Должность директора школы или главного врача больницы считается одной из наиболее почетных в цивилизованном обществе, а освобождение любой из этих вакансий, бесспорно, требует довольно веских причин. С начала нынешнего года в Кировограде сменилась треть школьного директората, занимаемые должности было предложено освободить и нескольким руководителям городских лечебных учреждений. “УЦ” попыталась прояснить возможные причины кадровой революции в гуманитарной сфере областного центра.
За последние месяцы истекшего учебного года свои рабочие кабинеты по разным причинам оставили директора 11(!) городских школ. Среди них — руководители учебных заведений, которые заслуженно считались местными (и не только) флагманами своей отрасли: Виктор Громовой (гимназия им. Шевченко), Виктор Ануфриев (школа №26), Борис Набока (школа №22). Не менее известны тысячам кировоградцев Л.Черевко (школа №14), Н.Шурапова (школа №16), К.Токар (школа №19), В. Александров (школа №20), О.Зернова (школа №24), А.Юдина (школа №29), В.Логвинов (школа №31), Л.Бонева (школа №13)… Заметим, что большинство из них находились на пике своей карьеры, достойно представляя наш город и область на всеукраинском уровне, а Виктор Громовой (оспаривающий законность своего увольнения в суде) даже был признан лучшим руководителем школы среди аналогичных учебных заведений страны.
За разъяснением ситуации мы обратились к начальнику управления образования Кировоградского горисполкома Ларисе Костенко:
— Перед началом нового учебного года мы каждый раз пересматриваем штаты учебных заведений. Анализ кадровой ситуации, проведенный управлением образования, на этот раз показал — среди учителей и руководителей школ города очень много пенсионеров, тогда как молодые специалисты, выпускники педагогического вуза не могут устроиться на работу по специальности. Часть руководителей пенсионного возраста написали заявления об освобождении их от занимаемой должности по собственному желанию, и управление образования обязано было удовлетворить их просьбы. Это касается директоров школ №№ 13, 14, 16, 24. По статье же уволены всего три руководителя — гимназии и школ №№19, 22. Руководители двух последних учебных заведений освобождены от занимаемой должности за нарушение положения о государственной итоговой аттестации. Проще говоря, учащимся было позволено переписывать свои экзаменационные работы, а это недопустимо. Случай же с Виктором Громовым всем известен… Директор 26-й школы Виктор Ануфриев в марте написал заявление об уходе по собственному желанию и сейчас работает на должности методиста центра социально-психологической службы. Кстати, большинство директоров-пенсионеров перевелись на другие должности и остались работать в своих учебных заведениях.
Как выяснилось, в преддверии нового учебного года кадровую брешь, оставшуюся после ухода опытных руководителей со стажем (некоторым из них оставалось 2-3 месяца до торжественных проводов на пенсию) призваны закрыть преподаватели начальной школы и физруки, как это произошло в школах №№ 13 и 26. Хотя общепринято, что перед тем, как занять столь ответственную должность, будущие директора должны непременно пройти соответствующую стажировку. Как сообщила Людмила Костенко, в отношении 26-й школы это условие было соблюдено, а учитель физкультуры в 13-й пока является исполняющим обязанности ее руководителя. Впрочем, как и все остальные назначенцы, ожидающие своего утверждения на новой должности к концу августа.
Похоже, местные власти, в компетенцию которых входит отбор “освiтянських” кадров, начинают осознавать скорые последствия подобных “зачисток” для учебного процесса. Так, за несколько дней до конца учебного года в родной кабинет вернулась уволенный директор школы №29; есть информация о том, что в ближайшее время, возможно, будет “реабилитирован” один из трех “статейных” руководителей.
Что же касается “ушельцев” по собственному желанию, то, не секрет, что это самое желание может возникнуть внезапно и по самым разным причинам. Ведь директор школы — лицо публичное, а значит, весьма уязвимое. Скажем, если он “не угадал” с собственными политическими убеждениями, или его семья имеет пусть небольшой, но бизнес, или сам руководитель — “несговорчивый” депутат, выбравший не ТУ фракцию… Неугодный руководитель может сразу паковать вещи, если ученик, не дай Бог, получил малейшую травму, или попытался без “высочайшего соизволения” раньше времени, экстерном, закончить школу. А уж бокал шампанского, поднесенный коллегами имениннику, тем более может погубить карьеру злополучного виновника торжества. Пенсионерам же не помогут ни солидный стаж работы, ни не менее солидный опыт…
В связи с этим возникает вопрос: кому выгодно, да еще незадолго до выборов (как известно, школы и больницы — традиционные места размещения избирательных участков) обезглавить наиболее “политически озабоченные” в Кировограде сферы — образование и здравоохранение? Ведь не секрет, что и главврачи кировоградских больниц в последнее время все чаще попадают “под раздачу”. Недавний и не единичный пример — скандал вокруг увольнения главврача детской больницы “Добруджа” Василия Хорощака. Кстати, как выяснилось, профильные управления горисполкома — далеко не основное звено в кадровой цепочке, решающее слово остается за первыми лицами местного самоуправления. К сожалению, встретиться с заместителем городского головы Вадимом Волкановым, курирующим данные отрасли, журналисту “УЦ” пока не удалось.
Честно говоря, не хочется верить, что треть кировоградских руководителей наиболее благородных и гуманных структур не соответствуют занимаемым дожностям по “клиническим показаниям”. А вам?..