В 60-е годы прошлого века на территории некогда великой страны, а особенно в ее столицах, художественные выставки пользовались огромным успехом. Каждую новую картину, каждое новое имя в череде тех художников, которых мы сейчас называем легендарными шестидесятниками, тогда принимали, как откровение. В годы общественно-политической оттепели именно они круто повернули отечественное искусство от омертвевших догм и официальных запретов на путь его обновления. Одним из них был Петр Оссовский.
Справка УЦ. Петр Павлович Оссовский родился 18 мая 1925 года в с. Малая Виска Кировоградской обл. Украины. Сразу после войны — в 1944-1950 гг. учится в Московском Государственном художественном институте им. В.И.Сурикова. В 1956 — принят в члены Союза художников. Народный художник СССР, заслуженный художник РФ, действительный член Российской академии художеств.
За свою полувековую деятельность Петр Оссовский участвовал во многих крупных выставках у себя на родине и за рубежом. Его произведения находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, крупных музеях России и стран СНГ, а также в различных зарубежных коллекциях. Петр Оссовский — один из основателей «сурового стиля» в изобразительном искусстве, считается одним из наиболее ярких художников-реалистов, неподвластных чиновничьему давлению, одной из наиболее заметных фигур в реалистическом искусстве России второй половины ХХ века.
На прошлой неделе Петр Павлович снова посетил родину. Что ж, рано или поздно в жизни каждого человека наступает время, когда начинаешь больше задумываться о прошлом и вечном, чем о будущем и злободневном. Похоже, для 81-летнего патриарха наступил именно такой момент.
Одной из основных целей визита, в котором художника сопровождал его младший брат Валентин, стала установка креста на месте старого кладбища в Малой Виске, где покоятся бабушка и дед братьев Оссовских, а также множество других, чьи имена давно стерлись из людской памяти — в большинстве своем не сохранились ни кресты, ни могильные плиты.
Еще одна деталь: единственный маловисковский храм много лет назад был разрушен. И по сей день город не имеет святого места, «город без Бога», как выразился сам Петр Оссовский. Со временем на этом месте будет возведена часовня — на это будут выделены деньги из личного фонда художника.
— Сначала я хотел поставить только крест, — рассказывает Петр Павлович. — Но, когда рассказал об этом своему помощнику, Александру Голышеву, русскому художнику из Владимира, очень верующему, православному человеку, он увлекся, и тут же, в 10 минут набросал эскизы часовни — Александр знаком немного с архитектурой. Он охотно приедет и приложит столько сил, сколько нужно будет для того, чтобы эту идею воплотить в жизнь. А крест станет закладным под часовню.
После того как новоустановленный крест был освящен, а вокруг посажены молодые дубки, нам удалось побеседовать с Петром Павловичем, который поделился своими воспоминаниями о родной земле, удивительным образом сохранившимися в его памяти — он покинул Украину в 6-летнем возрасте. Конечно же, не обошлось без разговора о нынешних отношениях между государствами и народами соседних славянских держав…
— Я помню детские годы очень ясно. Помню село — прекрасное украинское село с белыми мазанками, соломенными крышами, вишневыми садочками. Помню центральную улицу — сейчас улицу Энгельса, помню церковь, панскую экономию… Сейчас ничего этого нет — я приезжаю и ничего здесь не узнаю.
Я живу сейчас в совершенно другом мире — мире искусства, а не сельской жизни, везде побывал, везде были мои выставки — от Гаваны до Рима, не говоря уже о бывшем СССР. Но ничего не забыл — иначе бы просто не вернулся сюда никогда. Я по-прежнему остаюсь вашим земляком.
Меня среди русских, хотя практически всю жизнь я прожил в России, до сих пор считают немного иностранцем. Эти капитальные, кондовые русские, они всё хотят сопли по березе размазывать — они, мол, самые русские. Ничего подобного. Во мне, к примеру, русской крови вообще нет — есть украинская, чешско-казацкая и польская. Но такого русского, как я, еще поискать — я за Россию стою в тыщу раз больше, чем они! Они ее продают направо и налево, а я защищаю.
А здесь, на родине, я столько сил приобретаю, хотя для меня это все одна земля — Украина, где я родился, и Россия, где сейчас живу. Конечно, я исполняю законы — таможенные, пограничные, но для меня это дико. Чтоб я ехал к себе на родину как в иностранную державу — я не могу это понять. Я понимаю, но не хочу принимать. Думаю, когда-то это должно кончиться! Европа объединилась, Швейцария говорит на трех языках — и никакой «самостийности». Есть единая Швейцария, которая говорит на трех языках, всемирный банк, куда все воюющие страны вкладывают свои капиталы, чтобы сохранить. А мы — два братских народа, и разъединились. Таможни поставили, пограничников…
Я везу на свою родину картину собственной работы — какую декларацию я должен заполнить?! А он мне: «Вы не заполнили…» Да я и не буду заполнять! Арестуйте меня, отберите, так я снова повезу. Я везу свою работу к себе на родину — вот год написан: 2006. «Ну, говорит, хорошо, тогда не нужно ничего». Руку пожал мне и пошел…
Кстати, год назад, накануне 80-летнего юбилея, Петр Оссовский озвучил намерение передать свое художественное наследие, которое эксперты оценивают в сумму более 100 тыс. долларов, мемориальному музею, который будет открыт у него на родине.
Правда, надежда открыть подобный музей в районном центре — Малой Виске, увы, не оправдалась: скромное местное финансирование не дает возможности обеспечить охрану бесценной коллекции картин, поэтому выбор Оссовского пал на Кировоградский художественный музей.
Но и тут, как оказалось, не все так просто. Здание, в котором размещается музей, только в 2004 году было передано на его баланс, однако в нем продолжают оставаться другие арендаторы — несколько магазинов и фирм. Освободить правое крыло здания, где планируется размещение филиала — мемориального музея Петра Оссовского, арендаторы отказываются.
Вот уже больше года, как проблема решается на уровне областной власти, но воз, как говорится… Еще в мае 2005-го стоял вопрос о том, что если в кратчайшие сроки проблема с помещением не будет решена, то коллекция «уйдет» в Псков, где художник обрел вторую «малую родину». О том, какой же все-таки будет судьба коллекции, мы спросили у самого Петра Павловича, свой комментарий дала также и директор Кировоградского областного художественного музея Татьяна Ткаченко.
Петр Оссовский:
— Если в Кировограде таки сделают музей, точнее, отдел музея, который будет называться «Мир и Отчизна», то вы увидите там и Че Гевару, которого я рисовал лично, Фиделя Кастро, с которым я говорил так же, как с вами, и многих других.
Сейчас коллекция лежит у меня в мастерской под замком. И никому она не принадлежит, кроме Кировограда. Если, конечно, там будет музей. Если не будет — она разойдется.
Татьяна Ткаченко:
— Музей будет. Сейчас вопрос — на стадии разрешения. Недавно мы выиграли апелляционный суд у коммерческих структур, которые до 2023 года арендуют правое крыло нашего здания. Теперь — либо судебное разбирательство продолжится в судах высшей инстанции, либо будет найдено компромиссное решение. Оно может быть следующим: арендаторы просто переедут в другое помещение, если оно будет адекватным — свое согласие они уже дали. Будем надеяться, что вопрос решится быстро, поскольку помочь нам взялась областная власть в лице Николая Сухомлина и Вадима Черныша, которые курируют наши вопросы.
Будем надеяться, что вопросы эти таки будут решены — открытие галереи станет для города и области знаковым событием. Хорошо бы, чтоб на сей раз не получилось «как всегда» — по меньшей мере, стыдно будет и перед Украиной, и перед Россией…
"…мене дивує точка зору, що винними у більшовистській (комуністичній) ідеології і практиці є лише росіяни….Тому що це речі ІНТЕРНАЦІОНАЛЬНІ."
Шановний пане Сергію!
Для того, щоби довести хибнiсть Ваших тверджень говоритиму не я, а українськi юнаки, що загинули пiд Крутами, стримуючи вхiд окупацiйних вiйськ засланих за наказом Владiмiра Лєнiна для встановлення бiльшовицького режиму на теренах УНР! Нагадаю, що пiсля погромiв дєнiкiнцiв i кривавої муравйовщини, Українi все ж вдалося встановити незалежнiсть, а комунiстичний режим було iмплементовано брутальною силою московських вiйськ. Те саме сталося i на Захiднiй Українi 1939 р. Це Вам про iнтернацiональнiсть.
"Україна ніколи не була гноблена Росією."
Я вже не казатиму про культурно-мовнi питання. Промовчу про Емський указ i сотню iнших циркулярiв, що накладали заборону на студiї, вжиток мови та видавництво книжок українською мовою. Я пановi лише нагадаю про згадану вже муравйовщину, коли розгромленi загони бiлих офiцерiв виколювали киянам очi лише за те, що тi говорили українською, коли трощили українськi культурнi фундацiї, коли Дєнiкiн проголосив, що назву "Україна" не можна вживати. А Голодомор? А Бикiвня? А масовi розстрiли у Станiславовi, Золочевi, Львовi (колишня тюрма на Лонцького пам"ятає вiдчайдушнi крики українських священникiв, жiнок, малечi закатованих "гостями" з Московiї). А репресiї? А висилення на Сибiр? То чи не було гноблення? Якщо ЦЕ не гноблення, то ЩО тодi є гнобленням?
"У нас набагато більше спільного з росіянами, ніж з "Європою", Америкою і т.ін"
По-перше до чого тут Америка? Що нам до США? Ми що, зiбралися стати черговим американським штатом? Ми повертаємося туди, куди IСТОРИЧНО належить Україна. Згадайте князiв Київської Русi, згадайте рiзних видатних гетьманiв. Всi вони тримали контакт iз Європою, бо тодi, де зараз Москва хiба ведмедi ходили i аж до царя Пєтра про Московiю мало хто чув у Європi. Згадайте 19 столiття, коли бiльша частина української шляхти i iнтелiгенцiї була частiшим гостем у Парижi, Празi чи Будапештi радше, нiж в Москвi чи Саратовi. Вiдкрийте архiви i подивiться скiльки українцiв було серед студентiв вiденського та празького унiверситетiв i скiльки таких було у Петербурзi, куди українцiв не приймали та й їхали туди хiба полтавськi вiдчайдухи. Тому, Сергiю, Європа це не щось абстрактне i далеке. Це я i Ви i всi українцi. Бо ми iсторично, ментально i культурно належимо до європейської родини. Росiйська ментальнiсть може бути близькою лише для людини, яка вважає себе "совєтом", але навiть у радянському Кiровоградi, бiгме, я завше був європейцем i не був вiдiрваним вiд європейської культури. Дякувати Боговi, у наших кiнотеатрах завжди можна було переглянути чехословацький, польський, нiмецький чи угорський фiльм. Можна було передплатити будь який польський часопис за бажанням. Це все питання ментальностi і сприйняття світу, Сергiю. Якщо Ви тяжiєте до розмов про "водку, балалайку, ведмедя, щi i запой" тодi Росiя Вам є ближчою. Якщо ж Ви мислите iншими категорiями, то нiчого не має перешкоджати Вам пiдтримувати курс нашої держави на вiдновлення iсторичної справедливостi. Подумайте, чим ми вiдрiзняємося вiд тих же полякiв? Їхню державнiсть теж було лiквiдовано, землi сплюндровано, гордiсть потоптано. I що? Вони вже в НАТО i ЄС. І знаєте гірше жити вони не стали і незалежності від євроінтеграції не втратили. Альтернативи євроінтеграції немає.
2 Dk
Друже, перш за все дякую за пораду. Щиро дякую, без єхидства. Тому що приємно мати справу з людиною, яка здатна цивілізовано дискутувати.
А тепер по суті. Якщо дуже коротко, то мене дивує точка зору, що винними у більшовистській (комуністичній) ідеології і практиці є лише росіяни. Це не відповідає дійсності. Тому що це речі ІНТЕРНАЦІОНАЛЬНІ. І зараз заявляти, що ми, українці, такі нещасні, нас гнобили росіяни — це меншою мірою несправедливо. Це наша спільна біда. І долати її потрібно спільно. Україна ніколи не була гноблена Росією. У нас набагато більше спільного з росіянами, ніж з "Європою", Америкою і т.ін. Не можна бути Хомою, "родства непомнящего".
"Юначе! Вам запудрили мІзки. Дискутувати з Вами зараз немає сенсу. Подорослішаєте, самі зрозумієте."
Коли у пана немає контраргументів, не дивно, що Ви встали у "позицію страуса". Повірте, я маю серйозну фактажну і аналітичну базу і моя думка є свідомоюй ніким ззовні не нав"язаною. А ось панові радив би очиститися від комуністичних постулатів і спрямувати свої зусилля на утвердження демократичної європейської України. Наша національна вигода і перспектива в НАТО і ЄУ, а не деінде.
Парни почитайте „Історія Українського Війська: Запорозьке Військо.”
http://exlibris.org.ua/wijsko/index.html тогда будете понимать кто был „Козак”, вольный человек, а кто был „быдлом”. У нас сейчас больше в почете быть быдлом — «національно свідомим українцем”.
Семен, спасибо. Буду стараться и дальше соответствовать.:-)))))))
Dk
Юначе! Вам запудрили мІзки. Дискутувати з Вами зараз немає сенсу. Подорослішаєте, самі зрозумієте.
2 Виталий
Вы не обратили внимание на самое главное. Я предлагаю посмотреть на глубинные мотивы поведения "украинцев" и "хохлов" (термины действительно выбрал в связи с их распространённостью). Известное сравнение: подсознание человека — это дикая необъезженная лошадь, на которой пытается скакать сознание-всадник. Т.е., хохлы и украинцы — это разные люди не потому, что одни сачки, а другие трудяги. Это разделение по внутренней сущности личности. И дело тут не в России и её кнуте, и не в США с Европой и их пряннике. Дело в том, что одни подсознательно стремятся от кнута к пряннику (поскольку иначе, без кнута и прянника, не мыслят свою жизнь), а другие сами себе прянники пекут и кнут им не нужен. Можно также сказать, что одни — инфантильны, а другие — взрослые. Опять же образно.
Вообще-то, Сергей, до деления на "хохлов" и "украинцев" инернет-интелектуалы:-)), если, можно так выразиться, додумались уже давно.
Вот только деление это происходит совсем по другому принципу.
Украинец-тот кто хочет жить свободным человеком в свободной стране, на равных разговаривая и с Европой и с Россией.
А вот хохол-это раб, холоп, быдло, короче говоря, который скучает или за хозяйским(как правило, российским) кнутом или живет по принципу "моя хата скраю", позволяя над собой измываться.
"А то, что сейчас нужны границы и т.д., так ведь нормальные страны от них как раз избавляются. А мы опять вперёд назад?"
Власне, для того, щоби ми могли послабити наші західні кордони, нам треба посилити східний, з Московією, звідки до України сунуть нелегали і наркотики. Прошу не забувати, що ми йдемо до Унії Европейської, а туди інтегруватися з дірявим східним кордоном не можна.
Сергей,
Очень понравился твой комментарий. Если редакция учредит приз на лучший комментарий читателя, то у тебя есть все шансы его выиграть. По 10-ти бальной системе, ставлю тебе 10 баллов.
Граждане Украины разделяются не по национальному признаку, а по мировозрению, вернее по своим подсознательным стремлениям. Есть УКРАИНЦЫ и есть ХОХЛЫ (абсолютно условные термины, можно придумать другие).
УКРАИНЦЫ — это те граждане Украины, которые убеждены, что только своими усилиями (усилиями граждан Украины) можно повысить уровень жизни этих самых граждан и довести его до европейских стандартов.
ХОХЛЫ — это те граждане Украины, которые считают, что их благополучие должен обеспечить кто-то, сами они этого сделать не способны.
Именно поэтому УКРАИНЦЫ стремятся развивать собственную промышленность, оживить своими силами экономику, производить конкурентоспособные товары и ЗАВОЁВЫВАТЬ рынок,… навести порядок в армии. Они привыкли не балаболить, а "пахать".
ХОХЛЫ же лезут в Евросоюз для того, чтобы им рынок ОТКРЫЛИ, продают промышленные предприятия иностранцам, клянчат инвестиции, требуют неоправданных льгот от России и др. стран, … прутся в НАТО (вдумайтесь в аргумент: потому что сразу исчезнет "дедовщина" в армии, улучшится быт солдат и офицеров, солдаты будут в месяц по 1000 евро получать и т.д.). Именно их внутреннее состояние отражают строки Гимна Украины "згынуть наши вороженьки як роса на сонци, запануймо и мы, браття, у наший сторонци". Эти крикливые и наглые, но "пахать" не умеют, вернее им это и в голову не приходит.
Кстати, ХОХЛЯЦКОЕ мировозрение не вина ХОХЛОВ, а их беда. А вот то, что УКРАИНЦЫ вынуждены сейчас жить при ХОХЛЯЦКОЙ власти — это их (УКРАИНЦЕВ) трагедия.
Известно, что изменить мировозрение практически невозможно. Более того, ХОХЛЫ никогда не смогут понять УКРАИНЦЕВ, а УКРАИНЦЫ ХОХЛОВ. Ибо основы моровозрения уходят корнями в подсознание. Ну а дальше — вспоминаем дедушку Фрейда.
Евросоюз и США это давно поняли, именно поэтому и тянут резину со вступлением Украины в их структуры.
Dk
Езжай юноша в в Галицию и интегрируйся с ней в Европу. Там вас с радостью примут и с наслаждением поставят в ту позу раком, в которой находилась Львовская область с окресностями на протяжении 600 последних лет. Уж так поляки и австрияки заботились об гуцулах, так развивали их национальную культуру и защищали украинский язык, что слёзы наворачиваються. Дозащищались до того, что сейчас украинские дикторы, которые никогда в повседневной жизни украинского языка не употребляют, всё больше сиплют с экранов восточнопольским жаргоном, а западноукраинские недоумки я неменьшим жаром доказывают что "це и е щыра украинська мова"… "Слухавка" и "мапа", "хеликоптер" (от уж чисто украинское слово) и "потяг" (не сексуальный, а совсем даже железнодорожный), "мушли" и прочие "х…шли" — это что такое? Это украинский язык у нас теперь так? Та засуньте вы себе в одно место и этот язык и его западенских носителей. Точнее говоря — давайте отправим их всех в "Эвропу", им ведь все равно кому задницу лизнуть, главное чтоб не "москалям". Здать их на хрен в аренду на 20 лет. А через двадцать лет аренду расторгнуть и забрать обратно чистые землю, высокие горы, луга и долины. Поляки не раз показывали, что они умеют решать "украинский вопрос". В аккурат через 20 лет там ни одного живого гуцула не останеться. Та и нафиг они нужны. Боковая тупиковая ветвь в развитии украинского народа.
Не, ребята, вы вААще! Какая окупация? Зачем же против истории-то переть?
А то, что сейчас нужны границы и т.д., так ведь нормальные страны от них как раз избавляются. А мы опять вперёд назад?
Повністю згодний з Dk.
Хай цей панок демагогію не разводить! Україна не Росія! Навіть Кучма сказав. Нам потрібні і кордони і митниця і візи і все інше, що остаточно відокремить Україну від наслідків російської окупації і дозволить повернутися в європейську родину після століть московського гноблення.