Олег Рафальский — один из известных кировоградцев, добившихся многого. Доктор исторических наук, профессор, политтехнолог, проведший немало успешных избирательных кампаний на высшем уровне, в недавнем прошлом — руководитель Главного управления внутренней политики Администрации Президента, ныне — зам председателя быстро прогрессирующей Республиканской партии. В Кировоград на этой неделе он приехал презентовать свою новую книгу «Цивилизационная история Украины». Советуем почитать — свежих исторических идей немало, книга есть во всех библиотеках. Но корреспондент «УЦ» все равно свел разговор с Олегом Алексеевичем к политике…
— Все СМИ страны в трансе — вступил в действие закон, согласно которому запрещено комментировать слова политиков. Не означает ли это конец аналитики, газеты станут интересны так же, как сборник цитат Ленина?
— Я думаю, что особо на ходе кампании это не скажется. Хотя, с одной стороны, есть этот закон, с другой — Конституция, гарантирующая свободу слова… Зато в избирательном законе наконец-то очень тщательно выписаны все моменты выборов, и особенно в части, касающейся агитации. Что, кстати, внесет новизну в кампанию. Это будет игра по новым правилам, к которым мы не привыкли, а многие и не знают их.
Будет серьезнейший контроль за СМИ. Законодатель не ограничил размера избирательного фонда субъектов, но четко регламентирует агитработу. Особенно в части финансов. Резко уменьшатся возможности для афер типа «мы потом заплатим», многие СМИ пострадали от этого, и я сам могу назвать несколько имен известных людей, так заработавших немалые деньги.
Финансирование агитации станет более прозрачным благодаря обязательным распорядительным счетам накопительного фонда каждой партии или блока, такие должны быть в каждом округе. С этих счетов деньги будут идти к СМИ.
Хотя, конечно, по сути это изъятие личного мнения журналиста. Это плохо. Но это закон. Мы должны привыкнуть относиться к законодательству, как к правилам игры. Они есть, нравятся они или нет, но их надо исполнять.
Вообще закон этот является продуктом времени и предыдущих кампаний, эхом минувшей войны. Раньше нас бросило в сторону либерализации этих процессов, причем чрезмерной, и мы получили хаос. Затем поняли, что это плохо, и ударились в другую крайность — гайки закрутили так, что аж трещит. Думаю, со временем мы придем к некоему усредненному варианту.
— Какие еще новации появятся?
— Их множество. И если люди хотят в них участвовать, то должны тщательно изучать закон. Безграмотность, увы, повальная. Многие ли знают, что по избирательному закону еще на 1 октября, да, октября, должны были быть составлены предварительные списки кандидатов и представлены в ЦИК?..
Субъекты сами могут регулировать время начала своей полноценной кампании. Хочешь раньше — регистрируйся в ЦИК 1 декабря и на старт. Не успеваешь — сам виноват, только с середины декабря, а то и с нового года начнешь — как зарегистрируешься. И еще много всего.
— Администрацию Президента (секретариат, кабинет) всегда ругают больше всех и за все, демонизируя даже. Оправдайте структуру, в которой вы работали, пожалуйста.
— Неважно название структуры. Главное, какую функцию она исполняет. И неконституционной АП зря называли, в Конституции четко написано: президент имеет право создавать органы для обеспечения собственной деятельности. Так получилось, что в сознании людей бренд «АП» массу негатива на себя набрал, начиная еще со времен Дмитрия Табачника.
Новая власть совершила одну очень серьезную ошибку. То, что называлось Администрацией Президента, работало эффективно. Да, не без ошибок. Но, тем не менее, эта курица несла золотые яйца. Ее не любили, но у нас чаще не любят того, кто что-то делает. Задачи управления решались быстро и четко.
Другой момент. Масса органов исполнительной власти — как центральных, так и региональных — технологически перебрасывала негатив на АП. Такой пример. Министерство культуры рассматривает вопрос о присвоении кому-то звания народного, скажем, художника — им подали представление. Они понимают, что делать этого нельзя, человек этот абсолютно не заслуживает звания. Но министр или его зам не хочет портить отношения с каким-нибудь маститым академиком, который и пропихивает вопрос со своим другом, кумом, сватом. Да и газеты писать начнут… Министр документ подпиcал и отправляет к нам, на Банковую. Там посмотрели и вызвали министра поинтересоваться его умственными способностями. Он уходит, утирается, но зато потом говорит академику: смотри, какие гады! Я же подписал все, боролся, а они!.. Маститый думает — какой хороший министр и какие там сволочи. Это частный пример.
Так же и с губернаторами. Видит, что проект какой-то гнилой ему подсовывают, а люди серьезные, и говорит: я бы со всей душой, да Папа не пускает! Потому и было так много негатива. И он был сознательно сконцентрирован и канализирован на эту структуру.
Я считаю, что новой власти достаточно было бы поменять название, особо ничего не меняя. А так разрушили, создав взамен слабую структуру. Все ничего, но слабым оказался не только Зинченко, в итоге Президент оказался слабым! В те времена запросто любого министра вызывали и ставили на место. А сейчас! Они готовят аналитические материалы, а министрам аналитика по боку! Во времена Кучмы если бы министр образования Николаенко вылез на трибуну и сказал: «Я завтра повышаю учителям зарплату», — его через 15 минут сняли бы. Как можно бросаться такими фразами ценой в миллиарды?! Даже если бы решение было подготовлено.
Право сказать такую фразу имеет только Президент. Если бы не мог или не захотел, то — премьер. А так третий элемент в системе исполнительной власти говорит такое. Твоя задача выйти и объяснить механизм, как это будет делаться и с какого числа. И начать с фразы «исполняя поручение Президента…».
— Как будем жить после политической реформы?
— Все плохое пройдет. Реформа будет проведена, и власть станет сбалансированней, именно дисбаланс был причиной многих бед Украины. И будет понятней, кто виноват. Потому что все бывшие раньше и сейчас коалиционные правительства — это братская могила политических сил. После реформы, когда все уляжется и войдет в русло, станет ясно, какая именно партия сделала дороже газ и недоступней мясо, и на следующих выборах она или ее кандидат в президенты получит свой ноль, а люди проголосуют за тех, кто предлагает ясные пути выхода…
Бойтесь Рафальских, дары приносящих….
Raflskij — kozel!