Одной из, пожалуй, наибольших ценностей, которыми может гордиться «УЦ», является круг уважаемых и авторитетных людей, которых мы регулярно приглашаем на наши страницы в качестве экспертов, консультантов и даже соавторов многих публикаций. В их число, как, наверное, давно заметили наши читатели, входит и Николай Цуканов — депутат Кировоградского горсовета с солидным стажем, возглавлявший городской депкорпус прошлого созыва, а в новом — входящий во фракцию блока Литвина. Однако на этот раз Николай Николаевич при свойственной ему политической активности не давал о себе знать непривычно долго. Возможно, это было связано с вышедшей в «УЦ» больше месяца назад резонансной публикацией «Братва рвется к власти!», где фигурировала и его персона…
— Николай Николаевич, несмотря на положительный опыт сотрудничества с нашим изданием, вы не скрываете, что перед тем, как связаться с нами для записи этого интервью, испытывали некоторые сомнения. С чем это связано?
— Действительно, сомнения на этот раз у меня имелись, поскольку теперь редактор «Украины-Центр» является депутатом городского совета от Блока Юлии Тимошенко и, можно предположить, над ним довлеет партийная дисциплина… Тем не менее, как выяснилось, разговор оказался возможным.
— О чем именно вы хотите поговорить с читателями «УЦ»?
— Конечно же, о ситуации в городе. Не открою никакого секрета, если скажу, что жители Кировограда устали от проблемных выборов последних лет и ждали прихода на должность городского головы реального хозяина с дееспособной, толковой командой. Именно такие надежды возлагал поначалу на избранного мэром Валерия Кальченко и я — как на человека, имеющего колоссальный опыт руководителя областного и правительственного уровня, поддержка которого значительной частью депутатского корпуса позволила бы эффективно и оперативно решать проблемы города. Поэтому и его предвыборный слоган «Кировограду нужен Кальченко!» был, на мой взгляд, вполне идеологически оправданным…
Но, на мой взгляд, Валерий Михайлович допустил серьезную ошибку, перенеся в мэрское кресло свои оппозиционные настроения последних лет. Я же при наших встречах неизменно пытался убедить его считаться со всеми политическими силами, вошедшими в нынешний состав депкорпуса, по крайней мере с теми людьми, которые имеют опыт работы в местном самоуправлении.
Казалось бы, такое сотрудничество было вполне достижимым — когда мэр Кальченко предложил всем фракциям горсовета направить свои разработки и предложения, касающиеся основных направлений жизни города и развития его инфраструктуры, соображения и рекомендации по кадровым вопросам (мы предлагали на должность первого зама опытного специалиста — Игоря Фурманова, а секретарем горсовета оставить Цуканова). Но ни одно из наших предложений даже не обсуждалось, и все они были отвергнуты без объяснений!
Уже вторая сессия горсовета показала, что Валерий Михайлович избрал жесткий стиль руководства, в том числе значительно убавив демократизма из регламента работы горсовета. Это касается и вытеснения из дома с колоннами опытных, но неугодных специалистов и замены их политическими симпатиками. Да, у меня нет претензий к сегодняшнему исполкому — там представлен золотой фонд нашего города. К сожалению, этого нельзя сказать о нынешних заместителях городского головы — нет обещанных новых лиц, нет заявленной единой команды. Кальченко обещал привести в мэрию эффективных менеджеров, а привел Перевозника, вся карьера которого построена на колебаниях вместе с линией партии… Что же касается секретаря городского совета, то, не касаясь собственно персоны Людмилы Калкиной, скажу, что совету нужен более опытный руководитель, способный противостоять исполнительной власти и сохранять самостоятельность этого органа, сильный лидер, способный защитить интересы всех 76-ти депутатов. Боюсь, Людмиле Ивановне это не по силам…
А то, что нынешняя исполнительная власть давит на депкорпус, подтверждается хотя бы спровоцированной отнюдь не депутатами, на мой взгляд, ситуацией 23 июня, в которую были втянуты депутаты горсовета (потасовка у двери бывшего кабинета Н. Цуканова со взломом замка пилой-болгаркой — авт.)… Ситуация действительно получилась не совсем хорошая, ее можно было избежать, будь некоторые депутаты, особенно новички, не так эмоциональны. Она не красит городской депкорпус — есть более цивилизованные методы. Впрочем, мы должны были пройти и через это, ничего чрезвычайного в той ситуации я не вижу — это внутренние дела городского совета…
Оглядываясь на свой депутатский опыт с 91-го года, могу сказать, что так трудно работать с исполнительной властью ранее не приходилось — сейчас попасть на прием к чиновнику, в горсовет, избирателю практически невозможно! Но даже это можно было бы простить, если бы власть непосредственно занималась бы проблемами города: подготовкой к зиме, восстановлением качественного водоснабжения, вырубкой амброзии… К сожалению, в городской власти сегодня отсутствует лидер, который бы координировал работу всех ее подразделений и направлений… К тому же, время разборок, поиска врагов и перетягивания каната ушло, нужно работать на конструктив…
— Какими вы видите направления и формы этой работы?
— К сожалению, повторюсь, наш опыт, в том числе по развитию городского хояйства, оказался новой властью невостребованным. Ни одного нашего представителя в составе руководителей депутатских комиссий горсовета сегодня нет! А депутатские слушания, которые проводятся в данном случае по подготовке города к зиме, — это просто слушания, они ничего не решают, поэтому участия в них мы не принимаем… Кроме того, команда Кальченко взяла на себя ответственность за ситуацию в городе. А мы оставили за собой право ее критиковать. И критикуем. Фракция же БЮТ в горсовете должна прийти к осознанию необходимости очистить городскую власть от людей, которые скомпрометировали себя, которых не поддерживает достаточно большая, 17-20 человек, часть (из 76 депутатов — авт.) депутатского корпуса. А на их место нужно поставить нормальных управленцев, которые способны двигать город вперед.
Лидерам же политических сил в составе горсовета нужно бы сесть, разобраться в своих непростых взаимоотношениях, претензиях и обидах, определить приоритеты работы совета и найти компромиссные решения для совместной работы. Что же касается мэра, то в случае перевыборов политические силы, представленные в городе, должны отказаться от излишних амбиций, не нагнетать ситуацию и найти компромиссную, консолидирующую фигуру, которая ушла бы от политических вопросов и сосредоточилась бы на решении в первую очередь экономических и коммунальных вопросов жизни города.