Когда я последние месяцы смотрю на эти многочисленные биг-борды, запоздало тянусь за пультом, чтобы переключить с политической рекламы канал на другой, читаю печатные агитматериалы партий и сил, мне все чаще на ум приходит одно место из классиков Ильфа и Петрова. «Действовать смело. Никого не расспрашивать. Побольше цинизма. Людям это нравится» — так в романе «Двенадцать стульев» инструктировал Остап Бендер Кису Воробьянинова перед походом того за очередным стулом к юмористу Изнуренкову.
Вся страна сейчас пребывает в процессе, каковой все те же (ну никуда от них — всё предвидели!) классики охарактеризовали так: «Самый охмуреж идет! Под сладкий лепет мандолины». В том случае это касалось Адама Козлевича и ксендзов. В нашем — электората и политиков.
И как-то так заурядно все! Куда политтехнологические таланты подевались? Самой успешной, искрометной и сверхрезультативной в кратчайшие сроки была рекламная кампания ныне не существующей партии «За красивую Украину!», лидером которой был Геннадий Балашов. В 98-99 годах он развернул бурную деятельность и смог за месяц-два заиметь сумасшедший рейтинг! В основном благодаря упомянутой в начале статьи рекомендации Бендера и еще благодаря простоте и доступности лозунгов. Балашов без ложной скромности обещал всем зарплату от 500 и пенсию от 300 долларов, абсолютно никак не мотивируя, где он возьмет такие грандиозные для бюджета деньги. Тот же Балашов в обещаниях «сформировал» понятную распоследнему недоумку налоговую политику — 10%, десятина, и все! А еще, не скупясь, заодно пообещал каждому жителю Киева выделить бесплатно по 10 соток земли.
С такой манной небесной Балашов в считанные недели стал популярней Кучмы. Это увидели и осознали «наверху». Не знаю, какие веские аргументы ему привели, какие методы убеждения использовались, но в один момент как отрезало: исчезли ролики, активно крутящиеся по всем каналам, громадные, в полосу, статьи во всех рейтинговых газетах. Само словосочетание «Геннадий Балашов» испарилось из информационного пространства. Как поговаривали знающие люди, Балашова более чем конкретно более чем серьезные органы предупредили — или заткнись и ляг на дно, или… (тогда Гонгадзе еще был жив, но примеры возможного будущего были приведены явно яркие).
Исчезновение на пике не прошло даром. После Балашов попытался зарегистрироваться кандидатом в президенты на выборах 99-го, но ему и этого не дали. Сегодня он просто юрист в Киеве, часто замечен в обществе Дмитрия Корчинского из «Братства», говорят, что и офис для «братчиков» он сам предоставил.
Эх, как мне не хватает в нынешней кампании кого-то типа Балашова! Нет, врет большинство участников процесса старательно и вполне цинично, но нет того размаха, полета нет! Мычат все что-то про абсолютно не интересное большинству НАТО, мусолят опостылевшую тему двуязычия, на которое 95 процентам населения просто наплевать (мне, например, все равно, я спокойно по-русски пишу и не страдаю). Кликушествуют о жесточайшем каком-то кризисе, а по улицам Кировограда уже не проехать — столько машин новых в последнее время появилось, и я не думаю, что люди за рулем отрывают что-то от своих детей, чтобы купить бензин.
Нет, с цинизмом-то, конечно, все в порядке. Персонально меня радует таковым, к примеру, «Не Так!». У них один из ключевых мессиджей — на тему «Не надо нам НАТО». Ладно, Витренко долгие годы эту тему эксплуатирует. А вот «Оппозиционный блок “Не Так!”» просто «гонит». Ведь еще не так давно, в 2003-м, фракция СДПУ(о), составляющая костяк блока сегодня, дружно голосовала за постановление Верховной Рады «Про утворення Тимчасової спецiальної комiсiї Верховної Ради України з монiторингу виконання Рекомендацiй парламентських слухань “Про взаємовiдносини та спiвробiтництво України з НАТО” та Плану дiй Україна — НАТО», а в совсем недалеком 2004-м и за Закон «Про ратифiкацiю Меморандуму про взаєморозумiння мiж Кабiнетом Мiнiстрiв України i штабом Верховного головнокомандувача об’єднаних збройних сил НАТО на Атлантицi та штабом Верховного головнокомандувача об’єднаних збройних сил НАТО в Європi щодо забезпечення пiдтримки операцiй НАТО з боку України»! Тогда никто из них не был против страшной и жуткой организации потенциальных агрессоров и оккупантов…
Или пассажи одной известной партии нескольких регионов на тему «объединим Украину». Мало того, что в первой сотне ее списка более 60 (!) выходцев из одной, пусть и крупной области, так в тех же рядах немало товарищей, в свое время призывавших к отсоединению от Украины нескольких восточных областей… Пусть немного не к месту, но… Практически во всех списках всех партий и блоков в проходной части есть представители Кировоградщины. Есть кому за интересы области постоять. Лишь только в той самой партии нескольких регионов в проходной части нет ни души, хоть мало-мальски имеющей отношение к нашим краям! Хотя номер один в хит-параде популистов — Блок Наталии Витренко «Народная оппозиция». Не скупясь, Наталия Михайловна, как доктор экономических наук, обещает газ по 45 долларов, если ее выберут. А чё там мелочиться?!
Цинизм, сотни миллионов на охмуреж электората — дело все же привычное. Но есть у этой избирательной кампании и несколько новых моментов. Причем я не говорю о гораздо большей их демократичности, речь о технологических моментах.
Порадовали коммунисты. Не только своей рекламой на спичках, Народный рух также выпустил подобные (можно было еще соль использовать, муку и макароны), а привлечением в ряды своих агитаторов Пабло Пикассо, Пабло Неруды и прочих творческих личностей прошлого. Примечательно, что ни одного живого, действующего представителя интеллигенции КПУ не привлекает. Не согласился никто? Или с мертвых спросу меньше? Во всяком случае, на моей памяти это первый в Украине случай, когда на агитработу в избирательной кампании подключены исторические персонажи. Кстати, они же почти все иностранцы! Не является ли это нарушением нормы закона о невмешательстве граждан других государств в избирательный процесс?! Шучу. Коммунисты ведь тоже ого-го как шутят. Ладно там Пикассо. Но записать в ряды коммунистических симпатиков самого Тараса Шевченко — это круто! Неужели он тоже в своих прозорливых творениях предвидел ЕЭП и борьбу с НАТО? Утешает одно — с его творчеством наши левые знакомы наверняка. И привлекли великого Кобзаря, видимо, чтобы не повторился конфуз с Петром Симоненко, когда его в прямом эфире попросили назвать любимое произведение Пабло Неруды, чем несколько выбили лидера КПУ из седла.
Еще один неожиданный момент. Я вместе с дворниками с ужасом ожидал начала активной фазы выборов, памятуя «листовочные войны» прошлых кампаний. А ведь в этой число субъектов значительно выросло! И однажды в кошмарном сне я представил подъезд своего дома, оклеенный агитками хотя бы по одной, всех 45 (сейчас одна партия выбыла) партий и блоков, плюс с десяток чисто местных кировоградских блоков (Никулина, Варванского, Христианского) и партий, не блокировавшихся в регионе — к примеру, «Пора» и ПРП в Кировограде идут на выборы врозь, также Рух или Партия промышленников и предпринимателей не вошли на местном уровне в Блок «Наша Украина». Ко всему приплюсуйте агитацию двадцати кандидатов в городские головы… Повторюсь, если бы все они хотя бы по одной листовке вывесили, то получилось бы более семидесяти видов различных печатных призывов типа «голосуй за меня, хорошего!».
Слава Богу, этот ужас не случился. Опыт предыдущих кампаний показал невысокую эффективность данного жанра, а покажи он обратное — то мы бы забыли цвет фасадов наших домов, — они сплошь были бы в пять слоев завешены полиграфией. Нет, листовки есть. Но те, что можно наблюдать по городу, в массе своей высокого полноцветного качества, вывешены в холлах, вестибюлях, торговых залах, окнах солидных учреждений и торговых заведений, и, главное, в не сводящих с ума количествах. Особенно это касается местной агитации. Со всеукраинской чувство меры иногда изменяет, вот «Наша Украина», к примеру, перед концертом «ВВ» и «Тартака» и приездом высоких политиков из Киева оклеила весь центр своими плакатами, часто клея их поверх агитационных лайт-боксов других политических сил, за которые те платили деньги! Нехорошо. Аналогично поступили сипатики Леди Ю накануне ее приезда в Кировоград. Надеюсь, что это перегиб ретивых исполнителей, а не установка руководителей.
Листовки — отмирающий жанр. Политагитация все больше уходит в телевизор, палатки на улицах, неплохо обитает в газетах, ну и идет в наружную рекламу — биг-борды. С последними, слава Богу, полегче сейчас. Десятки тысяч этих наружных носителей, получивших в 2004-м прозвище «биг-морда», с которых глядел улыбчивый мужчина «потому что», не помогли ему стать президентом. К сожалению, урок из той кампании касательно «наружки» извлекли не многие. Те же Регионы догадались не ставить на плакаты лицо лидера, избежав хотя бы повсеместного забрасывания носителей яйцами и краской. А другие…
Наиболее обдуманно, на мой субъективный взгляд, работают с внешней рекламой блок Литвина и в некоторой степени «Вече». Литвиновцы постоянно меняют содержание (но не стиль), с начала кампании сменили уже десяток форм — и Деды Морозы у них, и разные фото из прошлого, и лидер, и номер в бюллетене, и т. д. Обновляется и «Вече», хотя у многих уже мороз по коже идет от пронзительного взгляда Инны Богословской. Но лично меня больше утомляет по двадцать раз на день попадать под проницательно-целеустремленный взор Юлии Владимировны, который, кажется, просто преследует. И оранжевые виды Майдана «Нашей Украины» успели уже сильно выцвести не только внешне, но и в сознании избирателя. А другая партия со своими навязчивыми «плюс 25%» уже воспринимается не как политическая, а как реклама какого-то бухгалтерского журнала.
Но главное — телевизор. Такой виртуальной избирательной кампании мы еще не видели. Тут такая борьба противоположностей! Часть сил (и лидирующих в основном) представлена лишь лидерами. Другая — только названиями. Крутятся ролики, к примеру, Партии социальной защиты или Партии чести. Кто олицетворяет эти партии? Кто их представляет в Кировограде? Кто в Киеве? Что эти партии кроме съемок рекламных роликов делают? Никто не знает. Да и знать особо не хочет.
Хотя знание лидера не всегда спасает. Все знают Инну Богословскую. Из ящика не пропадает ни на день. А что есть «Вече» в Кировограде, хоть одна душа живая знает? Что делают они на областном уровне? Другие силы имеют свои местные конкретные программы, или местных известных личностей у руля, или хотя бы готовят фальсификации на выборах. Но что-то делают! А те же «Вече», «Эко+25%» и многие другие менее известные партии и блоки даже не делегировали ни единой живой души для работы в комиссиях! Почему? Боюсь, потому, что партии эти зачастую существуют только в телевизоре. Готов извиняться многократно при доказательстве обратного. Принесите мне партбилет «Эко+25%», покажите мне офис Партии социальной защиты, расскажите, кто представляет «Вече» в Новоархангельске, Ульяновке и Петрово — и я ваш навеки!
На язык эти партии попали абсолютно случайно из-за их (спасибо телевизору) большей узнаваемости. Но о десятках других партий и блоков известно еще меньше, чем об этих! Где в наших краях вы, Партия политики Путина, Блок беспартийных «Солнце», Украинская партия «Зеленая планета»?! Приходите к нам, расскажите, как вы пропагандируете идеи Путина в Лозоватке, Кетрисановке и Перчуново, чем осветили унылые будни какого-нибудь интерната или детдома, как несгибаемо боролись за чистоту какой-нибудь реки Синюхи, Тясмина или Цыбульника. Мы абсолютно бесплатно пишем о добрых делах политических сил…
Правильно многие говорят, что президентская кампания-2004 безостановочно перетекла в нынешнюю. В рекламе политических китов — все то же: одни запугивают бандитами, другие — апокалипсисом; все живописуют потрясающие успехи ТОЛЬКО правительств под их мудрым руководством и вытирают ноги обо всех других руководителей, все так же делят страну на запчасти (несколько в другой форме). Свирепо процветает обезьянничание. Елки-палки, уже только распоследние маргиналы от политики не пообвешивали Украину ленточками своих цветов! Регионалы почти один в один рассказывают словами «ющенковцев» образца 2004 года о технологиях грядущих фальсификаций (со знанием дела говорят, однако…).
Уверенно продолжают политики и политтехнологи наступать на свои и чужие грабли. Убежден, с 1998 года агитконцерты звезд крайне мало воздействуют на предпочтения электората. Это тогда Партия зеленых практически выскочила на турах группы «Скрябин» и ряда других, покорив сердца молодежи. С тех пор это практически не работает. Никакие концерты Кобзона, Табачника, Могилевской, Киркорова, «Отпетых мошенников», Наташи Королевой (кто у нас еще был в Кировограде? Я всех не упомню) никак не повернули кировоградскую молодежь в сторону кандидата Януковича, практически все студенты были за Ющенко, хотя на концерты дружно ходили. Не помогло. И сегодня вновь идет такая же типа агитация в духе заголовка этой статьи «под сладкий лепет мандолины» (с «мандолиной» у нас побывали Ротару, Билык, Сердючка, «ВВ», «Тартак» и кто там еще?). 26 марта покажет уровень влияния музыки на сердца.
Абсолютно не удивила Россия. Позиция ее мало изменилась. Чуть не каждый день в новостях НТВ, «Первого» или «России» — гадости из Украины. «Сегодня в Крыму состоялся очередной многочисленный митинг в защиту украинского языка» — вещает диктор и показывают видеоряд из двух десятков мерзнущих на улице в Симферополе старушек. Это так, контрреклама. А чистая реклама какова! Помню, я чуть не упал с дивана, когда увидел сюжет: «По просьбе лидера Партии регионов Виктора Януковича лидер “Единой России” Борис Грызлов провел встречу с министром аграрной политики России об отмене ограничений на поставку мясо-молочной продукции из Украины. Министр Алексей Гордеев обещал посодействовать скорейшему разрешению вопроса». Супер! Тонко сработано.
Много музыки, много запугиваний, много зауряднейших обещаний, много России, мало листовок, мало свежих рекламных идей, еще меньше реальных экономических программ. Такова в одной фразе эта кампания. Хотя самое главное — нет того страшного давления со стороны прошлой власти, нет «нагиба» всей страны, есть плюрализм в СМИ. А еще, как и в прошлом году, очень хочется, чтобы все скорее и хорошо закончилось. Даешь рекламу сигарет назад на биг-борды! Даешь рекламные ролики презервативов, косметики и пива на телеэкранах! Она вся, эта неполитическая реклама, на порядок честнее, однако…
Супер. А в Александрии ПОРА стала поддерживать коммуниста, бютовца,друга Кравченка, члена Паши Лазаренка Скичка-вот умора!!!