Внешне Артур Беркут — просто идеальный рок-музыкант: бандана, серьги, браслеты, татуировки. Его творческая биография достойна зала рок-музыкальной славы, если бы таковой имелся на постсоветском пространстве. Ну или, как минимум, почетного звания «монстр российского рока». При этом его голос звучит так же сочно и мощно, как и тридцать лет назад, Беркут в прекрасной физической форме. Он абсолютно позитивен, нет даже налета звездности. Общаться с ним, слушать его песни под гитару — одно удовольствие. В этом скоро смогут убедиться полторы сотни счастливчиков, которые придут на его концерт в клуб «Виктория» 13 декабря.
— Артур, у вас удивительно успешная биография рок-музыканта. Группы, в которых вы выступали, — не просто группы, а эпохи. Причем не только в рок-музыке, но и как социальные явления. «Автограф», «Мастер», «Ария» и, наконец, сольный акустический Артур Беркут… Жизнь уже удалась?
— Ну я, в общем-то, об этом не задумывался — какие наши годы? Все идет своим чередом, по какому-то неведомому нам плану. Но одно знаю точно: сколько ни загадывай — все равно не сбудется!
— Если не возражаете, начнем с харьковского периода вашего творчества.
— Это, наверное, самый короткий и самый успешный период моего творчества: я родился в семье гастролирующих цирковых артистов в Харькове и прожил там 10 дней.
— Кстати, ваша фирменная улыбка — она ведь абсолютно цирковая?
— Спасибо, наверное. Отец у меня был клоун, но, знаете, он никогда не улыбался. Он выступал без грима, у него не было накладного носа, и все свои реплики на арене он произносил с серьезным лицом. Зал смеялся до слез, а он даже не улыбался!
— Еще один вопрос о далеком прошлом. С кем вы учились в Гнесинке?
— Там было много талантливого народа. Крис Кельми, Александр Ситковецкий, Виталий Дубинин…
— Группа «Автограф». Многие наши сверстники вспоминают это время, как самое счастливое в жизни. Каким было это время для вас?
— Когда ты молодой, многого не понимаешь. Даже не задумываешься, что все это может когда-нибудь закончиться… Это было очень насыщенное время. Работая в группе «Автограф», с этими людьми — я наслаждался. И главное, мне казалось, что вокруг меня все такие. Я сейчас говорю о контакте между музыкантами. Это довольно сложная, тонкая штука — как супружеские пары, но там два человека, а тут — пять, и все с разными характерами, с разными взглядами на жизнь.
— На пальцах одной руки можно сосчитать коллективы, которые собирали такие стадионы, как «Автограф». В чем секрет этой группы — в музыке, харизме исполнителей или во времени?
— Наверное, все-таки в музыке. Мне кажется, до сих пор ни один музыкальный коллектив не превзошел, не переплюнул «Автограф». Конечно, всему свое время, и тогда, в 80-е, было время «Автографа», но я абсолютно уверен: если бы мы сейчас собрались, то были бы далеко не последней группой, даже с учетом всех веяний другого времени.
— Можно предположить, что после восьми лет работы в «Автографе» вы стали долларовым миллионером и уехали в Америку? Нет, не так?
— Ну это про нас так американцы думали, когда подписывали с «Автографом» контракт… Мы реально собирали стадионы, а получали копейки — сидели на ставках у Москонцерта, Росконцерта и Госконцерта, независимо, был ли это гала-концерт, маленькое выступление или концерт на стадионе. Чем больше концертов сыграешь, тем больше получишь. Конечно, я получал больше, чем инженер, но не намного.
— В Штатах — и тогда, и сейчас — огромное количество классных исполнителей. Тут, в Союзе, Беркутов были единицы, а там — их целые стаи. Вы раскрыли секрет успеха в Америке?
— На самом деле такая задача передо мной и не стояла. Как только мы, группа «Автограф», подписали контракт и переместились за океан, буквально сразу я понял, что, с точки зрения музыки, с точки зрения того, что мы делаем, — это совсем не та страна! Не потому, что мы отстаем от них, а потому что играем по характеру и по посылу совсем другую музыку. Практически сразу продюсеры начали нас перекраивать, делать из нас американскую команду, что изначально было неправильно…
— Прежде чем перейти к вашему «арийскому» периоду, скажите несколько слов о группе «Мастер». Кировоградские рокеры со стажем относятся к ней немного ревниво — в ней вместо Артура Беркута мог петь наш земляк Миша Пахманов.
— Тут есть своя история. Участники группы «Мастер» — это мои хорошие давние друзья. Я с большим уважением к ним относился, но никогда не думал, что мне придется выступать в составе. Случилось так, что Миша Серышев, который пел в «Мастере», не смог поехать на гастроли во Францию. У него возникла дилемма: или ехать с «Мастером», или выступать в театральном спектакле, где было задействовано много людей. И он решил остаться в Москве. Тут же мне позвонил Грановский: «Нужно ехать, выручай». Это было скоропостижное решение, оно было временным не только для меня, но и для «Мастера» — надо было просто помочь друзьям…
— Коротко о главном. «Ария» и Беркут, Кипелов и Беркут — эти темы до сих пор в топовых публикациях Интернета. Надоело отвечать на одни и те же вопросы?
— Нет, не надоело. Если люди спрашивают, отвечаю. Может, я не могу ответить то, что люди хотят услышать… Мне не хочется говорить о каких-то приватных вещах, выплескивать грязь. Все бывает в жизни. Но проходит время, и музыка смывает все ненужное и второстепенное.
— Вокалист «Автографа» и «Арии» Беркут — это один и тот же исполнитель или достаточно разные личности?
— Я никогда не пытался кем-то быть, специально перевоплощаться. Наверное, именно поэтому я сейчас и не являюсь вокалистом «Арии». По духу, по своему мировосприятию, может быть, я им и не совсем подходил, хотя об этом лучше судить людям, которые приходили на наши концерты, покупали в колоссальных количествах альбомы, которые я записал. Имею в виду «Крещение огнем», и «Армагеддон», и концертный альбом, и четыре сингла. Стереть их из жизни, из истории довольно сложно…
— Теперь, с вашего позволения, я хотел бы перейти к Беркуту акустическому. Почему именно мелодичная акустика? Вы ведь не Гребенщиков, бороды нет…
— Если надо, могу отпустить (смеется). Конечно, определенный период времени я не мог выйти на сцену и сказать зрителям: «Ребята, сейчас я спою песни, которые раньше звучали по-другому». Но мне этого очень хотелось. Понимаете, когда со сцены идет хард-роковый, металлический шквал, очень трудно пробиться сквозь него, донести какую-то идею. Многие старые песни в акустическом звучании приобретают новое звучание, начинают новую жизнь. Это не значит, что я песню перелопачиваю, переколбашиваю, переделываю, она просто в акустическом варианте звучит по-другому.
— Скажите, а на ваших концертах обязательно находится человек, крепко поддавший, который с первой песни начинает громко просить исполнить легендарный хит «Я свободен»?
— (Смеется.) Можете мне не поверить, но на мои концерты сильно выпившие люди не ходят. У нас довольно интеллигентная публика. Помню, мне моя жена рассказывала (Оксана Беркут — менеджер группы. — Авт.), что к ней в зале подходили люди и предлагали деньги за исполнение песни «Я свободен». Пришлось отказать.
— Несмотря на долгую карьеру солиста, у вас удивительно сохранился ваш тенор. А поскольку в нашем разговоре принимает участие Оксана, скажите несколько слов о роли жены в поддержании формы рокером.
— С таким голосом я родился. Он не то чтобы сохранился, он или есть, или нет его. У меня очень жесткий режим. Ну и сейчас алкоголь или подобные вещи — это уже не модно, не престижно и не актуально. Сейчас модно быть здоровым, хорошо выглядеть, заниматься спортом, иметь семью, детей, красивую жену…
— А как же знаменитое «Секс, наркотики, рок-н-ролл»?
— Это уже только стереотип и не более. Часть имиджа рокера, которая уже не актуальна. Я стараюсь этот стереотип разрушить.
— Несколько слов о предстоящем концерте в Кировограде.
— У меня раньше всегда была программа, честно могу сказать. Был такой листок, на котором записана последовательность песен — чтобы не забыть. Но я от этого отказался. Я считаю, что все должно идти экспромтом. Я отталкиваюсь от зала, от сердца.
С самого начала я предупреждаю зрителей, что будет не просто концерт. Творческая встреча — это, пожалуй, звучит слишком помпезно. Мы будем общаться, и я буду петь для вас. Это будет такой большой «квартирник», встреча друзей в таком «кухонном» варианте, когда, кроме музыки под гитару, обязательно присутствует искреннее общение. Да чего там рассказывать, приходите — сами услышите.
Беседовал Ефим Мармер, «УЦ».
Редакция благодарит организатора концерта - Бюро металлического джаза «Берн» в лице Эдуарда Гевы - за помощь в организации интервью.
Да,Автограф-классная группа была!