Власть меняется. Меняется в центре, меняется на местах — небыстро и непросто. Первая сессия нового Кировоградского горсовета, во время которой должен быть официально введен в должность и новоизбранный городской голова Валерий Кальченко, должна состояться 11 мая. Однако скептики считают это маловероятным — до сих пор тянутся судебные тяжбы, инициируемые то одной, то другой проигравшей на местном уровне силой, и когда все это закончится, говорить сейчас трудно.
Не все спокойно и в лагере победителей — на прошлой неделе, сразу после того как в Кировоградском пресс-клубе реформ представители БЮТ, СПУ и НСНУ в очередной раз обменялись заверениями в «вечной любви и согласии», местный обком Соцпартии, а вслед за ним и политсовет «Нашей Украины» издали довольно-таки странные (в свете недавних событий) документы. В этих заявлениях, распространенных через партийные пресс-службы, речь шла о «приостановлении» членства этих двух политических сил в коалиции на местном уровне по причине якобы невыполнения договоренностей представителями БЮТ…
А между тем пока еще действующий состав городского совета попытался 25 апреля собраться на сессию — даже в такие «смутные» времена городом нужно как-то управлять. Однако «не срослось» и тут. На заседание явились только 19 депутатов при необходимом кворуме в 26. В тот же день состоялась встреча мэров — «старого» с «новым», на которой обсуждались вопросы цивилизованной передачи власти в городе.
Прокомментировать все эти события и ответить на вопросы, которые, несомненно, возникают и у журналистов, и у читателей, мы попросили пока еще секретаря Кировоградского горсовета Николая Цуканова, который, правда, официально сейчас находится в отпуске, а также нового городского голову, руководителя областной организации ВО «Батькiвщина» Валерия Кальченко.
Сессия: зачем и почему?
На вопросы «УЦ» отвечает Николай Цуканов:
— Николай Николаевич, какие вопросы были вынесены на повестку дня сессии?
— По предварительной договоренности с представителями фракций мы отказались от рассмотрения вопросов, которые могли стать камнем преткновения для нормальной работы сессии, — земельных, приватизационных…
Должны были рассматриваться вопросы, касающиеся обеспечения жизнедеятельности города, — в первую очередь финансирования бюджетной сферы, выплат педагогам, вопросы, связанные с финансированием избирательной кампании, — она закончена, а многие договоры, которые касались ее проведения, до сих пор не оплачены. Кроме того, мы должны были рассмотреть порядка 12 депутатских запросов.
— Почему же не явились депутаты?
— Есть много причин. Те, кто не прошел в новый горсовет, считают, что их полномочия уже закончены, им уже не хочется идти на сессию и решать здесь что-то, многих сейчас нет в городе.
Другая группа, из тех, кто был вновь избран, видя, как меняется конфигурация власти, очевидно, хотят, чтобы немалые суммы по бюджетной, коммунальной сферам проводились уже новыми депутатами, новой городской властью.
И третья группа — те, кто традиционно бойкотирует сессии, кто был неудовлетворен теми или иными решениями, принятыми ранее, не пришли и сегодня.
Часть депутатов разъехалась — дата проведения заседания не была четко оговорена заранее, и многих в городе просто не оказалось, люди решали какие-то свои вопросы, связанные с бизнесом или личными делами.
Хочу отметить, что все эти явления не идут на пользу городу. Неизвестно, когда закончатся судебные разбирательства, когда новый состав горсовета приступит к исполнению своих обязанностей — процедура нескорая, ее выполнение требует массы регламентирующих документов, организации процедурных моментов. Если мы сейчас не решим все эти вопросы, то новый городской совет не приступит к их рассмотрению еще долго — поскольку, как минимум, месяц будут утрясаться правовые и организационные вопросы.
— На сегодня назначена встреча между Кальченко и Чигриным, вы тоже будете на ней присутствовать. Какие вопросы там будут обсуждаться?
— Скорее всего, разговор пойдет о рабочих моментах, касающихся жизнеобеспечения города…
Так о чем, собственно, речь?
Уже после вышеупомянутой встречи нам удалось задать несколько вопросов Валерию Кальченко, причем они касались как переговоров с Николаем Чигриным, так и недавних коллизий, произошедших в рамках местной «Коалиции демократических сил», в нерушимости которой всего несколько дней назад заверяли кировоградцев ее участники.
— Валерий Михайлович, о чем вы говорили с Чигриным?
— Мы предложили схему цивилизованной передачи власти. Во-первых, мы попросили предоставить нам ознакомительные материалы — бюджеты, штатные расписания, регламенты работы исполкома и городского совета. Уходящий областной совет сам подготовил все эти документы, составив чуть ли не портфель для каждого из депутатов. Здесь, на уровне города, судя по всему, это будем делать мы сами.
Второе. Мы планируем провести совещание депутатов — всех 76, которые прошли в новый горсовет, раздать им регламент, посоветоваться по поводу создания и комплектации временных комиссий и по другим первоочередным вопросам. Мы договорились о том, чтобы все было «тактично и культурно», и пока еще действующий мэр не будет возражать, если я буду приглашать на собеседование его заместителей, начальников управлений и так далее.
Также я попросил о том, чтобы до момента проведения первой сессии и официального приема полномочий «старый состав» обеспечил жизнедеятельность города, чтобы они провели майские праздники. Думаю, в этом вопросе мы достигли взаимопонимания, и горожане в период «междувластия» не пострадают.
— На прошлой неделе представители Кировоградского обкома СПУ и местного политсовета «Нашей Украины» распространили информацию о приостановлении своего членства в коалиции, тексты их заявлений также содержат обвинения в адрес представителей БЮТ и вас лично. Как вы можете это прокомментировать?
— Все это очень странно. Сегодня утром (25 апреля — ред.) я встречался с партнерами по коалиции Садовым и Максимовым, у нас нет никаких разногласий. А позднее я с удивлением узнал о том, что есть какие-то заявления, в которых нас в чем-то обвиняют.
20 апреля мы были на встрече с Юлией Владимировной, был подписан протокол кадрового распределения квот, который подписали Кальченко, Садовой, Винский. У нас есть готовый документ. Другое дело, что есть попытки не придерживаться его — не с нашей стороны! Так, например, в Маловисковском районе была согласована одна кандидатура на пост главы районного совета — от БЮТ. В день голосования обнаруживается, что свою кандидатуру также выдвинул социалист, глава районной администрации, — мотивируя это тем, что он «более хороший», а наш кандидат «более плохой». Но это единичный случай, а в целом проблем нет, и все эти заявления, по меньшей мере, необоснованы.
Привычка — вторая натура
В день 20-й годовщины Чернобыля кировоградские социалисты, в частности секретарь обкома по оргвопросам Андрей Дробин, сообщили печальную для местной коалиции новость — об окончательном выходе из этого объединения. Мотивация — БЮТ за спиной у всех использует не по назначению саму коалицию и отдельно Соцпартию — ни много ни мало — «для достижения собственных целей — завоевания власти в области в целом и подготовки трамплина для будущих президентских выборов» (цитата из пресс-релиза).
Аргументы — в руководящий состав районных советов проводятся представители других, не коалиционных сил, в частности блока Литвина и Партии регионов. Приводятся конкретные примеры — в четырех районах области действительно райсоветы возглавили литвиновцы, а в Кировоградском районе зам председателя совета — от ПР, в Маловисковском (о, ужас!) — от Компартии.
В некоторых районах выборы глав срываются, как в Гайворонском и Новомиргородском, в других — якобы фальсифицируются. Лидер социалистов области Николай Садовой уже обжаловал в суде выборы в Маловисковском районе, усмотрев в процессе ряд нарушений, отсутствие кабинки для тайного голосования, к примеру, использование фломастера для голосования и засчитывание испорченных бюллетеней «за кого надо».
Подобного рода тенденции социалисты считают или спланированной акцией, или тем, что в БЮТ не могут контролировать своих соратников на местах…
В общем, социалисты, которые имеют в подавляющем количестве местных советов от 2 до 5 депутатов, продолжают игру «в золотую акцию», которой много лет успешно занимается сам лидер партии Александр Мороз, претендуя чуть ли не повсеместно на руководящие посты. Не получив оных, по привычке обещают в ряде районов уйти в оппозицию, но «обязательно конструктивную».
А между тем, несмотря на все коллизии становления новой власти, жизнь продолжается: сессионные залы местных советов заполняются новыми депутатами, а у мэрских кабинетов появляются новые хозяева. Время летит быстро, и даже самый пессимистический прогноз от Николая Цуканова обещает: еще месяц-два — и все закончится. Такова диалектика…