22 и 23 июня в Киеве, на территории Певческого поля в Печерском ландшафтном парке, состоялся девятый международный этнофестиваль «Країна мрій», основателем и художественным руководителем которого является лидер группы ВВ Олег Скрипка.
Без преувеличения можно отметить, что этот фестиваль является одним из старейших и интереснейших культурных событий, проводимых в Украине. Начиная с самых первых «выпусков», он был приурочен к летнему языческому празднику Ивана Купала и проводился в июне-июле. «Купальские игрища и казацкие развлечения» — гласили зазывные листовки прошлых лет. Позже «купальская составляющая» дополнилась музыкальными, литературными, театральными, этнографическими мероприятиями, и программа их расширяется год от года. Неизменными остаются лишь главные народные атрибуты лета – венки и хождение босиком по днепровским склонам.
Что же происходило на фестивале в этом году? Об этом полевые заметки участника и очевидца увлекательного действа.
Первое, что бросилось в глаза, – это немногочисленность (по сравнению с прошлыми годами) публики, а также вплетение в канву мероприятия футбольной тематики. Несмотря на обилие иностранных евроболельщиков в центре Киева, на фестивале их практически не было (хотя проводился он в 10 минутах ходьбы от Киево-Печерской лавры). Кстати, любопытно, что, по словам владельцев многочисленных ресторанов и магазинов в центре города, иностранцы вообще практически не покидают границ фан-зоны, сувениры покупают копеечные, обедают скромно и не транжирят валюту, чем очень огорчают надеявшихся получить сверхприбыли дельцов. Фестиваль их заинтересовал слабо, слишком уж он «домашний», не коммерческий, понятный только нашей украинской душе.
Тем временем дневная часть фестиваля проходила традиционно неспешно – разношерстная публика в вышиванках слонялась между рядами «Аллеи мастеров», где продавали различные рукотворные изделия, в основном предметы украинского костюма, посуду, украшения, и мини-сценами, на которых выступали самобытные исполнители народной (традиционной) и рок-музыки из Украины, Польши, Франции, Турции и других стран. Самые активные участники весело отплясывали возле сцен, а также разучивали традиционные народные танцы на специально организованной площадке. Активно веселились дети, которых заботливые родители нарядили в крошечные вышитые сорочки, соломенные шляпки и красные сапожки. Здорово, что с малых лет они учатся любить украинскую культуру, приобщаются к народным традициям.
Аншлаг наблюдался на площадках, ставших уже неизменными спутниками «Країни мрій». Это, во-первых, площадка украинско-японского центра, где все желающие могли примерить летнее кимоно «юката» (женское и мужское), особые тапочки и затем сфотографироваться в образе самурая и гейши. Также любителей Японии учили каллиграфии, искусству фурошики (это особый японский способ упаковки вещей – очень актуально), изготовлению оригами и, наконец, японским танцам – довольно непривычное и даже курьезное зрелище, особенно по контрасту с плясками украинок неподалеку.
Во-вторых, казацкие развлечения. Это одна из любимейших моих площадок. Весь день проводились разнообразные конкурсы и показательные выступления, организованные Братством боевого обычая «Спас» (они развивают и продвигают в нашей стране украинские национальные боевые искусства). Несмотря на духоту (в дни проведения фестиваля над Киевом висели тяжелые облака, однако дождь так и не пролился), гости и участники «Країни» активно участвовали в стрельбе из лука, фехтовании на деревянных и металлических саблях, пробовали пощелкать настоящим кнутом, а также с удовольствием лупили друг друга мешками и играли в «казацкий футбол» (в котором все игровые действия производятся в положении «на корточках»).
За этими развлечениями незаметно наступил вечер, а с ним и основной концерт на главной сцене. В первый день выступали Намгар (Бурятия), Lilian Viera (Бразилия, Великобритания), Babazula (Турция) и ТНМК, во второй – Астарта (Украина), Ma Valise (Франция), Mgzavrebi (Грузия) и долгожданные ВВ & В. Попадюк & Ле Гранд Оркестра. Начало обоих концертов публика даже не особо заметила, многие подходили лишь в конце, когда на сцену вышли ТНМК, и во второй день — главный человек, Олег Скрипка. Под бурные овации и хороводы под сценой были исполнены соответствующие тематике фестиваля композиции. Теплый вечерний воздух был словно наэлектризован, люди вскакивали с насиженных мест и подпевали, подпрыгивали, кружились в танце. Расходиться не хотелось. Но, поскольку Киев является принимающим городом Евро, в 22.00 на «Країні» началась онлайн-трансляция матчей из Гданьска и Донецка, что, безусловно, порадовало футбольных болельщиков, но знаменовало фактическое окончание фестиваля…
Вот уже третий год, как посещение фестиваля стало платным. Стоимость билета пока не повышается – 50 грн./1 день или
80 грн./2 дня. Более чем гуманно, учитывая прекрасный состав артистов, выступающих в эти 2 дня.
По традиции количество туалетов и мусорных бачков было недостаточным, к примеру, чтобы выбросить измятую салфетку, мне пришлось преодолеть около 200 метров по днепровским холмам, что, ввиду массовости мероприятия, является моментом упущенным. Зато блюстителей порядка было много, даже неприлично много. Дежурила и «скорая». Из минусов также стоит отметить довольно дорогие напитки и «перекусы», за которыми, тем не менее, выстроились очереди проголодавшихся. Так, небольшая тарелочка «картошки по-селянски» — 20 грн., салат из капусты и огурцов – 10 грн., 100 г шашлыка – 30 грн. Взяв в одну руку тарелочку, а в другую карапузов (ведь на фестиваль многие пришли с детьми), люди карабкались по травянистому склону, чтобы с удобством поесть на принесенном из дому одеяльце. К восьми часам на самых удобных обзорных холмах уже было не протолкнуться. Изрядной помехой для перемещения являлись гигантские клумбы, которые остались на Певческом поле после традиционной майской выставки цветов. Их тщательно охраняли от вытаптывания и замусоривания. Но, несмотря на их несомненную красоту, значительная часть удобного для сидения газона была утрачена. Плюсом же можно назвать свободное размещение на скамейках непосредственно под главной сценой – в прошлом году эти места стоили отдельных денег. В целом же организация фестиваля оставила благоприятное впечатление.
Напоследок скажу, что «Країна мрій» обладает поистине уникальной энергетикой, атмосферой, которая заряжает позитивными эмоциями и пробуждает национальную гордость. Несомненным преимуществом этого фестиваля является его «непохожесть» на остальные этнические фестивали, коих существует и проводится на просторах Украины великое множество. Все они, по сути, выливаются в незатейливые гулянья, песни и ремесла. «Країна мрій» в этом плане выгодно отличается тем, что, расширяя ежегодно свои рамки, «разбавляет» украинскую этнику обычаями других культур и тем самым развивается. Таким образом, каждый следующий фестиваль приносит новые эмоции и приобретает новых поклонников, коими, смею надеяться, станут и читатели «УЦ».
Наталья Соловьёва, г.Киев — специально для «УЦ».