В очередной раз собеседником нашей редакции становится Виктор Андреев, депутат Кировоградского областного совета и вице-мэр в прошлом созыве городской власти Кировограда. Тема новой беседы — городская земля как средство пополнения городского бюджета. Думается, этот аспект разговора интересен еще и потому, что Виктор Андреев намерен на выборах 26 ноября баллотироваться на пост мэра Кировограда. Какие проблемы, по его оценке, в нашем городе связаны с использованием земельной собственности и как их решение может способствовать улучшению благосостояния города в целом?
— Не буду утверждать, — говорит В.Андреев, — что предыдущая городская власть при решении так называемых земельных вопросов не делала, мягко говоря, ошибок, однако и нынешняя, начав с хороших деклараций, можно сказать, в этих вопросах недорабатывает. Может быть, первым из всех кировоградских мэров наиболее грамотно подошел к проблемам земельной собственности Александр Никулин. Он сделал очень правильную вещь. Муниципальная земля является источником финансовых поступлений в городской бюджет за счет передачи этой земли в аренду и за счет ее продажи. И не кто иной, как А.Никулин, убедил депутатский корпус горсовета выделить деньги на нормативно-денежную оценку земель Кировограда. Деньги были на это заложены, прошел тендер, и город получил необходимую базу данных.
— Что это дало?
— Тогда городская власть подошла к этой проблеме комплексно и определила стоимость квадратного метра земли в зависимости от местонахождения каждого участка. Для чего это было сделано? Методика начисления арендной платы за землю как раз и исходит из ее стоимости — это основной критерий. Эта база данных применяется и сегодня. Однако нужно учесть, что за семь лет после 1999 года рыночная стоимость земли существенно выросла. В итоге, используя старую базу, город недополучает весьма существенные суммы, которые ему необходимы для его хозяйственных нужд.
— Можно оценить их в цифрах?
— Давайте заглянем в бюджет этого года. Цифра поступлений в городской бюджет по статьям, имеющим отношение к земельной собственности, составляет около 12,5 млн. грн. Примерно 3,3 млн. — это арендная плата юридическими лицами, около 8,5 млн. — налог на землю, который платят юридические лица, а еще около 0,5 млн. дают поступления от физических лиц. И все эти цифры базируются на денежной оценке земли. А земля подорожала. Поэтому первое, что сделал бы я, — это нормативно-денежная переоценка земли. Стоило бы это бюджету сравнительно недорого — около 100 тыс. грн., это дешевле, чем оценка, которая проводится с нуля, как было сделано в 1999-м. Думаю, не очень ошибусь, если в результате получится, что земля выросла за эти годы в цене, как минимум, вдвое. Другими словами, и уровень поступлений в городской бюджет должен был бы увеличиться вдвое — на абсолютно законных основаниях. В свою очередь, и город, будучи распорядителем земельной собственности, имеет полное право использовать эти законные механизмы в интересах территориальной общины.
— Однако, как известно, звучала также критика, что в прежние годы во многих случаях арендная плата устанавливалась в искусственно заниженных размерах…
— Это другая сторона того же вопроса. Наряду с переоценкой необходимо провести и ревизию всех имеющихся договоров аренды. Работа кропотливая — по Кировограду заключено около 1200 таких договоров. Но участок участку рознь, а кроме того, различны и объекты, размещенные на этих участках: в зависимости от их назначения, от их прибыльности и должна, по существующим нормативным документам, устанавливаться арендная плата. Если это сделать, бюджет может получить, по самой грубой оценке, еще около 5 млн. грн. дополнительных поступлений. Но и это еще не все. Дело в том, что в городе, если разобраться, есть еще и неучтенная земля.
— Что она собой представляет?
— Это земля, которая используется фактически, но по разным причинам она выпала из учета, это примерно процентов тридцать земли в черте Кировограда. Выявление такой земли и перевод связанных с ней отношений в правовое поле дали бы городскому бюджету еще до 5 млн. грн., если не больше. В общем итоге 12,5 млн. плановых поступлений в бюджете-2006 превратились бы в сумму более 30 млн. — это весьма существенные деньги для города. А в заключение я хотел бы остановиться на опыте Одессы, который в свое время изучал.
— В чем и как его можно применить в Кировограде?
— Он связан с планированием застройки городских территорий. Окончательный документ, представляющий собой следующий шаг в разработке градостроительной документации после создания генплана города, может быть создан только специализированной организацией — государственным институтом «Гипрогород». Но этот шаг, как показывает опыт Одессы, необходимо сделать. Это переход от концептуального к конкретике: транспортные развязки должны быть такими и такими, здесь и здесь необходимы торговые центры, здесь АЗС и так далее. И на основании полученных научных обоснований исполнительная городская власть заранее готовит необходимые документы для конкретных земельных участков под конкретную застройку. Другими словами, готовит инвестиционные проекты, которые затем выставляются на конкурс и обеспечивают городу привлечение необходимых инвестиций.
Обслуживание долга (%) должен взять на себя бюджет города, это реально.
8 коп. — это приблизительно. Пусть 10-12, даже 15. Дело в другом. Во первых не 1,13 как посчитали в ЖЕКах. А во вторых я говорю о принципе использования этих денег, т.к. поднятие квартплаты решит только частично проблемы ЖЕКов, а никак не жителей.
И если и поднимать оплату, то должен быть строгий контроль и целевое адресное использование, что можно сделать в ОСМД.
По поводу накрышных домовых котелен — полностью согласен.
За землю ничего сказать не могу а вот в прошлом номере за 8 коп. предлагалось решить проблемы ремонта домов. Давайте посчитаем. 100 тысяч на дом (будем брать 10 этажку в 4 подъезда ). Площадь дома около 9000кв.м. умножаем на 0,08 грн./м.кв. и на 12 месяцев итого меньше 9 тысяч. Льготный кредит, какой? Меньше 10 % врядли. Итого: за год 10 тысяч %. Как видим даже проценты не перекрываются, а с чего кредит погашать, а всели вовремя платить будут? Наверное у меня с математикой плохо. Два слова о ОСМД. Сбор денег с дома (размеры см выше) около 2100 затраты на зарплаты председателя (300), бухгалтера (200), дворника (200), Кулибина 3 в 1 (300), налоги на ФЗП (330), мусор (600) уже 1930. как видим ЗПЛ не очень а еще нужно добавить паспортиста, свет, налог на землю, и т.д. Я так думаю ОСМД на 160 квартир это стагнация надо либо количество квартир увеличивать раза в три либо квартплату подымать, либо деньги зарабатывать. Например:
Автономка существенно снижает месячные затраты но очень крепко стоят первичные капиталовложения. Для большинства непокарману. Но есть вариант автономка на весь дом. И капиталовложения в пересчете на одну квартиру относительно ерунда и месячные выплаты малы отопление раз в пять будет дешевле. Мне кажется через эту систему можно и ЖЕКИ реформировать в ОСМД, И коммуналку для спальных районов снизить.