“Системный кризис”, с которым, как уже отмечала “Украина-Центр”, не смог совладать Кабмин, резко изменил ситуацию с внутригородскими пассажирскими перевозками и в Кировограде. Частные перевозчики города — вслед за перевозчиками других городов — ставят вопрос о повышении тарифов на проезд в маршрутных такси. Чтобы “успокоить” читателя, добавим: вопрос о повышении тарифов на проезд в троллейбусах поднимает и “Кировоградэлектротранс”, стоит он на повестке дня и для автобусов большой вместимости.
Как сообщил редакции заместитель городского головы Кировограда Виктор Андреев, городская власть понимает проблемы, перед которыми оказались перевозчики, но в то же время нельзя принять их требования безоговорочно — необходим глубокий экономический анализ ситуации:
— Прерогатива в вопросе о повышении тарифов принадлежит коллегиальному органу городской власти — горисполкому. Поэтому до 5 июня мы планируем завершить аналитическую работу с учетом предложений перевозчиков и рассмотреть ее результаты на очередном заседании исполкома 9 июня.
По приглашению В.Андреева журналист “УЦ” побывал на открытом заседании комиссии, на которую возложена проверка соблюдения условий договоров, заключенных горисполкомом с перевозчиками. Началось заседание с острой критики по адресу последних. Ежедневно на стол заместителя городского головы ложится 3-4 жалобы от пассажиров. Серьезные претензии предъявляет ГАИ: есть случаи, когда за рулем маршруток оказываются нетрезвые водители, выявляются на маршрутах транспортные средства с техническими неисправностями, рабочая смена водителя длится значительно больше 8 часов, а отметки о медосмотре нередко делаются не перед выездом, а загодя и не учитывают реального состояния водителя, который садится за руль. И если, например, представительство Госкомпредпринимательства в Кировоградской области критиковало горисполком за то, что перевозчиков “заставляют” перевозить льготные категории пассажиров, не предусматривая ни компенсаций, ни дотаций, то налоговые органы критикуют и городскую власть, и перевозчиков: слишком мала для них ставка единого налога, тогда как многие из них могли бы работать по системе не льготного налогообложения, а обычного, улучшая пополнение бюджета.
Встречные претензии высказали и перевозчики. Техническое состояние транспортных средств прямо зависит от возможностей их ремонта, то есть от денежных средств, которым неоткуда взяться при нынешних тарифах, а вдобавок выросли и цены на запчасти, особенно для импортных машин. Привносят свою лепту и кировоградские дороги: если, по нормативным документам, в ремонте должно находиться до 10% подвижного состава, то в Кировограде эта цифра достигает 30%. Едины перевозчики и во мнении о необходимости повышения тарифов: они не менялись с 1998 года, тогда как, например, цены на автошины за это время увеличились почти вдвое, выросли цены на электроэнергию и многое другое, а о небывалом скачке цен на горючее в результате “системного кризиса” и говорить не приходится — и понятно, что эта ситуация никак не зависит от городской власти.
Но во мнении, насколько нужно поднять тарифы, не все перевозчики едины. По оценке одних, рентабельность пассажирских перевозок будет достигнута при достаточно “скромном” повышении цены за проезд — но не ниже 1 грн. 12 коп. Другие полагают, что есть маршруты более рентабельные и менее рентабельные, и если для первых якобы можно ограничиться повышением цены на проезд до 75 коп., то для вторых (в частности, на маршруте №111) она должна быть не ниже 1 грн. 35 коп.
Не беремся предсказывать решение исполкома, но Виктор Андреев в конце заседания подчеркнул, что будет усилен контроль и за организацией внутригородских пассажирских перевозок, и за работой перевозчиков. И это справедливо. Придется платить пассажиру больше за проезд или нет (хотя, видимо, все-таки придется), но обслуживать его обязаны лучше, чем сейчас. На устранение замечаний, высказанных на заседании, перевозчикам дана неделя.