Все флаги в гости…

75-летний юбилей известного кировоградского машиностроительного завода «Гидросила» собрал в нашем городе множество гостей из самых разных стран ближнего и дальнего зарубежья. Поздравить своих хороших друзей, поставщиков, партнеров по бизнесу приехали представители заводов и торговых организаций из России, Белоруссии, Казахстана, стран Балтии, Словакии, Венгрии.

До начала торжеств для гостей «Гидросилы» была организована экскурсия по предприятию, чтобы потребители продукции завода сами посмотрели, где и как изготавливают знаменитые шестеренные насосы и гидростатические трансмиссии (ГСТ) торговой марки «Гидросила». В перерыве между экскурсиями корреспондент «УЦ» пообщался с заместителем директора производственного объединения «Гомсельмаш» Владимиром Штукарем и директором фирмы «Юбана» — литовского дилера кировоградского завода — Юлиусом Банисом.

— Владимир Арсентьевич, как давно гомельский завод работает с нашей «Гидросилой»?

— Сотрудничество началось еще в 1977 году. Тогда из Кировограда к нам поставлялись гидравлические агрегаты для нового самоходного кормоуборочного комбайна КСК-100. В советские времена «Гидросила» являлась едва ли не самым крупным нашим поставщиком; аксиально-поршневые гидроузлы, трансмиссии ГСТ-90 на «Гомсельмаш» поступали из Кировограда.

Вернулись мы к продукции «Гидросилы» уже в новейшей истории нашего предприятия — в году 1998-99-м, когда на конвейер «Гомсельмаша» был поставлен зерноуборочный комбайн КЗС-7 и комплекс машин для уборки зерна КЗР-10. В их комплектацию входят гидростатические узлы ГСТ-112, гидромоторы, насосы кировоградского производства. Правда, на первые машины мы ставили американские узлы компании «Итон», но они, во-первых, по цене превосходят кировоградские в несколько раз; во-вторых, по качеству оказались гораздо хуже, чем украинские. Поэтому на сегодняшний день работаем практически только с «Гидросилой». На протяжении 5 лет, из года в год, мы увеличиваем объемы закупок в Кировограде на 50-80%. Ваш завод зарекомендовал себя как надежный партнер, у нас никогда не было никаких недоразумений ни по каким вопросам.

— А как «Гомсельмаш» затронул спад производства, последовавший за распадом Советского Союза?

— У завода были проблемы с поставками комплектующих, с платежами, но кризис уже лет шесть-семь как миновал. За счет чего?

В первую очередь благодаря тому, что государство поддерживает собственного производителя.

— В чем конкретно выражается помощь государства?

— «Гомсельмаш» — не только градообразующее предприятие, наш завод — один из крупнейших машиностроительных заводов в стране. Форма собственности предприятия — государственная. Государство же и является основным заказчиком «Гомсельмаша». Госзаказ позволяет обеспечить производство работой процентов на 75, для оставшейся четверти продукции мы ищем рынки сбыта самостоятельно. К слову, не так, как нам хотелось бы, идет реализация нашей техники в Украину… Такая же целенаправленная политика, ориентированная на поддержку собственного производителя, касается и других машиностроительных предприятий Белоруссии. Часть продукции покупает государство, часть — идет в свободную реализацию. Темпы роста объемов производства «Гомсельмаша» постоянно увеличиваются (в 2004 году — на 140 %, в текущем году — уже на 150%), тем не менее, на сегодня вся наша продукция востребована. Хочу отметить, что на склад мы не работаем, только на продажу.

— В начале 90-х очень многие предприятия на просторах СССР пострадали из-за «ломки» централизованных каналов поставок материалов и сбыта продукции. Как вы вышли из этой ситуации?

— В основном, сделав упор на продукцию предприятий собственного машиностроительного комплекса, химического концерна «Белнефтехим». К сожалению, мы не все можем делать у себя в Белоруссии, поэтому вот работаем с «Гидросилой», с кременчугским колесным заводом, с рядом харьковских, ровенских предприятий и еще почти 150 поставщиками из Российской Федерации. Практически все эти поставщики — те же самые, с которыми «Гомсельмаш» работал и во времена Советского Союза. Мы не разрывали с партнерами отношений, у нас не было такого, что предприятие останавливалось. Был какой-то определенный спад, но производство на заводе не останавливалось. Ни на одну минуту, ни на одну секунду.

— Как вы думаете, похолодание в отношениях между Киевом и Минском как-то повлияет на взаимоотношения между «Гидросилой» и «Гомсельмашем»?

— Знаете, белорусы — очень доброжелательные люди. Хоть между нашими странами и есть границы, по большому счету, у нас нет деления, русский ты, белорус или украинец. Наши народы вместе воевали, вместе защищали Родину. Сейчас разделились, но мне это совершенно непонятно… Белорусы всегда рады сотрудничать и с украинцами, и с казахами — с любым трудолюбивым народом. Могу сказать, что мы не делим предприятия-партнеры по национальному признаку — русское или украинское. Есть определенные факторы — ценовые параметры, наличие гарантийной сервисной службы, — по которым мы и определяем поставщика комплектующих. Мы сотрудничаем непосредственно с предприятиями, независимо от того, какие политические перипетии разворачиваются в Киеве или Москве.

— Какая у вас на заводе средняя зарплата?

— На сегодня средняя зарплата по предприятию приближается к отметке в 300 долларов. Высококвалифицированные рабочие, те, кто трудится честно, добросовестно, могут зарабатывать и в два раза больше. При такой зарплате рабочий имеет возможность не только обеспечить себя и свою семью продуктами питания, но может кое-что отложить на строительство жилья или учебу детей. Я прошелся по магазинам города и могу сказать, что цены на продукты в Украине и в Белоруссии совершенно одинаковые. Талон на проезд в троллейбусе у нас стоит 10 центов. Не знаю, какая у вас квартплата, но в Гомеле двухкомнатная квартира обходится в пределах сорока долларов. Горячая и холодная вода есть круглосуточно.

— Раньше практически за каждым заводом были закреплены т.н. объекты соцкультбыта. Кировоградские предприятия предпочли от большинства из них избавиться, а как в этом случае поступил «Гомсельмаш»?

— За нами остались только общежития, Дворец культуры, плавательный бассейн, стадион и санаторий-профилакторий. Все дошкольные учреждения передали на баланс города. На заводе работает свой комбинат общественного питания и свои теплицы, для подогрева которых используется технологическое тепло. Так что 18 тысяч рабочих «Гомсельмаша» имеют возможность недорого питаться в заводской столовой, причем свежие овощи есть круглый год.

В отличие от белорусского предприятия, литовская «Юбана» с нашим заводом работает не так долго — всего около 10-ти лет. Через свою розничную сеть «Юбана» продает продукцию «Гидросилы» в Литве, Латвии и Эстонии. С первого мая прошлого года эти страны — полноправные члены Евросоюза, так что посредством дилерской сети фирмы Юлиуса Баниса гидроаппаратура производства «Гидросилы» получила доступ в ЕС. Отсюда и первый вопрос г-ну Банису:

— Стало ли как-то сложнее работать с предприятием государства, оставшегося за бортом евроинтеграции?

— Практически ничего не изменилось, — говорит Юлиус Банис. — Просто добавилось небольшое таможенное «мыто» на гидравлику — около 1,5 %; но это несущественно, сотрудничать не мешает. Чиновники таможни в последнее время работают немного лучше, скорее всего, просто испугались новых порядков. У нас и раньше никогда не было проблем с таможней, мы всегда работаем честно.

Присутствие продукции «Гидросилы» в Прибалтике наверняка поможет вашему предприятию завоевать рынки стран ЕС. Евросоюз — одно огромное государство, с разными языками и республиками. Границы как бы нивелировались, валюта через год будет одна, психологических барьеров тоже не стало. Мы расширяем свою сеть на скандинавские страны, автоматически там появится и продукция кировоградского завода. Я уверен, что там она будет конкурентоспособной — раньше мы торговали разной гидравлической аппаратурой, но выбрали самую лучшую.

— Каково вообще отношение в Литве к Украине?

— Прекрасное. Не знаю, как точно выразить мысли, но Украину, украинцев в Литве все любят. Поэтому бывает больно, когда в печати о Прибалтике говорят как о сборище националистов. Это неправда.

А еще Юлиус Банис отметил, что за последние 3-4 года наш город сильно изменился: на дорогах появился новый асфальт, улицы в вечернее время уже освещены… По мнению литовца, сейчас областной центр намного чище, чем был когда-то — по крайней мере, улицы Кировограда гораздо чище, чем улицы городов Таиланда или Индонезии. В общем, мусора у нас чуть меньше, чем в Азии, но чуть больше, чем в Европе. И пока мы сами, образно говоря, не подметем наши улицы, никто нас в Евросоюз не возьмет.

Добавить комментарий