Последствия минувшей избирательной кампании, когда большинство кировоградских СМИ оказались в роли ответчиков в судебных процессах, показали: без знания соответствующей законодательной базы и умения отстоять в суде свои права четвертая власть в контексте новых выборов снова может наступить на те же грабли. Чтобы подобные правовые коллизии с участием средств массовой информации снова не стали реальностью, на прошлой неделе Кировоградская ассоциация “Громадськi iнiцiативи” провела очередной правовой ликбез для местных журналистов.
В рамках проекта “Вибори пiд контроль громадськостi” представители ассоциации провели семинар “Выборы и СМИ”, где ознакомили журналистов с положениями нового закона о выборах президента Украины в части, которая непосредственно касается их профессиональной деятельности по освещению избирательной кампании и самого процесса всенародного волеизъявления.
Так, документ, принятый 6 апреля нынешнего года, предусматривает свободный доступ представителей четвертой власти к любой информации, касающейся хода избирательного процесса, возможность проведения экзит-пола. Вместе с тем новый вариант закона требует от масс-медиа большей объективности и непредвзятости как в освещении самой кампании, так и в работе с отдельными кандидатами. В связи с этим для нарушителей предусмотрено несколько видов ответственности — вплоть до уголовной. Оживленную дискуссию вызвала норма закона, согласно которой при несоблюдении его положений выпуск того или иного СМИ может быть приостановлен. Причем, как оказалось, данная мера касается только коммунальных масс-медиа. Как выяснилось, Национальный союз журналистов Украины считает данный порядок дискриминацией коммунальных СМИ. По мнению же, озвученному представителем Комитета избирателей Украины, это положение защищает рядовых налогоплательщиков от вынужденного финансирования пиар-кампании исключительно одного кандидата, которого — в нарушение закона о выборах — поддерживает данный медийный орган.
Согласно новому закону, каждый кандидат имеет равные права в предоставлении ему — в рамках средств избирательного фонда — эфирного времени или газетной площади, в том числе и в плане расценок на “засветку” в данном СМИ. Стоит ли говорить о том, что сотрудничество масс-медиа с кандидатами должно совпадать с рамками, отведенными для этого законом, а финансирование этого процесса осуществляться только на средства избирательного фонда. В связи с этим обнаружились весьма любопытные факты, могущие стать лазейками для не весьма состоятельных либо особо “экономных” претендентов на главную должность страны. А именно: публикация в СМИ писем избирателей в поддержку того или иного кандидата …не должна в обязательном порядке оплачиваться из его предвыборного кармана. Проще говоря, дешевле нанять пару десятков так называемых представителей общественности, которые будут абсолютно законно пиарить своего “спонсора”, экономя ему лимитированные законом средства.
Короче говоря, по словам председателя НСЖУ в Кировоградской области Юрия Сердюченко, на нынешних выборах “СМИ будут объектом пристального внимания, в первую очередь партийных штабов”. Поэтому, по его мнению, при несоблюдении принципов журналистской этики, а также положений вышеупомянутого закона “правовые коллизии с участием СМИ будут неизбежны”…