Многие александрийцы, случайно встретившись с ней на улице, сразу вспоминают самые счастливые моменты своей жизни. И это не случайно — ведь многие годы имя Тамары Аноко ассоциировалось в городе только с бракосочетаниями. А еще она умеет собирать вокруг себя талантливых людей, и, безусловно, сама является яркой творческой личностью. Сейчас она посвятила себя журналистике, но, несмотря на то, что писала о многих интересных людях, саму ее на интервью пришлось уговаривать долго…
Наш разговор с этой незаурядной женщиной начался на весьма шутливой ноте. «Как-то в свой выходной, — вспоминает Тамара Эммануиловна, — иду я по рынку, ищу к велосипеду внучки какую-то деталь. Людей вокруг много, я на них не смотрю, внимательно ищу на прилавках нужную мне вещь. Когда нашла, не поднимая глаз, спрашиваю у продавца: “Сколько это стоит?” И вдруг слышу голос: “Для вас — бесплатно”. Поднимаю глаза, удивленно смотрю на продавца. Естественно, не узнаю его, но на всякий случай поздоровалась. “С какой такой радости?” — спрашиваю. А мужчина, уже довольно немолодой, объясняет: “Вы меня когда-то расписывали, и очень удачно. Я — счастлив!”» И тогда моей собеседнице вдруг подумалось, что если следовать этой логике, то ей вообще на улицу нельзя выходить, потому что забросают тухлыми яйцами. Ведь, по статистике, сейчас браков больше распадается, чем создается… Шутки шутками, но по примерным подчетам за 12 лет работы во Дворце бракосочетаний Тамара Аноко зарегистрировала примерно 10 тысяч пар.
Спортсменка, комсомолка, активистка…
Тамара Аноко родом из Белоруссии. 15 лет прожила в Гомельской области. Потом как-то приехала в гости к родственникам в Александрию и решила остаться здесь. Это было после 8-го класса, и у нее появилась возможность поступить в педагогическое училище. «Я совсем не думала быть педагогом, этот путь мне подсказала тетя. Она говорила: “Знаешь, педагог — это хорошо. Даже если ты не будешь работать в школе, то будешь знать, как воспитывать своих детей”. Вот так я и осталась жить в этом городе». Вслед за Тамарой в Александрию переехала и ее мама, отца к тому времени уже не было. Девушка закончила училище и, испытывая безумное желание начать самостоятельную жизнь, взяла самое «далекое» направление на работу, в Харьковскую область. Проработала там 7 лет. Больше половины из них — заведующей детским комбинатом в селе. Так называли детское дошкольное учреждение, в котором малышей можно оставлять на ночь.
Вскоре молодую перспективную девушку заметили в райкоме комсомола, и на этом ее педагогическая деятельность, за исключением нескольких эпизодов в будущем, можно сказать, закончилась. Уже в новой должности — секретаря райкома комсомола — Тамара поступила в Харьковский государственный университет на исторический факультет. До этого был год учебы в юридическом институте, но родственники убедили Тамару, что юриспруденция — это плохо, это ежедневное копание в грязном белье, и что ей — такой утонченной творческой натуре — эта работа совсем не подходит. Тамара была способной студенткой, без труда сдавала все зачеты и экзамены, при этом львиную долю времени, отведенного на учебу, отдавала посещению различных культурных заведений…
В один прекрасный момент Тамара решила вернуться в Александрию, где жила ее мама. Хорошо зарекомендовавшего себя на идеологической работе молодого историка долго не решались отпустить из райкома комсомола, прочили ей карьеру по партийной линии, предлагали возглавить обком комсомола и т.д. Но Тамару карьера никогда не интересовала, прежде всего ей хотелось интересной и живой работы. Так сказать, для души…
Поскольку Тамару долго не отпускали из Харькова, в Александрию она приехала 1 сентября, как раз к началу учебного года. Естественно, это вызвало определенные сложности с поиском будущего места работы. Но надо сказать, что к тому времени Тамара была уже в рядах КПСС, поэтому, как только приехала, первым делом направилась в горком партии становиться на учет. Там посмотрели на нее, посокрушались в связи с поздним приездом, но, тем не менее, работу пообещали найти. «Надо отдать должное родной партии, — продолжает свой рассказ Тамара Аноко, — меня уже через пару дней направили в местную заочную общеобразовательную школу. Два месяца я преподавала там историю. Вскоре мне предложили перейти в педагогическое училище на хорошо знакомую мне должность секретаря комитета комсомола. К тому времени мне уже было 27 лет, и я засомневалась. Но тогдашний секретарь горкома партии Светлана Балаянц сказала: “Тамара, у тебя есть такая возможность задержаться в молодости. Ну почему ею не воспользоваться?”»
На этом все аргументы Тамары «против» были исчерпаны, и она согласилась. Вдобавок взялась здесь же читать несколько часов истории. Так молодой педагог вернулась в родное педучилище, но уже в другом качестве. Все складывалось как нельзя удачно — любимая работа, хороший и в большинстве своем давно знакомый коллектив… Если бы не одно «но» — гордая Тамара терпеть не могла лести и подхалимажа. Именно поэтому она так и не смогла найти общий язык с новым руководством… Целый год после своего увольнения из alma-mater Аноко работала завучем по внеклассной работе в школе №6. А затем снова в горкоме партии ей сделали предложение, от которого было трудно отказаться — перейти на должность инструктора, а затем и заведующего идеологическим отделом, который курировал в городе культуру, образование и медицину. В новой ипостаси Тамара Аноко чувствовала себя как рыба в воде и до сих пор вспоминает об этих 9-ти годах руководящей работы как об одном из лучших периодов своей жизни. Помнят их и те александрийцы, которые регулярно бывали на городских праздниках, придуманных и организованных с легкой руки Тамары Аноко. В культурной жизни города тогда, что называется, наступил самый расцвет.
Тамара во Дворце
К началу 90-х стало ясно, что руководящей и направляющей скоро придет конец. В это время Тамаре Аноко предлагают возглавить Дворец торжественных событий — как специализированное учреждение по регистрации браков. Долго ее уговаривать не пришлось, и таким образом Тамара Аноко, точно ее коронованная тезка из лермонтовской поэмы, оказалась во Дворце «Я, будучи завотделом горкома партии, курировала этот отдел горисполкома, он был равноценен ЗАГСу, — говорит Тамара Аноко. — И всегда меня возмущало то, что такое большое здание используется только для свадебных обрядов. Там же можно проводить массу всяких мероприятий, говорила я. И когда неожиданно для себя оказалась его хозяйкой, естественно, приложила все свои усилия, чтобы исправить ситуацию. Там у меня сначала был Клуб деловых женщин, затем появился Клуб творческой интеллигенции. Где-то раз в три месяца я приглашала местных композиторов, художников, поэтов, и мы как бы обменивались всем тем потенциалом, который каждый из нас за это время наработал. И вернисажи проводились во Дворце, и прекрасные музыкальные вечера, и всевозможные балы. Выходили в люди и молодые таланты». И действительно, в те времена для начинающих представителей творческих профессий было большим достижением попасть на светскую тусовку к Аноко. Это означало стопроцентно быть признанным в кругах александрийской творческой элиты.
Каждая церемония бракосочетания, которую проводила Тамара Аноко, тоже превращалась в отдельный спектакль и практически никогда не обходилась без слез. Растроганные ее душевными речами, плакали от счастья невесты, плакали их родители, гости. Едва сдерживала слезы и сама директор Дворца бракосочетаний. «Я очень эмоциональный человек, — признается моя собеседница, — и для меня это никогда не был конвейер. Это были конкретные люди. И я могла спокойно зарегистрировать 10 пар, а одиннадцатая чем-то меня так зацепит, что самой хочется расплакаться. Я, конечно, себе не позволяла этого делать, но всякое бывало. Иногда смотрю на жениха, а у него слезы из глаз капают. Подхожу, беру его за руку, незаметно для других успокаиваю, а у самой ком в горле стоит…»
Практически все песни, которые звучали во Дворце во время церемоний, написала сама Тамара Аноко. В том числе и знаменитый в городе свадебный вальс. Местный композитор и руководитель оркестра Дворца торжественных событий Владимир Скляр долго не мог подобрать к нему мелодию. Но в конце концов общими усилиями композиция получилась очень удачной, трогательной. «Каждую регистрацию брака я импровизировала, все шло безо всякой подготовки. И получалось все в зависимости от пары. Насколько мне жених с невестой понравятся, как я глаз положу, так и скажу». Больше всего Тамара любила работать с простыми людьми, хотя, конечно же, не без интереса регистрировала и «номенклатурные» пары. Чем выше номенклатура, считает она, тем меньше в обрядах искренности, души и духовности. Чем проще люди, тем милее получался обряд.
Чтобы все свадьбы проходили по высшему разряду, в свое время Тамара при Дворце торжественных событий создала Школу невест. Она учила девушек, как готовить себя к празднику, говорила, что надо обязательно один вечер посвятить репетиции бракосочетания: надеть это длинное платье, научиться грациозно придерживать его рукой, представить себя, величественно восходящую по ступенькам… А еще Аноко придумала, чтобы молодые во время церемонии танцевали вальс, и всех желающих обучала плавным движениям. Она также беседовала с девушками на самые разные темы, учила их основным законам семейной жизни и с высоты своего возраста давала им мудрые советы. Наверняка не одну супружескую пару в свое время спасли именно житейские советы и рекомендации Тамары Аноко. А она, в свою очередь, рассказывала «молодятам» и как пройти первую «притирку», и как общаться со свекровью, предостерегала, чтобы ни в коем случае в присутствии мужа не говорили плохо о его матери, потому что это обязательно всплывет через какое-то время и станет яблоком раздора в семье, и т.д., и т. п.
Мудрая Тамара советовала будущим супругам: если вас начинает что-то раздражать друг в друге, не смотрите на то, что нагнали самогона и наконсервировали сала, лучше разойдитесь сейчас, потому что это раздражение будет с возрастом только усугубляться. А еще она говорила, что нет такого свода законов, который бы строго предписывал женщинам исполнять одни обязанности по дому, а мужчине — другие. В каждом случае должно быть так, как супруги договорятся…
Часто на базе Дворца торжественных событий в Александрии проводились всевозможные форумы и семинары. На одном из них в 1992 году присутствовал тогдашний замминистра юстиции Василий Онопенко. И тогда Тамара Аноко произвела настоящий фурор, продемонстрировав коллекцию шикарных обрядовых платьев, которую придумала и создала своими руками. Тогда почти все работники Дворца, вплоть до техничек, выстроились, как на подиуме, и продемонстрировали эти наряды. Ни один из присутствующих не остался равнодушен к увиденной коллекции. «Их можно понять, — говорит Тамара Аноко, которая сама всегда выглядит с иголочки. — Когда я пришла во Дворец бракосочетаний, из обрядовой амуниции было всего лишь два стареньких платья, которые я как-то побрезговала надевать. Кроме того, они не пришлись на меня по размеру. Передо мной здесь работала красивая крупная женщина. Помню, когда пришла я, многие говорили: “Господи, була така красуня, а прийшло хто-зна що!”»
12 лет работы с молодоженами сделали Тамару и настоящим психологом, она почти безошибочно могла определить, получится из пары семья или нет. «Со мной работала инспектор, которая всегда поражалась, как я это чувствую. Бывало, пара, оставив заявление, уходит, а я говорю: “Люда, ну ведь не будут жить”». Однажды эта Люда даже начала ставить пометки на актовых записях. К сожалению, часто прогнозы Аноко оправдывались… «Иногда мне приходилось и мирить пары. Случалось, поссорятся — и сразу идут ко мне: помирите, мол, нас. Это было очень хлопотно и отнимало много времени. Но я с удовольствием их мирила, откладывала все дела, общалась с ними, помогала решать проблемы».
Много разных пар Тамаре пришлось повидать на своем веку, многие из них до сих пор благодарны ей за то, что именно она была причастна к созданию их семьи. Все случалось в ее работе — и кольца забывали дома, и паспорта, бывало, что молодые вообще на регистрацию не являлись. А одна невеста когда-то убежала прямо с регистрации. Но с особой теплотой Тамара Аноко вспоминает, как она проводила другие свадьбы — золотые, серебряные, хрустальные, фарфоровые… Каждый раз писала к ним оригинальный сценарий. А затем, вкладывая всю душу, готовилась к следующему празднику, писала все по-новому. Как-то из-за этого даже курьез получился. После бракосочетания старшего сына Аноко, которое проходило в селе Субботцы Знаменского района, ведущая церемонии подошла к матери жениха и спросила: «Тамара Эммануиловна, ну как?» Оказывается, они проводили обряд по сценарию Тамары Аноко. А та даже не заметила этого.
Одна, но пламенная страсть
В 2002 году, когда ЗАГСы перешли в ведомство Министерства юстиции, встал вопрос о том, кто же будет хозяином Александрийского Дворца торжественных событий. В Министерстве юстиции тогда так и сказали: «Зачем нам эти обряды?» И ДТС как отдел по регистрации браков попросту упразднили, объединив его с ЗАГСом. Так в 52 года, в полном расцвете сил Тамара Аноко оказалась без работы. А в одной из местных газет появилась статья с ее фотографией в обрядовом платье под названием «На биржу пришла безработная»…
Многие влиятельные друзья и подруги тогда просто побоялись подать Тамаре руку помощи, похлопотать о ее трудоустройстве. Говорили: «Понимаешь, тебе ведь нужно не ниже завотделом, а просто так тебя брать мне неудобно», или что-то вроде: «Ну ты же компьютера не знаешь, Тамара». Тамара Аноко действительно тогда «компьютера не знала». Но, тем не менее, с первого дня своей работы в городском центре занятости, куда ее пригласила директор Людмила Матакова, поняла, что в этом нет ничего сложного.
Сейчас Тамара Аноко нашла себя в журналистике, работает корреспондентом в александрийской газете «Городской курьер». Она — замечательная жена, мать и бабушка. А иначе и быть не может, ведь издавна считалось, что быть причастной к таинству брака может только женщина, счастливая в семейной жизни.
Но главная страсть Тамары Аноко — это ее стихи. Слагать слова в стихотворные строки она начала уже давно, но как-то не придавала этому значения. «Еще когда работала в горкоме партии, бывало, напишу что-то, затем скомкаю лист и в корзину выброшу. Одна женщина, которая сидела со мной в одном кабинете, втайне от меня доставала записки из корзины и как-то ко дню рождения преподнесла мне их в папке». С тех пор Тамара Аноко научилась ценить свой стихотворный труд. Сначала издала сборник стихов «Звучит во мне песня строкой непокорной». Потом вышел второй «У мене при запасi два життя». Уже на подходе и третья книга. В предисловии к своей книге Тамара Аноко писала: «Сейчас мне кажется, что это именно то, что я должна была делать всю жизнь…»