Потеряв всякую надежду найти справедливость законным путем, отчаявшиеся пантаевцы прибегают к крайним мерам — в минувший вторник более трех сотен жителей поселка, в том числе стариков и детей, перекрыли международную трассу Киев — Кишинев на отрезке Знаменка — Александрия. Таким экстремальным способом люди пытаются привлечь внимание к остановке фактически единственного в Пантаевке предприятия, результатом которой стали полугодичные долги по зарплате, обесточенные жилища, голодные семьи…
Как показывает опыт последнего десятилетия, в нашей стране чиновники даже не почешутся, пока у людей не лопнет терпение и они не заявят о себе во всеуслышание каким-то неординарным поступком. Пантаевцев же на «большую дорогу» выгнала их общая беда — конфликт с руководством разреза «Морозовский», где многие из них работают целыми семьями. Предпосылкой к возникшим сегодня проблемам стала передача два года тому назад упомянутого предприятия зарегистрированной в Днепропетровске фирме «Эксплерент». С тех пор начались регулярные сбои с выплатой зарплаты, несоблюдение других обязательств работодателями по отношению к своим работникам. О смене собственника разреза рабочих поставили в известность в последнюю очередь, не говоря уже о том, чтобы спросить их мнение. Даже заявлений о приеме-увольнении начальство ни от кого не потребовало. И если народ по простоте своей сначала не придал этому значения, доверился новому руководству, то год спустя оказался им же жестоко обманут — у всех без исключения этот период выпал из трудового стажа, поскольку отчислений в Пенсионный фонд из их зарплат не делали. Особенно этот вопрос сейчас тревожит тех, кому осталось буквально пару лет до пенсии. Но, как говорится, нет худа без добра. Собственно, недоимка в Пенсионном фонде и послужила причиной возбуждения в отношении ООО «Эксплерент» дела о банкротстве. Теперь у горемычных работяг появилась хоть мало-мальская надежда получить свои долги по зарплате и, в конце-концов, выбраться из глубокой ямы.
А пока что морозовцы продолжают ходить на работу «за просто так». Прошлой зимой, когда в 30-градусный мороз им пришлось спасать от перемерзания сразу три поселка — Пантаевку, «Победу» и Октябрьский, когда вручную пришлось поднимать сошедшие с рельсов вагоны с брикетом, все понимали — надо. Тогда и город, и хозяева предприятия клятвенно пообещали рассчитаться с ними полностью, и даже подкинули какую-то часть зарплаты. «Только за эту зиму, — рассказывает машинист тепловоза Николай Зарецкий, — Теплокоммунэнерго и ТЭЦ 1-2 нам должны 5 миллионов 200 тысяч гривен. А на погашение задолженности нашему кусту — разрезу, ПТУ и РЭУ — нужно всего лишь три миллиона».
С марта же отгрузка угля здесь не производится, но люди изо дня в день ходят на работу. Теперь о них снова забыли. В горсовете, куда они в первую очередь пришли со своим наболевшим, им так прямо и ответили: «Да кому он нужен сейчас, этот ваш бурый уголь?» В отличие от власть имущих у простых людей на этот счет свое мнение: страна на пороге энергетического кризиса, Александрию с ее пусть даже остатками некогда могучего буро-энергетического комплекса, казалось бы, впору на руках носить… А на деле почему-то все наоборот. По всей видимости, личные интересы отдельных высоких чиновников куда значимее общегосударственных. Иначе как объяснить тот факт, что пантаевцы в своих бедах до сих пор не услышаны?
Сейчас «Морозовский» уже 13-й день под водой. Затоплено практически все оборудование разреза — не работают водоотсосы. Облэнерго за полторамиллионные долги «Эксплерента» отключило здесь напряжение. При этом руководство разреза не допустило энергетиков до производственных рубильников, а те, в свою очередь, полностью отсоединили от электричества всю Пантаевку. В одночасье с поселком несколько близлежащих сел — Бандуровка, Ясиноватка, Коминтерн, Морозовка и Веселое — превратились в остров невезения. Около двух суток людям пришлось сидеть без света — не работали ФАПы, понесли убытки владельцы торговых точек, не говоря уже о том, что тысячи людей, среди них и воспитанники школы-интерната, лишились минимально необходимого комфорта. И тем не менее, шахтеры выходят на работу и даже вынуждены бороться за выживание разреза — поднимать трубоставы и насосы, чтобы в случае подачи электроэнергии можно было начать отсос воды. Говорят, если не выйдешь на «бесплатную работу» — уволят за прогулы.
А в это время у работников разреза растут долги за коммунальные услуги. В магазинах больше не отпускают продукты «под крестик» — продавцы требуют вернуть прежние долги. Вот так и живут здесь сегодня: продали картошку — купили хлеб. Практически все морозовцы вынужденно сидят на диете — их основной рацион сегодня составляют картофель вареный и печеный да пустой суп. Люди работают в три смены на голодный желудок. Монтер пути станции «Морозовка» вспоминает, как после смены, во время которой он разгружал обработанные ядовитым креозотом шпалы, его рвало целых три дня. «Если бы взял тогда с собой нормальный тормозок, — говорит мать путейщика, — такого бы не случилось». Женщины помоложе подхватывают разговор: «А что мы должны говорить детям, которым не в состоянии купить даже мороженое?..»
Дети — вообще отдельная проблема в поселке. Детсады работают, но детей шахтеров туда не пускают — у родителей нечем платить. Таисия Куринная каждый день уходит на работу в карьер с тяжелым сердцем — вынуждена оставлять двухлетнее дитя на парализованного родственника. Другого выхода у нее нет — не брать же ребенка с собой в «яму». Уже два месяца Пантаевка без телефонной связи. Недавно здесь ограбили склад предприятия. Сделав несколько предупредительных выстрелов в воздух, преступники в черных масках связали сторожей и заполнили свой грузовик цветным металлом и дорогостоящими деталями. Из-за того, что не работали телефоны, охранники сообщили о случившемся только к утру, когда бандитов уже и след простыл. Впрочем, узнав о нападении, по словам рабочих, руководство разреза и пальцем не пошевелило, чтобы предпринять какие-то меры. И это далеко не единственный случай, признаются в сердцах люди, когда разрез разворовывается «на металл».
Неоднократно рабочие просили встречи с генеральным директором «Эксплерента» Владимиром Воловенко. Все тщетно. Наконец, беда довела и до Киева. Недавно инициативная группа пыталась попасть на прием к Президенту и премьер-министру. Лично с первыми лицами встретиться не удалось, но письма, в которых подробно изложена суть шахтерской проблемы, главе державы передали. Здесь же люди предупредили и о своих намерениях перекрыть автодорогу.
Как только в СБУ узнали о планах пантаевцев блокировать трассу, пригрозили — мол, будете шалить, вам «светит» 3 года. Угольщики со своей стороны вспоминают закон об уголовной наказуемости руководителей предприятия за невыплату заработной платы. Вспоминают и бывшего мэра, а ныне уважаемого нардепа-регионала Степана Цапюка, в чью бытность поселок оказался на грани катастрофы.
Как раз сегодня в Днепропетровске состоится заседание хозяйственного суда, на котором будет рассмотрено дело о банкротстве ООО «Эксплерент». Предполагается, что суд таки объявит фирму банкротом и спустя какое-то время люди получат свои заработанные деньги. Но о дальнейшей судьбе самого угледобывающего предприятия остается только догадываться.
Накануне акции протеста в ситуацию вмешался и глава облсовета Николай Сухомлин. Совместно с начальниками профильных управлений ОГА было принято решение немедленно направить письма в Фонд госимущества и в Министерство угольной промышленности с предложением немедленно провести оценку разреза «Морозовский» с целью дальнейшей его приватизации.
Неплохо было бы, как нам кажется, последовать в этом случае примеру стран, где подобные проблемные предприятия продаются на конкурсной основе за символическую сумму, — только бы найти эффективного инвестора, способного оживить разрез. Ведь из всего энергетического сердца области в живых остались только два угледобывающих предприятия — разрезы «Морозовский» и «Константиновский». Брикетные фабрики не работают, ТЭЦы порезаны «на металл». А зима-то уже не за горами…
Надо отдать должное доведенным до отчаяния пантаевцам — пока все их акции проходят спокойно, организованно, с предупреждением. Но если поселок по-прежнему останется без внимания власть имущих, а крик о помощи превратится в глас вопиющего в пустыне, люди за себя не ручаются — следующей акцией протеста станет перекрытие железной дороги…