С развалом Советского Союза и падением железного занавеса нам все чаще приходится сталкиваться с американской демократией во всевозможных ее проявлениях, таких, как, например, деятельность волонтеров Корпуса Мира — гуманитарной организации, основанной в 1960 году сенатором Джоном Кеннеди. Почти полвека назад первыми волонтерами стали студенты Мичиганского университета, пожелавшие «служить своей стране и делу мира, живя и работая в развивающихся странах» — именно так Корпус Мира официально декларирует свою основную задачу.
На территории постсоветских государств, в том числе и Украины, волонтеры появились в 1992 году — сначала это были специалисты по развитию бизнеса, которые пытались помочь построить рыночные отношения на руинах плановой экономики некогда великой страны. Позже к ним присоединились преподаватели английского языка и экологи. И кто скажет, что квалифицированная помощь во всех трех областях нам в действительности не нужна? Да и конкретные результаты, например, в сфере образования — налицо. Для изучающих английский язык каждая возможность пообщаться с его носителем — бесценна, а многочисленные программы по обмену студентами позволили тысячам наших ребят побывать в Штатах, учиться там — шансы большинства из них на подобную роскошь при другом раскладе были бы равны нолю…
Миссия мира
Лорейн Хеллер родилась в Калифорнии, на солнечном западном побережье США, куда ее родители переехали в свое время из Нью-Йорка. Окончив школу, поступила в престижный Калифорнийский университет Лос-Анджелеса, собираясь стать преподавателем английского языка как иностранного — ее всегда интересовали люди, принадлежащие к другим народам и культурам, ей нравилось путешествовать, постоянно что-то менять в своей жизни, узнавать что-то новое.
После окончания вуза Лорейн некоторое время преподавала английский язык тем, для кого он не был родным, в основном выходцам из Латинской Америки — мексиканцам, бразильцам, аргентинцам. В 1968 г. в Калифорнию буквально хлынула волна иммиграции из стран Азии — Вьетнама, Таиланда, Камбоджи. «Группы, с которыми я занималась тогда, были достаточно интересной смесью из студентов-латиносов и азиатов», — вспоминает Лорейн.
Свое решение стать волонтером Корпуса Мира она объясняет рядом причин — и совсем не «сильными традициями демократии и благотворительности, сложившимися в США», хотя, наверное, многие ожидали бы чего-то в этом роде. По словам Лорейн, в первую очередь ее заинтересовали программы по изучению иностранных языков, которые организация предоставляет для своих добровольцев, к тому же ей всегда было интересно узнавать новые места за пределами Штатов, жить в странах, где каждый день приходится разговаривать на чужом языке.
И Корпус Мира ей такую возможность предоставил — сейчас к тем 5 иностранным языкам, которыми уже владеет, Лорейн Хеллер хочет добавить русский и украинский, и, нужно отметить, что, не имея опыта изучения славянских языков, она уже делает успехи, и на украинском может вполне сносно объясниться. В Кировограде она работает в Институте последипломной подготовки учителей, где ее опыт действительно может принести немалую пользу.
Здесь, в Украине, по ее мнению, на самом деле очень много возможностей, есть и определенные проблемы, но вполне можно попытаться и изменить что-то, сотрудничая с украинцами в разных сферах.
Кроме вышеперечисленных, у Лорейн была еще одна причина приехать сюда. Совершенно случайно в разговоре всплыл тот факт, что ее бабушка и дедушка в свое время эмигрировали из Украины.
Замыкая круг
В далеких 1900-х на территории Российской империи, уже трещавшей по швам, еврейские погромы не были редкостью. В тогдашней Малороссии они бушевали с особенной силой. Преследования вынудили многих представителей гонимого народа — тех, у кого была такая возможность, — покинуть страну в поисках более спокойного пристанища.
В числе тех, кому это удалось, были и семьи будущих дедушки и бабушки Лорейн Хеллер — в 1906 году они морем прибыли в Нью-Йорк и поселились там.
По словам Лорейн, ее родные редко вспоминали о своей жизни в Немирове, теперешней Винницкой области. Скорее всего, она была достаточно трудной и оставила не самые легкие воспоминания. «Моя тетя приезжала сюда в 1988-м, чтобы выяснить хоть какие-то факты из истории своей семьи. Но в Немирове она не нашла ничего — ни могил, ни документов, ни каких-либо родственников, пусть и дальних», — рассказывает Лорейн. Теперь, спустя сто лет со дня отплытия корабля, на котором ее предки покинули родину, она вернулась сюда — из Нью-Йорка, где живет уже давно и куда прибыл тот самый корабль. Круг замкнулся.
Весной или летом, «когда будет хорошая погода», Лорейн собирается съездить в Немиров. «Я хочу просто побывать там», — говорит она.
Впечатления от встречи с «землей предков» для американки пока сводятся к последствиям культурного шока: «В первый же день меня ограбили в киевском метро. Неприятный момент, но такое иногда случается. Потом я жила некоторое время в селе Гришковцы, это возле Бердичева, и мое первое впечатление было — о, Боже! Я уже не в Нью-Йорке… Я увидела лошадей на улице, коров на улице, я была, мягко говоря, удивлена. Но, сказала я себе, ты хотела перемен? Будь им рада.
Чего я ожидала — не могу сказать, а что встретила… встретила людей, большей частью очень дружелюбных, всегда готовых помочь, очень терпимых и терпеливых — особенно это касается вопросов языка. У вас очень сложный язык, и когда я пытаюсь на нем говорить, это, наверное, сложно вытерпеть…»
Странные все-таки люди эти американцы: в своей наивной вере в «миссию укрепления дружбы между народами» колесят по всему миру, часто живут в ужасных, по их меркам, условиях, не видятся с семьями иногда по нескольку лет… И все же очень хочется верить, что когда-нибудь и нам захочется взять и махнуть, скажем, в Уганду или Восточный Тимор — помочь людям с их проблемами, суахили подучить. Ведь то, что подобные идеи вообще могут возникать в головах серьезных, успешных людей, свидетельствует, на самом деле, только об одном — собственных проблем у них и их страны практически нет — дома все привычно хорошо, стабильно и …немного скучно.
Виталию: Еженедельнику в этом плане сложно конкурировать с телевидением, хотя попытки найти удачный формат нашей "международной панорамы" делались неоднократно. Давайте вернемся к этой теме после выборов.
Доктору: А с чего Вы решили, что Геннадий Александрович не любит "УЦ"? Просто любовь, как и политические симпатии, иногда трудно понять и оценить со стороны.
Г. А.:
С таким же успехом местом ВАШЕЙ прописки можно считать ФСБ(КГБ) РФ.:-))
Редактору:
Ефим Леонидович! По-моему, "УЦ" не хватает раздела международного обозрения. Что Вы думаете по этому поводу?
Доктор, тут его нет (http://bestpics.ru/full/moskovities.jpg)?
Я так там , в центре.
Внимание! Разыскивается пациент областной псибольницы, страдающий манией преследования. Из особых примет: постоянно участвует в форумах газеты "Украина-центр", которую ненавидит. Обычно подписывается Г.А.
Можно только восхищаться такими людьми, как Лорейн Хеллер. И сказать им большое спасибо. Г.А., вот тут уж Вы отдыхайте. Нельзя быть таким злобным.
Вопрос: сколь представителей Корпуса Мира имеют прописку в ЦРУ?