зима, Светлана вызвала милицию. Приехали трое, поинтересовались сутью конфликта. Рассказать все «как есть» вызвалась хозяйка квартиры. По словам Светланы, свекровь повела стражей порядка на кухню, напоила чаем, описала ситуацию. После этого правоохранители якобы заявили Светлане, что за неимением прописки она не имеет права на жилплощадь, что хозяйка может в любой момент поменять замки на двери, что нет такого закона, который запрещал бы вышвыривать на улицу женщин и детей, даже если ночь и зима. Под занавес, по словам Светланы, заставили ее написать расписку в том, что она обязуется в трехдневный срок покинуть квартиру.
Что в такой ситуации делать женщине с ребенком, у которой из родни только тетка, да и та живет в общежитии? Поплакалась коллегам по работе, и те посоветовали обратиться на «горячую линию» губернатора. Позвонила, рассказала о случившемся. Звонок из администрации только подлил масла в огонь. «Это твои подружки мне звонят и угрожают», — заявила шестидесятипятилетняя женщина.
«Как она не боится греха? — недоумевает Светина тетка. — Она же видела, как в реанимации мучился ее сын. Зачем теперь оскорблять его память таким бесчеловечным отношением к его жене и дочке?» Да, говорят, что внучка как две капли воды похожа на свою бабушку…
Света ничего невозможного не требует. Она хочет, чтобы за ее дочерью было закреплено право на часть квартиры, которой владел ее муж. Наследства ей ждать неоткуда, ее зарплата медсестры не позволяет даже снять квартиру, не говоря уже о том, чтобы в будущем обеспечить жильем свою дочь.
О случившемся узнала главный врач Кировоградской областной больницы Лариса Андреева. «Светлана Козырева в нашем коллективе проработала двадцать лет. Сейчас она в сложной ситуации, и ее поддерживает весь персонал больницы. Если надо будет свидетельствовать в суде о том, что в течение девяти лет она проживала с мужем по определенному адресу, многие это сделают. А чисто по-человечески, по-женски я не могу понять позицию ее свекрови. Мы все просто в шоке», — сказала Лариса Николаевна.
Готовы помочь женщине с ребенком и бывшие сотрудники покойного Олега. Начальник областного управления ГАИ Алексей Березневич нас заверил, что Светлана не останется один на один со своей проблемой. Юрисконсульт областного управления ГАИ Юлия Рыбальченко сообщила, что Козыревой уже оказана юридическая помощь, женщине объяснили, как действовать в сложившейся ситуации. Кроме этого, руководство ГАИ приняло решение о выделении материальной помощи для оплаты услуг адвоката. «Закон на ее стороне, — говорит Юлия Викторовна. — Если бы у нее на руках были документы на квартиру, она могла бы вступить в права наследства без проблем». Адвокат Светланы Козыревой надеется, что до суда дело не дойдет, поскольку у него есть полномочия затребовать необходимые документы в БТИ. Руководство ГАИ ситуацию держит на контроле.
Судьба Светы и маленькой Аллочки не оставила равнодушными сотрудников городской службы по вопросам детей и городского центра социальных служб для семьи, детей и молодежи, где также следят за развитием событий и готовы оказать помощь в защите прав ребенка.
Как выяснилось, Кировским райотделом милиции открыто уголовное производство по заявлению Светланы Козыревой. По словам начальника РОВД Юрия Ткаченко, согласно поручению следователя, допрошены соседи Козыревых, которые подтвердили, что Светлана проживала по адресу, что здесь родился ребенок. Семья характеризуется положительно. Юрий Владиславович подтвердил, что институт прописки в нашей стране отменен. И в этой истории очень много нюансов, в которых разберется следствие.
У любой конфликтной ситуации есть две стороны. В этой тоже есть вторая — Лидия Васильевна Козырева. Мы связались с ней по телефону. Вот какой диалог у нас получился:
— Лидия Васильевна, я корреспондент газеты «Украина-Центр».
— Что вы говорите?
— Ваш конфликт с невесткой вышел за рамки семьи и дошел до редакции. Скажите, нельзя ли было уладить его внутри семьи?
— Вы же не знаете, что есть вторая точка зрения. Что я буду вам говорить, ведь я не знаю, кто вы такая.
— Я — корреспондент газеты «Украина-Центр», и я изложу вашу точку зрения.
— Вы можете говорить, что вы — президент Западной Украины…
— Тем не менее, вас не пугает, что конфликт вышел на уровень области?
— А что меня может пугать? Я что, кого-то убила, ограбила? Зачем меня пугать?
— Я вас не пугаю. К разрешению вашего конфликта подключилось много людей: областная больница, ГАИ, правоохранительные органы…
— Да моя невестка может из мухи раздуть слона, который не поместится не только в трехкомнатную квартиру, но даже в Кремль. Это такая моя невестка. Я не знаю, как таких людей — ее и ее тетю — земля носит.
— То, что вы ее выгоняете, неправда?
— Нет. Все неправда! Пусть вы ее сторонница или подсадная утка, как недавно мне звонили из облгосадминистрации — меня это не волнует. Я вам просто скажу: когда умер мой сын, не прошло еще три дня, ее тетя пришла и кричала на всю квартиру: «Так вы уже подали на наследство?» У меня кровью сердце обливалось. У меня такое горе, а они, скоты, пришли требовать наследство. Это в какую газету надо написать? Я ее просила, чтоб она осталась и со мной жила: «Оставайтесь, дочь моя не против. Если вы останетесь, вся квартира достанется вам». Что, я плохо предложила? Так они с тетей пришли, чтоб я отписала им половину. Чтоб она мне завтра сказала: продавай квартиру и иди в собачью будку? Я тридцать лет проездила с мужем по всему Союзу, и чтоб на старости лет остаться в собачьей будке?
— То есть вы боитесь, что, если Светлана вступит в права наследства, она заставит вас продать квартиру?
— Да, я этого опасаюсь. Потому что я за жизнь намучилась, а какая-то пришла, без году неделя прожила и требует у меня квартиру. Вы посмотрите, как она со мной общается. Да я ее за шкирку давно выгнать должна была. Как она недавно мне милицию вызвала… Я полезла в шкаф ребенку достать книжку (а она все вещи пораскладывала по моей стенке), я только к стенке руку протянула, а она говорит: «Вы куда лезете?» Я говорю: «В свой шкаф». Я стала выбрасывать ее вещи, попросила освободить мою стенку, ведь у нее есть свой шкаф. А она милицию вызвала. Разве это нормальный человек? Да я после этого не хочу, чтобы она одну минуту здесь находилась. Они с тетей вруньи, сочиняют сказки, ничего святого у них в жизни нет. А вы говорите — корреспондент… Да тут пусть сам президент скажет, чтоб она в квартире жила, но я не разрешу.
— Но у вас же есть внучка, и это ваша родная кровь.
— Моя родная кровь. Из-за нее у меня сердце кровью обливается. Но такую лахудру я не хочу терпеть.
— Получается, что конфликт уладить может только суд?
— А я им сказала, что я не против, пусть подают в суд.Если надо будет двадцать пять процентов из пенсии выплачивать — я им выплачу. Сколько лет получится — столько и будет. И все на этом. Она что, думала, что я буду продавать квартиру?
— Но ей же некуда идти, вы же знаете.
— А мне что с этого? Жить с ней, пока она меня добьет? Она из меня кровь каждый день пьет. Я предлагала ей жить здесь, а потом я бы написала завещание: полквартиры дочке, а полквартиры ей. Она не захотела. После смерти сына она захотела отдельной хозяйкой быть. Думала, что полцарства себе оттяпает. Можно жить с таким человеком под одной крышей?
— Нет, конечно, вам надо разменять квартиру и разъехаться. Это мое мнение.
— Это ваше мнение.А мое мнение я сказала: я буду здесь жить до конца, а она пусть в суд подает, и я буду ей выплачивать двадцать пять процентов. Не захотели по-человечески, пусть будет по закону…
Елена Никитина, «УЦ».
Сложная ситуация…
Как бы то ни было, эта женщина, так называемая, мать, не имеет ни морального права, ни законного, выгнать на улицу невестку со своей внучкой. Хотя бы в память о сыне, если у неё у самой сочувствие притупилось, надо людям позволить жить нормально. Да, сложно,возможно, придётся пойти на размен квартиры. Но неужели же ей было бы лучше, если б сын ушёл , и после него никого не осталось! А так- есть внучка, и надо её вырастить счастливой, если даже невестка не по нраву…
Я так понял, что она никого не собиралась выгонять, но бывшая невестка пошла на конфликт и требует продажи квартиры. Не прочитал в тексте, что бабушка против, чтобы внучка жила с ней.