В конце прошлой недели Кировоградский государственный педагогический университет наконец-то получил руководителя без приставки и.о. Как и следовало ожидать, министр образования и науки Украины Станислав Николаенко не стал идти наперекор волеизъявлению вуза и практически сразу подписал контракт с победителем голосования трудового коллектива университета, доктором филологических наук профессором Григорием Клочеком. В минувшую пятницу Станислав Николаевич (кто не знает — уроженец Знаменского района) лично представил нового ректора сотрудникам и студентам педуниверситета.
Во вступительном слове на пресс-конференции для представителей местных СМИ министр рассказал о том, что он успел сделать за время пребывания в Кировограде. День получился довольно насыщенным. Николаенко провел переговоры с главой Кировоградской ОГА Эдуардом Зейналовым, вместе с товарищем по партии народным депутатом Николаем Садовым посетил училище связи и ряд школ города, переговорил на наболевшие темы с работниками систем среднего образования, профтехобразования, высшей школы. А уже отвечая на вопросы журналистов, Станислав Николаенко, в частности, говорил о…
О проблеме трудоустройства
По мнению министра, изменения законодательства, согласно которым студент, обучавшийся за бюджетные средства, обязан будет три года отработать по распределению (в противном случае — вернуть государству деньги), вызвала недовольство только лишь незначительной части украинского студенчества. К примеру, почти 500 тыс. студентов вузов Киева никак не отреагировали на изменения закона о подготовке будущих специалистов. Николаенко тонко намекнул, что в любом случае «до точки» выполнить все нормы закона будет непросто. Потому что государство сегодня, даже если очень захочет, не сможет предоставить каждому выпускнику гарантированное рабочее место. А трудоустройство по распределению возможно только при подписании выпускником контракта, в котором будут оговорены пристойная заработная плата, жилье, подъемные и т.д. (хотя для многих выпускников подобные условия были бы счастьем).
О борьбе с коррупцией
Наверняка помня пословицу о том, как именно гниет рыба, ответ на этот вопрос министр начал с себя: «Мне в Киев никто ничего не привозит. Я не требую с ректоров, чтобы они приносили в министерство деньги. И я не беру взятки за назначение ректоров. Ко мне в кабинет каждый человек может свободно зайти, ничего с собой не неся. Мы разрушили всю ту систему, которая процветала в сфере образования последние 10 лет. Однако метастазы кучмизма, к сожалению, имеют большую силу инерции. Люди за один день другими не становятся.
Что мы делаем для устранения коррупции в образовании? Первое — повышаем зарплату преподавателям. Если профессору нужно 120 лет, чтобы заработать на квартиру, то что бы я ни говорил, как бы кого ни сажали, все равно он будет искать способ взять деньги. Другой шаг в этом направлении — введение внешнего тестирования. В следующем году тестировать будут университеты, а через год экзамены в электронном формате будет сдавать вся Украина. В 2005 году мы показатели коррупции при поступлении в высшие учебные заведения снизили на порядок. Ни один представитель министерства не вмешивался в экзаменационный процесс. Мы создали оперативный штаб, который каждый день получал от 150 до 170 сообщений о случаях коррупции. Мой коллега и товарищ Юрий Луценко возбудил по этим заявлениям 300 уголовных дел.
В качестве эксперимента в этом году в Харькове три университета провели вступительные экзамены через независимый центр тестирования. Вузы вообще не имели никакого отношения к экзаменам, абитуриентов зачисляли по уже готовым результатам тестов. Чтобы внедрить подобную систему по всей стране, нам необходимо около 40 тыс. компьютеров… Грузия на внешнее тестирование переходила три года, так там 32 тыс. выпускников, а у нас — 800 тыс.!»
О политике и вузах
Прошлогодние президентские выборы показали, что едва ли не в каждом украинском вузе цинично пренебрегали нормой закона, регламентирующей отделение образования от политики. Чтобы таких «перегибов» больше не было, министр рекомендует следующее.
Для ректоров — не записываться в доверенные лица какого-либо кандидата. Руководитель вуза может находиться в избирательном списке партии, однако ни в коем случае не должен вести агитацию за эту партию. Агитировать ему позволено только собой, своей фамилией. Как, например, поступает министр образования Станислав Николаенко (цитата): «Я же нигде сегодня не говорил, что Соцпартия — лучшая в мире! Но мое присутствие в партийном списке дает сигнал обществу — кто поддерживает меня, тот поддержит и Соцпартию. Можете спросить любого руководителя вуза, школы, училища — Николаенко никого к себе в партию не зовет».
Станислав Николаевич предлагает выделить в каждом университете одну аудиторию для общепартийных нужд. Чтобы все было четко и открыто. Приходит в университет такой-то кандидат (представитель политической силы), ему выделяют определенное время для беседы со студентами, по вузу вывешиваются объявления, что сегодня состоится встреча с кандидатом туда-то. В итоге все остаются довольны — политик получает возможность выступить перед студентами и профессорско-преподавательским составом университета и студентам никто руки не выкручивает.
О местных проблемах
Кировоградская область в плане сферы образования достаточно проблемна. Здесь можно припомнить и «наезды» на «не своих» директоров школ города, резонансный межнациональный конфликт в Несватково, обвалившуюся школу в Маловисковском районе, увольнение руководства в Ровненской школе-интернате, а чего только стоит двоевластие в управлении образования облгосадминистрации!
Как оказалось, о проблемах нашей «освiти» министр осведомлен лишь частично. Мол, у него в подчинении 1000 профтехучилищ, 1000 вузов и т.д., около 12 млн. народа — за всеми не уследишь…
Что же касается трудового спора Прилипко-ОГА-Громовой, министр образования сообщил, что по этому вопросу уже достигнуты предварительные договоренности с губернатором Зейналовым, осталось провести кое-какие переговоры в Киеве. По той информации, которую донесли до сведения Станислава Николаевича, правоохранительная система региона на уровне областной прокуратуры, местное судопроизводство очень заангажированы и фактически блокируют все действия новой власти. Тем не менее, план, как «разрулить» эту ситуацию, уже разработан. Какой именно план — пока секрет. В одном министр уверен — решение проблемы будет находиться в правовом поле.
Находясь в Кировограде, Николаенко также успел переговорить с заведующей горуно Л.Костенко: «Я очень ее убеждал, чтобы она вышла из политического “угара”, чтобы остановила “разборки” по определенным руководителям школ. Мы договорились мирно прекратить все случаи давления на директоров. Школа должна оставаться вне политики». Вот только сработает ли министерское предупреждение?