Мы познакомились с Сергеем Прохоровым, когда он перепрыгивал на велосипеде лавочку. Зрелище, надо сказать, скорее странное, чем красивое. Стоя на заднем колесе, он запрыгнул на лавочку, потом — на спинку, потом — буквально слетел с другой стороны и поехал на новый прыжок. Пройти мимо и не остановиться было просто невозможно…
Оказалось, то, чем занимается Сергей, называется велотриал. Сам Сергей узнал о нем из Интернета — просто случайно наткнулся на какую-то ссылку, посмотрел фото и видео триалистов и загорелся. Через несколько месяцев он уже собрал свой собственный триальный байк и начал тренироваться. Сначала сам, руководствуясь видеоматериалами и советами триалистов, найденными в Интернете. Потом нашел единомышленников. Теперь ребята тренируются вчетвером — во дворе знаменской школы-интерната (спасибо, администрация разрешает). В Кировограде же, по словам Сережи, лучше всего для тренировок подходит набережная. «Нужно, чтобы были парапеты разной высоты и ширины, лавочки, место для разгона, ну и, конечно, поменьше мирных жителей вокруг», — объясняет он.
В чем суть велотриала? Коротко говоря, в преодолении различных препятствий, не касаясь их ничем, кроме колес велосипеда. На соревнованиях за касание трассы рукой, ногой или даже педалью спортсменам начисляют штрафные очки.
Бывает велотриал природный, когда спортсмены преодолевают естественные препятствия — скалы, груды камней и т.п. В этом виде соревнований запрещены остановки при прохождении трассы. Есть триал индустриальный — когда спортсмены ездят (прыгают? летают?) на искусственных трассах, сделанных из промышленных складских поддонов, досок, катушек. Здесь разрешены 10-секундные остановки для обдумывания дальнейших действий, зато ограничено время прохождения трассы. Сергей и его друзья занимаются стриттриалом, то есть находят препятствия прямо на улицах. В этом виде нет соревнований и правил, это, скорее, тренировка и развлечение. «Лавочки и парапеты — это самое простое, — объясняет Сергей. — На искусственных трассах спортсмены преодолевают преграды выше 1,5 м, каскады (препятствия, построенные «лесенкой») до 3 м в высоту, но начинают все с уличного триала».
Читая описания техники триальных прыжков, сложно представить, что это вообще возможно. Например, баннихоп — это подпрыгивание с отрывом от земли обоих колес, эндо — блокирование переднего колеса во время движения вперед и, соответственно, вертикальная стойка на переднем колесе, сайдхоп — прыжок боком на двух колесах на препятствие…
Как отдельный вид спорта триал появился в конце 70-х в США. Мототриалисты (то же самое, но на мотоциклах) решили, что молодежи хорошо бы тренироваться на велосипедах — часть ребят потом категорически отказалась пересаживаться на дорогие, тяжелые и экологически грязные мотоциклы. Главными мировыми центрами триала сегодня являются США и Испания. А Меккой триала на постсоветском пространстве — Запорожье. Кстати, в мае этого года там, на Хортице, даже проводился чемпионат Европы по триалу. Вы удивитесь, но, оказывается, вело-триал в Украине довольно популярен. Клубы триалистов есть не только в Запорожье и Киеве, но и в Одессе, Херсоне, Харькове, Боярке… Просто до Кировограда триал пока не дошел.
Но дойдет! Осенью, ко Дню города, Сергей Прохоров планирует провести в Кировограде всеукраинский чемпионат по велотриалу, уже и со спонсорами договорился, и со спортсменами, — исключительно с целью популяризовать этот вид спорта в родном городе…
Присмотревшись, я заметила, что велосипед Сергея, мягко говоря, не совсем обычный. Во-первых, он без седла (оно, оказывается, только мешает при выполнении трюков. Во-вторых, руль у него намного шире, чем у обычного велосипеда — около 70 см. «Главная фишка триала — равновесие — не покачнуться, не коснуться трассы, — объясняет Сережа. — А чем шире расставлены руки, тем проще удерживать равновесие». Есть, конечно, и другие отличия, но они меньше бросаются в глаза. Все это делает байк практически непригодным для обычной езды — ехать нужно все время стоя, максимальная скорость, которую можно развить — 25 км в час. Так что для поездок на дачу нужно заводить второй велосипед.
В крупных городах можно купить готовый байк, но триалисты предпочитают собирать велосипеды сами. Потому что стоит настоящий байк недешево — 1000-1500 долларов, а еще потому, что так круче. Самодельный байк тоже влетит в копеечку — Сергею его велосипед обошелся в 600-700 долларов. «Ну это же не сразу, — говорит Сергей. — Сначала — рама (около 1200 грн.) — остальное ставишь дешевое, а потом постепенно меняешь, на чем-то можно экономить, скажем, у меня задний тормоз самодельный — уже гривен 500 сэкономил». Но, надо сказать, триал не только затратный, но еще и прибыльный вид спорта. В крупных городах рекламные агентства очень любят приглашать велобайкеров на всякие акции — красиво, зрелищно, людей привлекает. За месяц, по словам байкеров, на акциях можно заработать тысячи полторы гривен, но это, как вы сами понимаете, в триале не главное…